|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Тайны Горельника
СВОЛОЧНОЙ СЮЖЕТ
ремьера фильма режиссера Александра Атанесяна по повести Владимира Кунина «Сволочи»
вызвала неожиданный, но сильный резонанс. Еще накануне показа ФСБ РФ выступило с официальным
опровержением фактов, положенных в основу фильма, в котором рассказывается о некоей детской
диверсионной школе, созданной НКВД в Алма-Ате из беспризорников и трудных подростков с уголовным
прошлым, которым якобы была уготована судьба камикадзе. Заметим, что Александр Атанесян еще в период
съемок в ряде интервью заявлял, что «фильм основан на реальных событиях, которые происходили
в годы Великой Отечественной войны в 1943 году, а затем, по понятным причинам, выпали из официальной
истории».
|
Режиссер фильма Александр Атанесян, ссылаясь на автора повести «Сволочи» Владимира
Кунина, в ходе съемок одноименного фильма утверждал, что у него нет оснований не верить Кунину,
«биография которого сама по себе заслуживает экранизации: беспризорник, оказавшийся в тюрьме
за вооруженное ограбление, фронтовик, летчик, позднее — чемпион по акробатике, цирковой артист,
журналист, писатель и эмигрант». Словом, человек, проживший «семь жизней». Видимо,
для каждой из этих жизней у Кунина припасена оригинальная биография, которую он с ловкостью циркового
фокусника вытаскивает на свет. В частности, в биографии, опубликованной в качестве послесловия
к мюнхенскому изданию «Сволочей» в 2003 году, Кунин писал: «Я попал в школу
альпинистов-диверсантов под начало полковника НКВД, заслуженного мастера спорта Погребицкого,
знаменитого альпиниста. Мы были разбиты на пятерки, в которых собирали таких, как я, — из тюрем.
Мальчики эти были готовы на все, они были способны перерезать глотку кому угодно. Чему нас только
не учили — и слалому-гиганту, и стрельбе на скоростном спуске, и умению 250-граммовой толовой
шашкой сделать 200-тонный снежный обвал, и тому, как убивать ножом с расстояния в 12-15 метров.
Обучали нас пленные немцы из группы «Эдельвейс» и русские наши бандиты из НКВД».
Сразу после показа фильма Страна.Ru обратилась за комментариями в ряд российских государственных
и ведомственных архивов. Беседы с сотрудниками архивов и имеющиеся в распоряжении редакции
документы военного времени позволили сделать неожиданный вывод — сценарий фильма действительно
имеет реальную историческую основу, но с точностью до наоборот.
Начнем с того, что, по данным Российского государственного военного архива (РГВА), который, кроме
документов Красной и Белой Армии, хранит документы частей и соединений ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД СССР
за 1918-1991 года, детских диверсионных школ в составе НКВД никогда не существовало. Более того,
представители архива подчеркнули, что в дислокационных книгах вообще не «значится какая-либо
диверсионная школа — ни в Алма-Ате, ни в Казахстане». Материалов, подтверждающих существование
в системе органов НКВД такого рода детских диверсионных школ не нашлось также ни в Центральном архиве
Министерства обороны (ЦАМО РФ), ни в архиве Комитета национальной безопасности республики Казахстан.
Дотошные архивисты, впрочем, обнаружили существовавшее в 1943 году в Средней Азии Ташкентское
суворовское училище войск НКВД, но это к фильму вовсе не относится. Кстати, что касается официальной
истории, то в РГВА подчеркнули, что никакой тайной не является существование в немецкой армии
специальных школ, в которых диверсионно-подрывной работе обучались завербованные или похищенные
из советских детских домов подростки в возрасте 13-17 лет. В частности, по архивным данным, такие
детские диверсионные школы существовали на оккупированной территории Украины, Белоруссии, в Прибалтике,
Польше и, конечно, в самой Германии.
Факт существования немецких спецшкол, в которых обучались завербованные советские дети, Стране.Ru
подтвердили и в Федеральной службе безопасности РФ. Как видно из документов, хранящихся в архивах ФСБ,
на территории Германии в июле 1943 года в местечке Гемфурт близ города Каселя была организована школа
для подготовки подростков-диверсантов — Абверкоманда 203, которая именовалась «Гемфурт».
Представители школы вербовали 13-17-летних агентов обоего пола из детских домов Орши и Смоленска,
объясняя им, что они вступают в РОА (Русскую освободительную армию). Девочкам говорили, что из них
подготовят медсестер. В этой школе одновременно обучались 25-75 человек. Аналогичная школа по
подготовке малолетних разведчиков и диверсантов существовала в полосе действия Калининградского
фронта — в деревне Телешево, а также в Бобруйске, Орше, Краматорске и Славянске.
Архивисты предоставили редакции ряд документов, из которых следует, что немецкие спецслужбы
методично занимались вербовкой русских детей-беспризорников и воспитанников детских домов, которые
еще оставались на оккупированной немцами территории.
Из протокола допроса Юрия Евтуховича, бывшего лейтенанта Красной Армии, попавшего в плен
и вступившего в Русскую освободительную армию Власова: «О процессе вербовки и подготовки
агентов-подростков я хочу рассказать более подробно, так как лично уделял этим вопросам много
времени. Идея создания групп подростков принадлежит Фролову Н. С., который руководствовался
в этом вопросе следующими соображениями: война, проходящая по территории Советского Союза, оставляет
за собой разрушенные города, деревни, население которых частично погибает, частично остается.
Появляется много детей, потерявших родителей и скитающихся с места на место, что не возбуждает
подозрений среди частей Красной Армии, которым подчас некогда заниматься выяснением личностей
скитающихся подростков. Психология подростка такова, что его тянет к путешествиям, приключениям,
подражанию взрослым, а во время войны — военным. Появляется желание иметь оружие, испытать
опасность. Предоставьте подростку возможность носить ту или иную форму, играйте с ним
в «солдатики», тогда он почувствует себя приравненным к взрослым. Военные занятия,
строй, дисциплина, хорошее отношение к нему, питание, развлечения — расположат подростка
к руководителю, а затем серьезно поставленная задача, объяснение ему необходимости выполнения,
обещание награды докончат подготовку из подростка орудия в руках абвера».
Из протокола допроса Анатолия Якубова, 1928 года рождения, проходившего обучение в немецкой
диверсионной школе и совершившего три «ходки» в тыл Красной Армии: «В детдоме №5
города Минска я находился в течение двух лет — с августа 1941 года и примерно до августа-сентября
1943 года. Однажды нас, 20 человек детдомовцев, вызвали в кабинет директора детдома. Он нас
представил какому-то лейтенанту, который являлся, как мы после узнали, офицером власовской армии
по фамилии Евтухович Юрий. Последний объявил нам, что мы должны поехать вместе с ним на экскурсию
в Германию. После этого все мы, 20 человек, сели на грузовую автомашину и Евтухович доставил нас
в расположение воинской части власовской армии. В первый день нам выдали военное обмундирование
и разместили в бараки. На второй день Евтухович объявил, что все мы поедем в город Конин (Польша)
для обучения в диверсионной школе, а пока будем находиться у них в лагере и обучаться военному делу.
При этом он строго предупредил нас никому об этой школе не рассказывать, а если кому-либо расскажем,
то за это виновных сразу же расстреляют. В диверсионной школе города Конин нам преподавали:
парашютное дело, изучали устройство парашюта, как его укладывать и как пользоваться им во время
прыжка с самолета. Далее, изучали мы еще свойства и методы применения взрывчатых веществ,
в частности тол. Кроме того, изучали действия и методы применения ампулы с самовоспламеняющейся
жидкостью, по которым также проводили практические занятия, то есть нас учили, как их применять
при совершении диверсионных актов для поджога различных складов и других важных объектов».
Этот документ представляет особый интерес, и те, кто успел посмотреть «Сволочей»,
безусловно, заметят совпадения с сюжетом фильма, в котором обучению подростков парашютному
и минно-подрывному делу также уделено особое внимание, а некоторые кадры фильма практически полностью
совпадают с содержанием архивных документов. Это наводит на мысль, что уехавший в начале 1990-х годов
в Германию Владимир Кунин мог быть действительно очень осведомлен о методах подготовки диверсантов
и, может быть, даже видел упомянутые документы, которые могли сохраниться в немецких архивах. Вот
только зачем в книге это нужно было приписывать «руке НКВД»?
Кроме обучения диверсионному делу, ребят развлекали и показывали им «красивую жизнь».
Из протокола допроса Юрия Евтуховича: «Для группы был подготовлен план экскурсий в города
Бреславль и Дрезден. Во время экскурсии обращалось внимание ребят на красоту мест, чистоту и порядок,
состояние дорог, постройки. Все это сравнивалось с тем, что они видели в Советском Союзе. Посещали
зоопарки, кино, организовывали прогулки на пароходе, в горы, посещение ресторанчиков, где подросткам
предоставлялось в волю пить пиво. Позднее ребята были поставлены в известность о том, что якобы все,
находящиеся на стороне немцев, объявлены советским правительством врагами народа, что всех ждет
наказание и единственный путь возвращения на родину — вооруженная борьба против Красной Армии».
Накануне премьеры злополучного фильма «Сволочи» Андрей Панин, сыгравший в нем роль
полковника-воспитателя малолетних диверсантов, в одном интервью сказал: «Правда всякая нужна.
Мне кажется, что вообще лучше говорить правду. Просто она чаще всего никому не нужна». Слова
пророческие в том смысле, что уже в день предпремьерного показа режиссер Александр Атанесян
практически отрекся от своих собственных ранних претензий на историческую достоверность
и исключительную правдивость фильма. В интервью радио «Культура» 1 февраля он заявил,
что «ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа,
подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза», а в интервью
«РИА-Новости» он пошел еще дальше, сказав, что является «сторонником того,
что искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного вымысла, но вымысел
должен быть интересным, эмоционально ценным», и признал, что, по его сведениям,
«в Советском Союзе детских диверсионных школ не существовало».
Что касается Владимира Кунина — автора этой «сволочной» истории, еще в 1995 году
в интервью лос-анжелесскому альманаху «Панорама» бесстрашно утверждавшего, что он был
в такой школе и давал подписку о неразглашении, — то за день до начала показа фильма он счел
за благо признаться, что «это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено.
Я считаю, — подчеркнул бывший циркач-«диверсант», — что писатель имеет право
на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии».
С последним тезисом трудно не согласиться, любой автор художественного произведения имеет право
и на вымысел, и на фантазию, вопрос только о мере одного и допустимости другого. В данном случае,
писатель Владимир Кунин явно перегнул палку и ошибся с темой, которая изобилует фантазиями
и измышлениями, очень похожими на клевету.
И еще один факт, пока не ставший историей, но не менее любопытный. По данным, приведенным в
«Комсомольской правде» 2 февраля, «на фильм «Сволочи» ушло 2,5 миллиона
долларов. Часть расходов — около $700 тыс — оплатило Федеральное агентство по культуре
и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким». Военные эксперты и историки, к которым
мы также обратились, посетовали, что в фильме «Сволочи» вообще много технических
«ляпов», связанных с военной техникой, обмундированием и формой обращения командира
с подчиненными и следователя с подследственным. Не говоря уже о том, что сам факт проникновения
подростков-диверсантов в альпийскую базу немецких горных стрелков в августе 1943 года, то есть
в разгар Курской битвы, является просто невероятным, а для того, чтобы сбросить с самолета
«пушечное мясо» для отвлечения от основной группы диверсантов, не стоило вообще затевать
рискованную авантюру с вербовкой и штучным обучением малолетних преступников. По их мнению, фильм
получился более чем сомнительным и с исторической, и с сугубо военной точки зрения.
© Алиса АРГУНОВА
Опубликовано на сайте Страна.Ru,
3 февраля 2006 г.
|
|