|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
МЕТРО ЗАПУСТЯТ 31 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА
Торжественное открытие состоится на станции «Райымбек»
ткрытия метрополитена алматинцы ждут еще с 1996 года. Когда в 1988 году началось строительство,
никто и не предполагал, что до залпов шампанского будет еще так далеко. Алматинское метро стало
«стройкой века» и притчей во языцех. Но его все равно ждут, как долгожданного первенца в семье.
На минувшей неделе прошло соединение среднего станционного тоннеля с подходным коридором станции
«Жибек жолы». Сейчас на этом месте строители укрепляют стены тоннеля, а через год здесь будут
ходить поезда и толпиться люди.
Люди подземелья
Владимир Коротков пришел в метро в 1988 году, через месяц после начала строительства. Начал горнорабочим,
сейчас работает начальником проектно-технического отдела. Для него метро — это даже не работа, скорее,
маленькая жизнь.
— Тяжело было в 90-х, когда остановилось финансирование, — вспоминает Владимир Лазаревич. —
Сейчас, конечно, совсем другое дело. Осталось совсем немного пождать.
По длинным тоннелям мы идем со станции «Алмалы» на станцию «Райымбек». То, что пешком
занимает почти два часа, на поезде будет составлять не больше пяти минут.
История метро начинается со станции «Райымбек». Именно с нее стартовало большое строительство.
Сейчас она имеет почти завершенный вид. Рабочие обшивают ее мрамором, и видны уже контуры предстоящей красоты.
— А здесь у нас будет панно! — с нескрываемой гордостью говорит начальник участка № 5
Балажан Калибеков. — Наше метро будет одно из самых красивых в мире. Вот увидите!
Как будет выглядеть метро?
Общая протяженность линий составит 45 км.
Первая очередь предусматривает строительство семи станций — «Райымбек» (Райымбека —
Фурманова), «Жибек жолы» (Гоголя — Панфилова), «Алмалы» (Фурманова — Кабанбай
батыра), «Абай» (Абая — Тулебаева), «Байконур» (Абая — Байтурсынова),
«Алатау» (Абая — Байзакова).
Во второй очереди первой линии запланированы станции «Сайран» (Абая — Отеген батыра),
«Молодежная» (Абая — Алтынсарина) и «Cаина» (Абая — Саина) — Яссауи
(Абая — Яссауи)» — «Калкаман» (поселок Калкаман). Построить их должны к 2015 году.
И наконец, третья очередь, в которую войдут станции «Жансугурова» — «БАК»,
«Жумабаева» — «Турксиб» — «Алматы-1». Сроки ее сдачи пока неизвестны,
но именно она соединит железнодорожный вокзал Алматы-1 с перекрестком Райымбека — Фурманова. Сейчас
разрабатываются два пути следования: вдоль проспекта Суюнбая и Сейфуллина. Последний считается одной из самых
загруженных улиц в городе. Вторая же линия должна соединить микрорайон «Думан» с «Орбитой».
10 фактов об алматинской подземке
- Наше метро станет вторым в Центральной Азии (после Ташкентского) и 17-м в СНГ.
- Проект первой очереди был разработан московским институтом «Метрогипротранс» при участии
тогда еще ленинградского института «Ленметрогипротранс».
- Было два варианта проекта метро. В одном предлагали сделать станции мелкого заложения, а тоннели —
глубокого. В итоге внедрили второй проект, в котором и станции, и тоннели были глубокого заложения.
Исключение составили станции «Райымбек» и «Алатау».
- На первой очереди будут курсировать 20 поездов с интервалом движения от 5 до 2,5 (в часы пик) минуты.
- Средняя скорость поезда — 40 км/час. Время проезда по линии первой очереди — 25 минут.
- Ожидаемый пассажиропоток будет составлять 200-300 тысяч людей в день.
- Самая глубокая станция — «Абай», 78 метров. Ближе всех к поверхности располагаются станции
«Райымбек» и «Алатау» — два метра. Средняя глубина станций 40 метров.
- Диаметр тоннеля — 5,1 метра, а в районе станций — 7,8 метра.
- Среднее расстояние между станциями — 1,27 км.
- На строительстве метро работают около пяти тысяч человек.
© Мадина ИСКАКОВА, фото — Максим ЗОЛОТУХИН
Опубликовано в газете «Вечерний Алматы», 11 декабря 2008 г.
[an error occurred while processing this directive] |