|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
КИЛОМЕТРОВОЕ УДИВЛЕНИЕ
а 35-метровой глубине Алматинского метро (а точнее, на месте будущей станции
«Алмалы») Нурсултана Назарбаева кроме личной охраны оберегал целый взвод горных
спасателей. За 18 лет долгостроя глава государства, облачившись в специальный именной костюм
и каску, впервые спустился под землю, чтобы лично убедиться в том, что миллиарды тенге потрачены
на дело, а не просто зарыты в землю. Какое это дело: стоящее или нет, нужное горожанам или
не очень в присутствии президента никто обсуждать не решился. Да и сам он на дне алматинской
подземки к особой философии расположен не был. Подошел к проходчикам и довольно жестко сказал:
«Метрополитену — быть! Деньги на продолжение работ есть, финансирование идет по плану.
От вас требуется только одно — строить! Причем строить быстро и качественно».
Работа под землей организована в четыре смены. Рабочий день длится ровно шесть часов.
Обеденный перерыв не предусмотрен. Так называемый «перекус» метростроевцы проводят,
не отходя от горнопроходческой машины и других объектов стройки. В туеске (или термосе)
обычный набор: пара картофелин, лук, рыбные консервы, хлеб, овощи. После того, как зарплату
рабочим стали выдавать стабильно, в рационе у них появилась вареная колбаса и кофе.
|
— О том, что президент страны спустится в тоннель, нам стало известно дня за два, —
рассказывает проходчик Мурзагали Едигов. — Только и успели здесь полы деревянные настелить
да цементную пыль песком присыпать. А так самый что ни на есть обычный рабочий день. Своим
посещением Нурсултан Абишевич нас вдохновил и настроение поднял. Уважение рабочим оказал.
Пришел не просто в костюме, а даже спецовку нашу метростроевскую надел… У него на лице
изумление было написано. Значит, понравилось то, что сделано нашими руками. Не зря трудились
столько лет. Это нас и вдохновило.
По словам генерального директора АО «Алматыметрокурылыс» Муратбая Укшебаева,
первую очередь метрополитена, а именно линию, соединяющую улицу Жарокова и проспект Райымбека
(протяженностью 8,56 км и включающую в себя 7 станций), планируется завершить в 2008 году.
Тоннель будет проложен под улицей Фурманова от проспекта Райымбека до проспекта Абая и далее
с поворотом в западном направлении до проспекта Гагарина.
Справка «Мегаполиса»
Общая сметная стоимость строительства первой очереди метрополитена составляет 101 млрд тенге.
Освоено 29 млрд тенге. Проектная длина подземных выработок — 21 км. Из них пройдено 12 км.
В том числе по перегонным тоннелям проектная длина составляет 8,56 км, пройдено 4,456 км.
Прогнозируемые объемы финансирования строительства метрополитена из республиканского бюджета
составят: в 2006 году — 18 млрд тенге, в 2007 году — 18 млрд тенге, в 2008 году —
36 млрд тенге. Численность работающих составляет 1349 человек.
Согласно генеральному плану развития Алматы в будущем предусмотрено строительство еще
двух линий метро. Одна из них соединит южные районы города и пройдет через его центральную часть.
После завершения этого этапа начнется строительство линии, ведущей к железнодорожной станции Алматы I.
Общая протяженность линий метрополитена составит около 45 км.
Кроме того, правительством уже одобрено предложение о создании в Алматы единой системы
«метро — трамвай» общей протяженностью более 100 км. В этих целях планируется
полностью модернизировать наземную инфраструктуру трамвайных путей. Основой данной транспортной
системы, как сказал аким Алматы Имангали Тасмагамбетов, станет «современный трамвай,
который пройдет по ключевым магистралям и возьмет на себя основную долю перевозок».
Остальной же общественный транспорт, по его мнению, будет выполнять функции подвозящего и работать
на направлениях с меньшими пассажиропотоками.
© Владимир СЕВЕРНЫЙ
Опубликовано в газете «Мегаполис», 14 ноября 2005 г.
|
|