Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
АЛМАТИНСКОЕ МЕТРО: НА ПОЛПУТИ К КОНЕЧНОЙ ОСТАНОВКЕ
жегодные сообщения о том, сколько еще денег надо закопать в землю, а также гадания на тему,
кто их даст и когда мы сможем проехать в подземке, уже даже не развлекают. Однако недавно принято
окончательное и бесповоротное решение: метро нужно строить! Потому что это будет дешевле, чем просто
бросить.
Метро — самый одиозный долгострой Алматы
И вот в очередной раз названы сроки. Планируется сдать в эксплуатацию первую очередь первой линии
метро к концу 2008 года.
— В данный момент строительство метрополитена завершено наполовину. Пройдено более 10 километров,
осталось пройти еще столько же, — рассказывает генеральный директор «Алматыметрокурылыс»
Мурат Укшебаев. — В ближайшие три года нам предстоит завершить строительство, произвести оснастку
метро, закупку оборудования и организацию инженерного корпуса с электродепо. Сейчас каждый день метро
увеличивается на 10 метров (для сравнения: в 1996 году проходили всего 88 метров в год).
В декабре прошлого года произошла стыковка на станции «Алмалы». А завершение проходки всех
тоннелей возможно через два года, на станции «Байконур» в районе Абая — Масанчи. Это самая
сложная точка, потому что по проекту там закладывается станция открытого типа, а в этом квадрате довольно
интенсивное движение.
Если же говорить в целом о маршруте, то он изменился. Изначально по проекту их планировалось восемь,
но после экспертизы канадской инжениринговой компании их осталось семь. Канадцы порекомендовали исключить
станцию «Площадь Республики» возле Национальной библиотеки в целях… экономии бюджета.
Оказалось, между всеми станциями метро — в среднем километр, а на этом участке менее 700 метров.
Под землей — безопасно
Самый болезненный для алматинцев вопрос: будет ли метро безопасным? Не нарушит ли его строительство
сейсмостойкости близлежащих зданий? А если тряхнет?
Проект Алматинского метро был разработан московскими специалистами в нескольких вариантах. За основу
приняли тот, где метро заложено в среднем на глубину 40 метров. Правда, из-за того, что город Алматы
расположен на косогоре, каждая из станций находится на своей глубине.
По мнению специалистов «Алматыметрокурылыс», метрополитен не нуждается в дополнительных
инструментальных исследованиях, потому что еще на стадии его разработки в течение восьми лет проводились
серьезные инженерно-изыскательские работы.
Кроме того, были разработаны специальные металлоконструкции, которые позволили в несколько раз
повысить несущую способность выбранного грунта.
— Все грунты под Алматы одинаковые, — говорит Укшебаев. — Это спрессованный песок
и галечник. Даже в так называемых местах разлома состав грунта не меняется. И наши металлоконструкции
его только укрепляют. Уверен, что жить над проходящими тоннелями метро будет намного безопасней, чем
в других местах. Скажу больше: если произойдет землетрясение, то безопасней всего будет спуститься
в метро. Даже если земные пласты будут двигаться относительно друг друга и это будет превышать диаметр
нашего тоннеля — могут пойти трещины, но не более того.
Генеральный план развития Алматы отвел под метрополитен в общей сложности более 35 километров
территории. Сейчас разговоры ведутся только о завершении строительства первой очереди первой линии
метро. Что будет дальше — пока не известно.
Хотя уже сейчас ясно: одна линия метро не снимет транспортного напряжения на магистралях города.
Тем более что доступно это удовольствие будет только в центре города. До отдаленных районов метро
не дотянется.
© Милена ЕРШОВА
Опубликовано в газете «Караван», 11 февраля 2005 г.
|