|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматинское метро
ДОЛГОСТРОЙ НА БУКВУ «М»
егодня строительству алматинского метрополитена исполняется 17 лет.
Так низко под землю я не спускался со времен армейской юности, когда охранял покой Родины.
И вот опять повезло. На полусотметровой глубине в подземелье мегаполиса (хотел написать
«кипят работы», но рука не повернулась) возятся люди в оранжевых касках. Годовщина
такая — для них совсем не праздник, или, точнее сказать, праздник со слезами на глазах.
А как все славно начиналось!
Почти тридцать лет назад тогдашний Совмин СССР вынес постановление о проектировке
и строительстве первого казахстанского сабвея. В конце восьмидесятых сотни строителей из Москвы,
Ташкента, Киева, Новосибирска, Минска, рабочие с БАМа приехали в Алма-Ату. Им без очереди давали
квартиры, обеспечивали всем необходимым, газеты, радостно захлебываясь, рисовали удивительные
картины подземных дворцов. Союзный бюджет щедро финансировал уникальный проект, и все было
бы хорошо, если бы не перестройка, ускорение и горбачевский «социализм с человеческим лицом».
Сейчас уже мало кто помнит ажиотаж тех буйных дней, кроме, разве что, самих метростроевцев.
Обычным горожанам на глубинные работы сегодня глубоко наплевать. Ну ковыряются чего-то там
три пятилетки и два года, уже дети за это время выросли, сменилось тысячелетие и кому до всего
этого какое дело? Между тем вспомнить бы не мешало.
Тогдашнее «планов громадье» вполне соответствовало, как сейчас модно говорить,
менталитету великой державы. Уже в 1991 году на строительстве метро работало более
800 высококлассных специалистов. За этот год строители, привыкнув к сложнейшему алма-атинскому
грунту и скальным породам, прошли более полутора километров. Еще через два года был достигнут
абсолютный максимум — 1 894 метра. Если бы дело пошло такими темпами и дальше, сегодня
мы бы уже ездили в светлых вагонах и пели бы, как Сюткин, про сорок две минуты под землей…
Однако распался Союз нерушимый, началась макроэкономическая стабилизация в одной отдельно
взятой стране Казахстан, и программа строительства метрополитена почила в бозе. Украинцы уехали
в свою ридну неньку, узбеки занялись исконным дехканством, ну и так далее… Спад строительства
был ужасающим. В 1994 году прошли всего 300 метров, в 1995-м — 176, а на следующий год
только 152. Самым паршивым оказался 1997 год — всего 90 метров.
«По идее, — невесело пошутил проходчик, — дай мне десять здоровых парней
с лопатами, корми хорошо и плати, я бы с такой бригадой за год в два раза больше сделал».
Между тем в достославном 1997-м работяг (вместе с администрацией) осталось всего 180 человек.
Интересно, что зарплату подземным рабочим не платили месяцами, но они все же продолжали трудиться.
Система здесь проста, как отбойный молоток, — не будешь укреплять тоннели, все полетит
к чертовой матери: начнутся обвалы и прочие проблемы…
Близилось третье тысячелетие, проблема несчастного метро нет-нет да и всплывала то
в правительственных кругах, то в многочисленных сплетнях. Одна газета пригласила даже экстрасенса,
который с лозовой палочкой обошел предполагаемые станции будущей подземки. «Вот здесь, здесь
и здесь, — сказал гуру, — будет землетрясение, и дома провалятся в преисподнюю, потому
что злыдни подрыли землю!». Да мало ли что говорили! Один журналист сдуру провел в строящемся
метрополитене трое суток — искал гигантских крыс-мутантов и бичей, которые из крыс делают
манты и продают на базарах.
Открылся даже своеобразный сайт во Всемирной паутине. В нем многочисленные ученые мужи
периодически скрещивали копья по поводу целесообразности строительства метрополитена, попутно
поливая оппонентов грязью. Вот только одна цитата (писал российский кандидат наук Цзахоев):
«Строительство метро в условиях напряженной сейсмической обстановки может привести
к глобальной гуманитарной катастрофе!».
Страсти то накалялись, то остывали. Бывшее градоначальство южной столицы периодически что-то
невнятно бубнило о грядущих переменах, о могучих канадских финансовых воротилах, которые обрушат
на метростроевцев небывалый долларовый дождь, о будущих инвестициях, а под землей шла тяжелая,
утомительная работа…
И худо-бедно дело сдвинулось. Метрополитеновский зародыш попал в программу развития Алматы
на 2003–2010 годы. Появились средства, старые тоннели мало-помалу подлатали, реанимировали технику
и прошли за 2003 год 554 метра. Не ахти сколько, но все же… За нынешний год, по словам
строителей, планируется одолеть два километра.
Что дальше? В планах метростроевцев, которые должны получить в следующем году 18 миллиардов
тенге, намечено пройти порядка 2 200 метров. И тогда к 2008 году подземные работы будут
закончены. Правда, для этого придется увеличить количество рабочих с 850 (на сегодня)
до 2 000 человек. Сейчас проходчики, что называется, идут друг к другу. Один тоннель
движется с севера города, другой — с юго-запада. Так осуществляется строительство первой
очереди метро протяженностью 8,3 километра. В целом предусмотрено строительство семи станций.
А вообще генеральным планом развития Алматы, принятым в 2002 году, планируется строительство
трех линий метро общей протяженностью 45 км.
И последнее. Подробно поговорить с теми, кто трудится под землей, не удалось. На просьбы
вашего корреспондента пообщаться по поводу даты они отворачивались: «Дайте работать,
не мешайте! Какая там годовщина — 17 лет пахали, как папы Карло! Слава Богу, хоть деньги
нам стали выделять. И вообще: приходите года через три, может быть, тогда расскажем…».
© Андрей ЗУБОВ, Сергей ХОДАНОВ (фото)
Опубликовано в газете «Литер», 13 сентября 2005 г.
|
|