|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
КАКИМ БУДЕТ АЛМАТИНСКОЕ МЕТРО?
ервоначально намеченные реконструкция районов и снос для строительства станций метро вдоль
второй и третьей запроектированных линий метрополитена отменяются.
Хотя Генеральным планом предусмотрено завершение строительства 3 линий метрополитена города Алматы,
городская администрация решила отказаться от строительства метромонорельсовой системы и заменила ее
на проект «Метротрамвай».
Весь проект алматинского метро обходился государству более чем в 1 млрд долларов. При этом
пассажиропотоков, при которых целесообразно строительство метро, в Алматы нет, сам строящийся участок
метро оказался не на основных направлениях, востребованных пассажирами. После углубленного расчета,
видя малую эффективность проекта, потенциальные инвесторы от него отказывались. Поэтому было внесено
предложение правительству — и оно было поддержано — после ввода в действие первой очереди
метро создать единую сеть «Метротрамвай» общей протяженностью около 100 км. Этот проект,
безусловно, экономически более выгоден как для муниципалитета, так и для пассажиров, и более практичен
с точки зрения эксплуатации. Единая система «Метротрамвай» — это разветвленная
взаимосвязанная трамвайная сеть, в которую будут вплетены строящиеся подземные тоннели.
Как известно, строительство метро в Алматы началось в конце 1980 годов. Строительство первой
и, как теперь уже известно, единственной очереди метрополитена протяженностью 8,3 км с 7 станциями
ведет АО «Алматыметрокурылыс». Линия метро соединит улицу Жарокова и проспект Райымбека.
В настоящее время произведена пробивка подземных тоннелей на участке протяженностью более 3 км. Первая
очередь первой линии алматинского метро с семью станциями протяженностью 8,3 км расположена под самыми
оживленными частями города — проспектом Абая и улицей Фурманова. Она свяжет одной нитью несколько
деловых районов города. Первая линия начнется от станции имени Райымбека (севернее пересечения проспекта
Райымбека и улицы Фурманова), под улицей Фурманова до проспекта Абая и под проспектом Абая до улицы
Жарокова. В Бостандыкском районе на некоторых участках метрополитен выйдет на поверхность.
Первоначально намеченные реконструкция районов и снос для строительства станций метро вдоль второй
и третьей запроектированных линий метрополитена соответственно отменяются. Уточняем, что 2-я линия должна
была пройти от Центрального парка отдыха под улицей Жибек жолы с дальнейшим смещением под улицу Гоголя,
поворотом на улицу Ауэзова, затем вдоль проспекта Абая и дальнейшей трассировкой вдоль улицы Розыбакиева
(с западной стороны) до улицы Торайгырова. А 3-я линия планировалась от станции им. Райымбека
с трассировкой на север до железнодорожного вокзала Алматы I.
Проект строительства первой очереди метрополитена включен в Государственную программу развития города
Алматы на 2003-2010 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 1019
от 10.03.2003 г. На эти цели в 2006 году предусмотрено 18 млрд тенге. Еще столько же планируется выделить
на 2007 год.
Также в Алматы планируется внедрить два вида перевозок общественным транспортом — скоростным
автобусно-троллейбусным (BRT) и легким рельсовым (LRT).
Современный трамвай, так называемый легкий рельсовый транспорт (LRT), в последние годы получил
в мире существенное развитие. Современный трамвай — это трех-, пяти-, семисекционный поезд —
надежный, обладающий высокой безопасностью, комфортабельный, с низким полом, красивым дизайном,
превосходящим по размеру вагоны метро. Он прекрасно адаптируется к городской среде, работает
и на скоростных магистралях, и под землей, и на эстакадах, успешно курсирует по узким, извилистым улицам,
по пешеходным участкам, зонам отдыха. Такой трамвай появится и в Алматы.
В соответствии с проектом по проспекту Абая предполагается в первоочередном порядке внедрить
системы BRT и одновременно с этим начать расчеты для строительства LRT. По улицам Толе би, Розыбакиева
предполагается внедрить LRT, по проспекту Райымбека, улицам Тимирязева, Джандосова — BRT
и в дальнейшем, по мере необходимости, систему LRT.
Под руководством и на средства британского Depfa-bank для реализации данного проекта будет создано
предприятие, подконтрольное акимату, сообщил И. Тасмагамбетов. По окончании проекта в течение
12 лет Depfa-bank будет управлять предприятием для возврата вложенных средств. Предполагается, что
стоимость проезда на маршрутах новой скоростной системы составит около 50 тенге.
8 октября на заседании Градостроительного совета аким Алматы Имангали Тасмагамбетов сказал, что
строительство первой ветки алматинского метрополитена, протяженностью 8,3 км будет завершено в 2008 году:
«Метрополитен действительно в 2008 году будет сдан. В этом уже сомнений не должно быть».
Члены Градостроительного совета обсудили проект здания инженерного корпуса по обслуживанию
метрополитена Алматы, для строительства которого выделен земельный участок площадью 4,1 тыс. кв. м
в районе пересечения улиц Панфилова и Гоголя. Начало строительства этого объекта предусмотрено на 2006 год.
© Иветта ШУТОВА
Опубликовано в газете «Крыша», 24 ноября 2005 г.
|
|