| Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы | 
 
      | 
 
 
 Алматинское метро
МЕТРОВЫЙ ДИАПАЗОН	
  субботу, 25 августа, члены комиссии по анализу хода строительства метрополитена 
в Алматы, в состав которой входит и наш корреспондент Руслан БАХТИГАРЕЕВ, спустились в шахту строящейся 
подземки, чтобы проверить факты, изложенные в статье Геннадия БЕНДИЦКОГО 
«Тайны подземки» (см. «Время» от 16.08.2007 г.).
Неужто все идет по графику?
 Облачившись в спецодежду, члены комиссии на специальном лифте спустились в недра будущей станции 
«Алмалы», что находится на пересечении улиц Кабанбай батыра и Тулебаева. В роли гида выступил 
технический директор АО «Алматыметрокурылыс» Исабек АКАТОВ. По его словам, строительство 
метрополитена идет по графику, а значит, алматинцы получат подземку в обещанный срок.
 — Сегодня в метро работают свыше трех тысяч человек, — сказал он. — В феврале-марте 
следующего года все тоннели будут пробиты. В скором времени мы намерены приступить к отделочным и монтажным 
работам.
 В то же время многое, о чем говорил в нашей газете эксперт Руслан ИВАНИЦКИЙ, подтвердилось. К примеру, 
в тоннеле между станциями «Алмалы» и «Жибек жолы» во многих местах стены дают течь.
 — Мы пока что не можем определить ее источник, — говорит Акатов. — Но проблему эту 
решаем: снимаем части колец, которые протекают, делаем нагнетание, потом все заново цементируем. Здесь 
влажность повышенная — баня «Арасан» над нами.
 Подтвердился и другой «диагноз» Иваницкого — несоответствие тоннеля в некоторых местах 
проектным габаритам. Таких мест, по словам Акатова, два: одно — в тоннеле между станциями 
«Жибек жолы» и «Райымбека», второе — ближе к станции «Байконур».
 — Но и эта проблема решается, — говорит техдиректор АО «Алматыметрокурылыс». — 
Мы пригласили специалистов из Новосибирска, которые подсчитали: если мы здесь поднимем уровень пола, 
то в габариты впишемся.
 Однако пока городской акимат не определится с вагонами, ни о каком продолжении строительства 
метрополитена не может быть и речи. Строительство метро было начато еще в советское время и рассчитывалось 
под составы, которые на сегодняшний день морально устарели, хотя в России производятся до сих пор. Если 
руководство города все-таки остановит свой выбор на них, тогда алматинский метрополитен станет вчерашним 
днем еще до окончания его строительства.
 — Мы дали задание нашим институтам подготовить анализ компаний, занимающихся строительством 
составов, и их продукции, чтобы выбрать наиболее оптимальное решение для нашего города, — говорит 
заместитель акима Алматы, председатель комиссии Маулен МУКАШЕВ. — У меня сложилось впечатление, что 
институты активно поддерживают именно вагоны российского производства. Но если мы хотим построить метро 
XXI века, то нужно подойти к этому вопросу очень серьезно. Зарубежные фирмы могут подготовить нам вагоны 
любой модификации — какой мы захотим. Срок износа подземных подвижных составов составляет 50 лет. 
Купим мы сейчас российские вагоны — получим головную боль на ближайшие полвека.
 Времени на раздумье у отцов города немного: тендер на закупку вагонов пройдет уже в этом году. 
В начале сентября акимат направляет за рубеж делегацию, которая ознакомится с технологиями производства 
составов. Среди стран — потенциальных участниц тендера — Япония, Турция, Германия и т. д. 
А вот китайским соседям, очевидно, ничего не светит.
 — Китай уже себя «зарекомендовал», — говорит Акатов. — Поэтому от его 
услуг мы, скорее всего, откажемся.
 Вообще оптимизму председателя комиссии можно только позавидовать. «Эпохальная стройка» скоро 
отметит свое двадцатилетие, за которое многие проблемы будущего метрополитена так и остались нерешенными, 
а г-н Мукашев надеется силами одной своей комиссии «разобраться со всеми вопросами» до 17 
сентября. Именно к этому дню на стол акима Алматы должен лечь подробный отчет о ходе строительства метро.
 — Надо сказать спасибо г-ну Иваницкому, — без тени иронии заявил вице-мэр Мукашев. — 
Ведь благодаря ему была создана наша комиссия, которая должна разобраться со всеми вопросами. Сейчас же 
я предлагаю вникнуть во все технические тонкости и нюансы строительства, а финансовые вопросы оставить 
напоследок.
 Если не признаемся, кто ходил в газету, — всех уволят
 Последние слова Маулена Мукашева явно не обрадуют рабочих-метростроевцев, приходивших к нам в редакцию 
в конце прошлой недели (см. «Ультиматум из-под земли», «Время» от 25.08.2007 г.). 
Тогда они принесли коллективное письмо за 118 подписями с требованием погасить задолженность по зарплате, 
решить вопрос с оплатой больничных листов и т. д.
 Между тем техдиректор «Алматыметрокурылыс» Исабек Акатов клятвенно заверил председателя 
комиссии, что высшее руководство метрополитена тут ни при чем.
 — Первый и второй тоннельные отряды — это отдельные дочерние предприятия 
АО «Алматыметрокурылыс», — пояснил он. — Мы деньги перечисляем этим организациям 
вовремя, и если рабочие не получают свою зарплату когда положено, то это вопросы не к нам, а к их 
непосредственному руководству.
 А руководство тоннельного отряда №2 в объяснениях с рабочими сослалось на акимат: мол, из бюджета 
деньги вовремя не поступают, поэтому и возникают у нас перед вами задолженности. Об этом метростроевцы 
рассказали вчера на стихийном собрании возле будущей станции «Байконур».
 — Нас уже третий день «прессуют», — горячился Евгений КАЗИМОВ, машинист 
проходческого комплекса. — Хотят выяснить, кто ходил к вам в газету и жаловался. Сказали, если 
не признаемся — всех уволят. А мы уже больше молчать не можем. Не знаем, куда обратиться за 
помощью. Одна надежда — на комиссию.
 Присутствовавшие наперебой рассказывали о беспределе, творящемся под землей.
 — У нас на щитке висит объявление «Больничные не оплачиваются», — рассказывает 
проходчик Дюйсенбек ТИМИРАЛИЕВ. — Вот мы и не болеем, нам ведь семьи кормить надо и за квартиру платить.
 Положение метростроевцев усугубляется тем, что большинство из них — приезжие: своего жилья 
в Алматы у них нет — приходится снимать квартиру. Теперь из-за перебоев с зарплатой многие рискуют 
остаться без крыши над головой.
 — У нас много ребят кредиты в банках брали. Я вот тоже по сорок тысяч каждый месяц должен банку 
выплачивать, — вздыхает Канат ШУГЖАНОВ. — А где я их возьму, если нам денег не дают? Скорее 
всего, мою зарплатную карточку банк заблокирует, как это уже было с другими. И на что тогда жить?
 В итоге рабочие «мятежного отряда» №2 дополнили свое коллективное письмо в редакцию 
еще одним — пока что устным — требованием: освободить от должности их начальника Базара 
САМАЛИКОВА. По мнению метростроевцев, вся ответственность за эту неразбериху с деньгами лежит на нем.
 Между тем Кайрат ОНАРБАЕВ, помощник начальника участка, присутствовавший на собрании, заявил, 
что на стройке «все спокойно».
 — Деньги платят вовремя, больничные оплачивают, условия труда нормальные, — заявил он. 
 Однако отвечать на дальнейшие вопросы Онарбаев отказался, сказав, что за финансы он не отвечает, 
что его дело маленькое и, если у рабочих есть к нему лично претензии, он готов ответить, а за действия 
руководства ответственности не несет.
 — Сегодня заработную плату рабочим перечислили, проблема, значит, решена, — заявил он.
 Замакима Маулен Мукашев дал поручение Акатову разобраться с вопросом о заработной плате, после 
того как ознакомился с заявлением метростроевцев, переданном ему нашим корреспондентом. Видимо, 
распоряжение председателя комиссии возымело свое действие. Правда, зарплату, по словам рабочих, обещали 
выдать только за июнь.
 — Если нас уволят, то мы придем на собрание комиссии и сами расскажем председателю о том, 
что здесь происходит, — говорят метростроевцы.
 
© Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Владимир ТРЕТЬЯКОВ (фото) 
Опубликовано в газете «Время», 28 августа 2007 г.
 
 
 
 
 
         
		 |