Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
СТАНЦИИ МЕТРО В АЛМАТЫ БУДУТ КРАСИВЕЕ, ЧЕМ МОСКОВСКИЕ
лматинцы ждали этого больше 20 лет. И совсем скоро — уже в следующем году, в нашем городе
запустят первую очередь метрополитена. Сегодня мы предлагаем нашим читателям посмотреть, как будет
выглядеть алматинская подземка. Но сначала немного истории…
Как все начиналось
Подумывать о строительстве метро в Алматы начали еще в 70-х годах прошлого века. А в 1975-м
в утвержденный генплан застройки города уже был включен первый проект трассы. Однако воплощению
задуманного в жизнь помешала одна деталь: правительство СССР обещало финансировать этот проект
только в том случае, если Алматы станет «миллионником». И лишь спустя четыре года был
зарегистрирован миллионный житель.
Строительство началось в 1988 году. Именно тогда председатель Совета Министров Нурсултан Назарбаев
подписал пакет документов по Алматинскому метрополитену.
Сегодняшняя картина
С тех пор прошло двадцать лет. За это время под землей пройдено более 19 километров, проложено
12,2 километра перегонных тоннелей. В следующем году первую очередь метрополитена сдадут
в эксплуатацию. Ее протяженность — 8 600 метров. Начинается она с проспекта Райымбека,
проходит под улицей Фурманова, затем поворачивает на запад и дальше идет до проспекта Гагарина.
Станций всего будет семь: «Райымбек», «Жибек жолы», «Алмалы»,
«Абая», «Байконур», «Тулпар» и «Алатау». Средняя глубина
подземки составляет 40 метров. Расстояние между станциями — примерно километр.
Работы сейчас ведутся на всех станциях. Например, «Райымбек» готова на 90 процентов.
В апреле этого года ее уже будут художественно оформлять.
В «Алмалы» пройдены средний, левый и правый станционные тоннели, а на станции
«Абая» их как раз начали сооружать. На «Байконуре» проводятся работы по левому
тоннелю, а на станции «Тулпар» они завершены. На «Алатау» уже строятся вестибюли.
Пропускная способность первой очереди — 341,6 тысячи человек в сутки. Средняя скорость
поезда — 40 километров в час. Время проезда по линии первой очереди — 12 минут.
Что касается финансирования строительства, то в этом году из республиканского бюджета выделено
более 21 миллиарда тенге. Всего же за период строительства метро общая сумма финансирования составляет
57,6 миллиарда тенге.
Разработчики идеи и ее воплощение
Проектировала метро казахстанская компания «Метропроект». Строит его тоже отечественная
генеральная подрядная организация «Алматыметрокурылыс». Администратор программы —
департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Вагоны мы получим от корпорации «Хюндай Ротем». Именно она победила в тендере, который
провели 12 декабря прошлого года.
В мае 2009-го компания предоставит 28 вагонов. Их общая стоимость — 86,5 миллиона долларов.
Несколько слов о будущем
Согласно генплану Алматы предусмотрено развитие трех линий метрополитена. Сейчас объявлен тендер
на разработку технико-экономического обоснования второй и третьей линий. Вторая очередь 1-й линии
будет пролегать от станции «Алатау» до станции «Аксай». Планируется также,
что вторая линия метрополитена расположится от парка Горького до микрорайона «Таугуль-3»,
где будет находиться депо метро.
Схема алматинского метро (скачать большую)
Станция «Райымбек». Пересечение проспекта Райымбека и улицы Фурманова
Станция «Жибек жолы». Вдоль ул. Фурманова между улицами Жибек жолы и Гоголя
Станция «Алмалы». Расположена вдоль улицы Фурманова между ул. Богенбай батыра и Кабанбай батыра
Станция «Абая». Пересечение проспекта Абая и улицы Фурманова
Станция «Байконур». Пересечение проспекта Абая и улицы Байтурсынова
Станция «Тулпар». Пересечение проспекта Абая и улицы Жандосова
Станция «Алатау». Пересечение проспекта Абая и улицы Жарокова
© Елена СОКОЛОВА
Опубликовано в газете «Вечерний Алматы», 20 марта 2008 г.
|