Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Памятники истории и культуры
УСЛЫШАТЬ КЛИО КЛИЧ БЕЗМОЛВНЫЙ
лио — одна из девяти античных муз, покровительница Истории — нередко и сама нуждается
в нашем участии. Особенно в те времена, когда настоящее проявляет безжалостность к прошлому и (что
в общем-то одно и то же) равнодушие к будущему. Здравомыслящий человек потому и затепливает очаги культуры,
такие, как музеи и библиотеки, чтобы Клио могла обрести под их кровом надежное пристанище.
Музей археологии был открыт по распоряжению Д. А. Кунаева в 1973 году при Институте истории,
археологии и этнографии имени Ч. Валиханова. В 1990 годы, когда один за другим стали закрываться
учреждения НАН РК, Центр археологических исследований, составлявший часть этого института, был преобразован
в Институт археологии имени А. Маргулана Минобразования и культуры РК. Это было сделано ради сохранения
древнего культурного наследия Казахстана.
Одна из верных служительниц Клио, кто на протяжении всех этих лет неустанно поддерживает огонь в очаге
национальной культуры, — Тамара Владимировна САВЕЛЬЕВА, главный научный сотрудник Института археологии,
доктор исторических наук.
— Тамара Владимировна, я попрошу вас, археолога, стать на время «рентгенологом».
Просветите, что хранится в тысячелетней тьме курганов Жетысу?
— Приведу лишь один пример. В Кегенском районе в конце 1980 годов был найден Жалаулинский
археологический клад. Там оказалась масса драгоценных, высокохудожественных вещей разных времен.
— Какова не валютная, а научная и общекультурная ценность клада?
— Есть английская поговорка: «Никто не знает подробностей». Этот клад, к великому
сожалению профессионалов, был целиком передан в особую кладовую Центрального музея РК. Почему
«к сожалению»? Да потому, что данный музей при всей своей презентабельности — не научное
учреждение, а просто хранилище и популяризатор. Клад попал в кладовку, где он до сих пор всесторонне
не изучен и не опубликован. Просто проинвентаризован и запломбирован. Для специалистов, для науки
он закрыт. Хранители не в состоянии продуцировать научные труды.
— Известно, что еще в 60-е годы была создана археологическая карта Казахстана. Бытует ли
такой порядок, когда департамент строительства акимата Алма-Аты не дает застройщикам разрешения
на возведение объекта без визы археологов? Нет? Так надо же бить в барабаны!
— Бьем! Но слышим этот бой только мы сами. В Алма-Ате царит строительный Ренессанс. Причем
все стройки — частные. Наверняка за забором залегают древние культурные слои, но туда не проникнешь,
будь ты хоть трижды доктор наук. На территории города много поселений эпохи бронзы, погребения саков
и усуней. И получается, что культурное наследие наших предков закатано под асфальт и бетон, невосполнимо
и невосстановимо.
— Вы эти слова с такой болью произносите…
— Я тридцать пять лет отдала изучению этногенеза казахского народа. Как сердцу не болеть?
Примерно в таком же положении и тот памятник, которым я четверть века занимаюсь, средневековый город
Талхир, то есть Талгар.
— В чем, по-вашему, гвоздь проблемы?
— Гвоздь проблемы (я бы сказала, ржавый уже гвоздь) в том, что при отводе земель у нас не работает
Закон об охране памятников истории и культуры. В Алма-Ате еще не было случая привлечения нарушителей этого
закона к какой-либо ответственности. Хотя по стране прецеденты есть. В Западном Казахстане, недалеко
от Уральска, тянули газопровод, и труба прошла непосредственно над памятником. Это была баня XIII века,
которую нельзя было перенести. Пришлось перепроектировать линию газопровода.
При советской власти была стройная система охраны памятников — государственная и общественная.
Общество охраны памятников истории и культуры в разное время возглавляли такие уважаемые деятели национальной
культуры, как Узбекали Джанибеков, Ануар Алимжанов, Абиш Кекилбаев. Функционировали государственные инспекции.
Любые несанкционированные работы в охранных зонах пресекались. При необходимости выдавались четыре формы
так называемого «Открытого листа»: на обследование охраняемого участка, на частичные раскопки,
на раскопки разрушающихся памятников, на проведение исследований по полной форме. Такой цивилизованный
подход, отработанный за 50-60 лет, в новое время продолжения не получил. Видимо, потому, что ассоциировался
с «проклятым социалистическим прошлым».
Теперь восторжествовала такая точка зрения: это наши национальные памятники, и мы вправе делать
с ними все, что захотим. Но я всегда при посылке наших молодых специалистов на места древних захоронений
говорю им: передайте всем покушающимся на памятники — аруахи восстанут!
— Какими методами исследуется курган?
— Производим раскопки, ищем могильное пятно, делаем разрезы. Однако в результате курган
утрачивает свою первозданную конструкцию. Полное исследование памятника — это, как ни печально,
его уничтожение.
— Парадокс: наука приоткрывает реалии прошлого и губит их.
— Чтобы это не носило необратимо фатального характера, следом за археологами должна идти
компетентная служба консервации. А она не действует, хотя и числится в структуре НИИ памятников истории
и культуры, который как раз и должен заниматься этими работами. Первой ласточкой в сфере профессиональной
консервации казахстанских памятников археологии стала программа «Отрар», подготовленная
правительством Японии под эгидой ЮНЕСКО и успешно реализованная в 2004 году. Второй подобной ласточкой
является государственная программа «Возрождение древнего Отрара», инициированная
премьер-министром РК Даниалом Ахметовым.
Когда-то в акимате Алма-Аты витала идея проекта (я его называю экстравагантным) — создать муляж
кургана на площади Республики, сделать разрезы, чтобы любой мог увидеть имитацию древнего захоронения.
Представляете? Будучи не в силах сохранить то, что еще осталось на территории южной столицы, надумали
сооружать новодел!
— А какая судьба ожидает знаменитый Иссыкский курган?
— Никакая. О консервации там речь вообще не шла. Курган оказался на территории автобазы. К чести
транспортников, все наши работы они профинансировали. Курган был раскопан, материалы изъяты, изучены,
опубликованы монографии. И все. Весь раскоп разровняли. По соседству автобаза поставила памятную стелу.
Иностранцам мы показываем аналогичный курган, который находится на землях иссыкских дач. Там целый могильник.
Кстати, и легендарный курган — часть этого могильника.
— И что, в них тоже могут находиться сакские «золотые воины»?
— Не могу знать. Древние саки письменных источников не оставили.
— Археологи доберутся до них когда-нибудь?
— Будут деньги — доберутся. А вообще-то оставить бы эти курганы непотревоженными, в том виде,
как они дошли до нас, до будущих поколений! Возможно, тогда появятся новые методики исследований.
— На многих курганах их «темя» как бы провалено — вершина вогнута.
— Это так называемая грабительская воронка.
— Может ли она свидетельствовать о том, что в кургане ничего нет?
— Не всегда. В том же Иссыкском кургане тоже была такая воронка. Но в нем имелось боковое
подзахоронение, которое грабители не обнаружили.
— Можно сказать, что древний курган — это не рукотворный земляной холм, а бархан.
Зыбучий бархан проблем. Поможет ли их решить государственная программа «Культурное наследие»?
— Акимат Алма-Аты, его управление культуры в соответствии с данной программой планируют до конца
нынешнего года завершить полный учет всех местных памятников истории и культуры, датировать и проаннотировать
каждый. Уже выпущены два тома из 10-томного свода памятников в масштабах страны (по областям). Мы силами
нашего института готовы (при условии финансирования) обеспечить археологическую часть этого свода. Готовим
к печати инструктивную брошюру, куда войдут соответствующие статьи Конституции РК, профильных законодательных
актов и полный реестр памятников на территории Алма-Аты, причем с привязкой к конкретным улицам. Это будет
научным ориентиром для всех тех, кто отводит земли под строительство, проектирует и строит.
— Я знаю, вы сеете в умах молодежи зерна научного знания. И как — прорастают?
— Что-то всходит, что-то ждет своего часа. В свое время я помогала материалами из своего
собственного фонда открыть музей археологии при СШ № 1 города Талгара. Это старейшая и ведущая
в городе школа. В Талгаре не было ни одной из восьми местных школ, чьи бы учащиеся не работали в моей
археологической полевой экспедиции. Жаль, что ушло поколение преподавателей-энтузиастов, не передав
эстафету. Но сейчас и дети изменились — они больше не хотят землю копать. Это ведь каторжный,
хотя и оплачиваемый труд. Уж лучше насобирают в горах дикого урюка и продадут. Интерес к археологии
у современных продвинутых школьников проявляется лишь в сугубо прагматичном плане: составить компиляции
по работам ученых, дабы получить льготу для поступления в вузы.
— Смена поколений не обходит стороной и науку. Как это сказывается на качественном составе
молодых археологов?
— С нами остаются только энтузиасты. Когда-то у Академии наук были свои общежития для аспирантов,
потом их приватизировали. Молодые ученые с их ничтожными окладами еле-еле сводят концы с концами. Среди
археологов Казахстана сейчас всего восемь докторов наук и один академик. И больше академиков, скорее всего,
не будет.
Но вот что меня беспокоит особо. Преобладающая часть населения страны катастрофически малограмотна
в области культуры, археологии, в сфере охраны памятников. После социалистической революции 1917 года
был организован ликбез, вот и теперь, с переходом к капитализму, необходима планомерная ликвидация всеобщего
культурного невежества. Через широкую популяризацию культурного наследия и научное просветительство.
При материальной поддержке государства. Памятники — наше великое национальное достояние. Это то,
на чем стоит наша древняя цивилизация и созидается новая. Никакими деньгами это не измерить и не окупить.
© Сергей КОВАЛЬ
Опубликовано в газете «Известия-Казахстан», 16 марта 2005 г.
|