|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
КТО НЕ РИСКУЕТ, ТОТ В МЕТРО НЕ ЕЗДИТ?
том, насколько безопасно метро в условиях высокой сейсмичности южной столицы,
мы расспросили заведующего лабораторией экзогенной геодинамики Института геологических наук имени
Сатпаева Владимира Бочкарева.
— Наш институт проводил научные исследования, когда поднимался вопрос: строить метро
или нет. Территория, где сейчас проходит метро, сложна в геологическом отношении. Оно проходит
в породах, которые сбрасывались с гор в течение столетий на предгорные конуса выносов, на которых
и расположен Алматы. Это мощнейшая толща валунно-галечниковых обломочных пород и отложений. Слои
увлажняются подземными и поверхностными водами, которые формируются в горах. Все это осложняет
проходку метро. За то время, пока мы пробиваем наше метро, уже построили тоннель между Европой
и Англией под проливом Ла-Манш.
В нижней части города, в районе проспекта Райымбека, метро попадает в зону насыщения грунтовыми
водами. Они там вплотную подходят к поверхности, а уже ниже по рельефу начинается зона родников,
то есть вода выходит на поверхность. Это осложняет ситуацию. Необходимы откачка, осушение,
использование водоотливов и очень хорошая гидроизоляция при строительстве. Технически это
возможно — в таких же условиях работает метро в Санкт-Петербурге. Другое дело, как это будет
реализовываться.
Но главный и самый сложный момент, который касается строительства метро в Алматы, —
высокая сейсмичность региона. Город расположен в зоне 9-балльной сейсмичности. Здесь возможны
разрушительные землетрясения. И тут ситуация двоякая. При небольших колебаниях земли в метро
безопаснее, чем на поверхности. Но при сильных разрушительных землетрясениях дело обстоит иначе.
Происходят тектонические разрывы. Если такое произойдет вдоль трассы метро, что исключить нельзя,
то подземные конструкции просто сожмет, как яичную скорлупу.
В тех местах, где проходят тектонические разломы, прочность метро не обеспечит безопасности.
Есть карта микросейсморайонирования города, в свое время мы сделали эту работу вместе с Институтом
сейсмологии. И по пути следования метро есть пересечение с линиями тектонических нарушений. Люди
идут на риск. И не только в нашем городе рискнули строить метро, несмотря на сейсмичность зоны.
Например, Ташкентское метро было достроено после сильного землетрясения и сейчас эксплуатируется.
Опыт строительства в сейсмичных районах есть. Строить можно, другой вопрос — это технология
строительства. Нужны высокая точность и неукоснительное соблюдение технологии. Иначе будет катастрофа.
КАК ПРОЖИТЬ БЕЗ ЧС?
Чрезвычайные ситуации легче предупредить, чем ликвидировать. Именно этим по долгу службы занимается
государственный инспектор отдела Управления по госконтролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной
безопасностью Балтатурар Ахметов.
— Мы проверяем метрополитен один раз в год. Контролируем технологический процесс, следим
за проходкой тоннелей, вентиляцией. Руководствуемся правилами безопасности «при строительстве
метрополитена и подземных сооружений», которые были разработаны еще при Советском Союзе, —
говорит Б. Ахметов.
У «Алматыметрокурылыс» есть и своя внутренняя служба, которая следит за качеством
выполнения работ и за качеством строительных материалов.
Сейчас для строительства используют железобетонную обделку и чугунные тюбинги — сейсмостойкие
и пожаробезопасные строительные материалы.
Еще один важный вопрос безопасности в метро — это вентиляция. Раньше у метро действительно
возникали проблемы с вентиляцией, но после проверок были установлены дополнительные вентиляторы.
Состав подземно-рудничной атмосферы должен содержать не менее 20% кислорода, эта норма выдерживается.
Но это вовсе не значит, что можно остановиться на минимальных требованиях.
В составе «Алматыметрокурылыс» есть специальная служба — отдельный
военизированный горноспасательный взвод, который контролирует состояние атмосферы. Почему военные?
Ответ очевиден: в случае аварии гражданский специалист может отказаться рисковать своей жизнью,
спасая людей, попавших в аварийную ситуацию. А военный человек обязан исполнить свой долг.
Случаев задымления в метро мы пока не регистрировали, но если такое произойдет, то в метро
предусмотрены фильтрующие самоспасатели для рабочих. Это небольшие коробочки с фильтрами, через
них в случае ЧС рабочие смогут вдыхать очищенный воздух в течение одного часа. За это время они
должны выбраться на поверхность в безопасное место.
Все это — меры безопасности на момент строительства. Когда метрополитен запустят, конечно же,
таких «самоспасателей» не будет. Разработают иную систему обеспечения безопасности.
Говорить о ней пока рано, необходимо достроить метро.
Кстати, подземные выработки могут использоваться как защитные сооружения для населения в случае
наземной чрезвычайной ситуации. В метро будет располагаться штаб гражданской обороны со специальным
оборудованием, автономной подачей света, воды… Ведь метро является стратегическим объектом.
Еще раз хочу подчеркнуть, что наша организация является лишь контролирующим органом,
ответственность за безопасность в метро полностью ложится на генерального подрядчика —
АО «Алматыметрокурылыс».
© Опубликовано в газете «Караван», №2, 11 января 2008 г.
|
|