Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
В МЕТРЕ ОТ МЕТРО
октябре исполнится 17 лет с того самого дня, когда на строительстве
алматинского метро был вбит первый колышек. Планировалось, что строительство завершится в 1997 году.
Не получилось.
Алматинская подземка: пациент скорее жив, чем мертв
Теперь стройка оживилась. Но, несмотря на это, какие только разговоры не ходят вокруг строящегося
метрополитена! Говорят о крысах-мутантах и боях гладиаторов (об этом мы сами писали, и, кстати,
прежде так оно и было).
А что такое алматинское метро сегодня?
Тайны подземных лабиринтов
На алматинском метрострое — все, как на обычной шахте: раздевалки, душевые, та же униформа
и правила безопасности.
— Мы же горняки, — гордо поясняет генеральный директор АО «Алматыметрокурылыс»
Мурат Укшебаев.
Начинаем свой маршрут под землю с осмотра территории, которую первой огородили в начале этой
большой стройки — за пересечением улицы Фурманова и проспекта Райымбека. В этом году здесь
началось строительство депо. К месту предполагаемого здания депо прокладывается тоннель,
по которому будут подходить поезда.
Тоннель строят открытым методом, то есть сначала все раскапывают, сооружают необходимую
конструкцию, а потом ее закапывают обратно. Это дешевле и быстрее.
Построить само депо планируется за год-полтора. Потом его соединят с первым перегоном,
подключат, закупят вагоны — и до запуска метро в строй этот участок можно будет использовать
как полигон.
По слухам и официально
Про алматинское метро в сознании горожан укрепилось несколько представлений. Вот их-то мы
и проясняли, пока бродили по двухкилометровому тоннелю под улицей Фурманова — от проспекта
Райымбека до улицы Богенбай батыра.
Здесь грязно, мокро и постоянно капает.
Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов тоже так думал. Он посетил метро на днях и, как
поделился со строителями, ехал туда с мыслью, что стройку веков надо закрывать. Но так же, как
и мы, премьер удивился увиденному. На самом деле в тоннелях сухо и непривычно чисто. Премьер
обещал взять строительство под свой контроль.
В метро много крыс, а по ночам оно становится пристанищем бомжей и криминальных элементов.
Мы не увидели ни одной крысы и не нашли ни одного признака того, что в тоннелях ночуют бомжи.
Метростроевцы работают в 2-3 смены, поэтому в тоннелях постоянно есть люди. Все выходы наружу,
кстати, те самые, где позже будут установлены эскалаторы для пассажиров, заварены решетками.
С такими темпами метро будет строиться еще 16 лет.
По мнению гендиректора АО «Алматыметрокурылыс» Мурата Укшебаева, при должном
финансировании метро вступит в строй через 4,5 года. Кстати, уже пройдено 9 километров путей из 16.
Метро уже никому не нужно, потому что его станции расположены неудобно.
Расположение станций рассчитывалось очень долго. Первоначально было решено сделать 8 станций,
но позже канадские эксперты посчитали, что одна станция явно лишняя. Месторасположение станций
рассчитывалось таким образом, чтобы максимально захватить пассажирские потоки с самых многолюдных
районов города.
Всего в Алматы будет работать одна ветка метрополитена: по двум тоннелям одни поезда будут
двигаться в одном направлении, другие — в другом.
За 16 лет метро морально устарело.
Именно поэтому метростроевцы закупают новую австрийскую технологию, а в следующем году планируют
приобрести новую комплексную проходческую машину (до сих пор строители работают на советском
оборудовании) и отправить специалистов на австрийские горные выработки для стажировки.
При сильном землетрясении улицы, под которыми проходит метро, провалятся.
Сейсмика конструкции алматинских тоннелей сделана по технологии Ташкентского метро.
В конструкции использованы специальные сейсмосвязи. В случае сильных подземных толчков конструкция
тоннеля будет работать как пружина.
Метростроевцы рассказывают, что во время последних землетрясений в Алматы они даже не ощущали
толчков. По их словам, чем глубже от поверхности, тем меньше амплитуда. Глубина «залегания»
алматинского метро колеблется от 12 метров (район Райымбека-Фурманова) до 78 метров (район
Фурманова-Абая). А еще метростроевцы гордятся опалубкой тоннелей — они говорят, что такой
прочной опалубки нет нигде в СНГ.
У нас нет специалистов.
Казахстанская команда метростроевцев — это бывшие строители БАМа и сотрудники
«Сибметро». Многие специалисты из-за простоя нашли другую работу. Но сейчас люди
возвращаются — их обнадеживает то, что дело сдвигается с мертвой точки.
Кстати, бригады «Алматыметрокурылыс» работают на строительстве метро в Красноярске
и Казани — здесь метро будет запущено в будущем году, к 1000-летию Казани.
Можно начинать отделку станций.
Генеральный директор «Алматыметрокурылыс» Мурат Укшебаев считает, что пройденные
тоннели уже сейчас можно отдать субподрядчикам, которые параллельно могли бы прокладывать кабель,
рельсы, выполнять отделочные работы, вводить в строй готовые перегоны и набирать на них опыт
по эксплуатации. Открывается поле деятельности для работы диспетчерской и эксплуатационной служб,
которые могут уже работать и испытывать оборудование. Но об этом строители говорят осторожно,
чтобы не сглазить. А подрядчиков и компаний, которые готовы хоть завтра начать эти работы, — море.
Они уже звонят и предлагают свои услуги и ждут, когда же можно приступить к работе.
Вводиться в строй метро будет сразу по окончании всех работ, а не частично, как это делается
в других городах мира. Правда, потерянное время уже дает о себе знать — кое-что проржавело,
поэтому пластины крепления тоннеля придется менять и усиливать с помощью новых австрийских
технологий. Метростроевцы очень переживают, как бы строительство метро опять не законсервировали
на несколько лет. В этом случае точно в Алматы на метро уже не кататься…
© Елена ГУРИНА, Турар КЕЛЬМАГАМБЕТОВ (фото)
Опубликовано в газете «Караван», 23 сентября 2004 г.
|