ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика

Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы
Тайны Горельника

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ НЕ ОТДАЛ ПРИЗ «СВОЛОЧАМ»

Н
а вручении кинонаград MTV режиссер заставил зал задуматься, нужно ли нам такое кино.

МЕНЬШОВ И АЛЕНТОВА

Узнав, что победил фильм «Сволочи», знаменитый кинорежиссер бросил конверт с номинацией на пол и вместе с Верой Алентовой покинул сцену
 

В четверг вечером в столичном кинотеатре «Пушкинский» российский бомонд собрался по случаю второй церемонии кинонаград MTV.

Прославленному актеру и режиссеру оскароносной ленты «Москва слезам не верит» и его супруге актрисе Вере Алентовой досталась почетная роль — вручить награду в главной номинации вечера «Лучший фильм». Перед тем как вскрыть конверт, Меньшов заметно волновался:

— Я надеюсь, что победит достойнейший и главный приз не возьмет один из тех чудовищных фильмов, которые сейчас выпускаются.

На больших экранах показали отрывки из лент «Сволочи», «Жара», «Волкодав», «Питер FM» и «Бумер, фильм второй». Зал сидел, затаив дыхание. Меньшов распечатал конверт. Даже с галерки было видно, как разгневался актер:

— Я так надеялся, что не этому фильму дадут премию, но все-таки он победил. Я считаю, что это кино — позорище для нашей страны, пусть награду вручает Памела Андерсон.

После этих слов Меньшов бросил конверт на пол и широким шагом удалился со сцены. Вера Алентова без всякого удивления последовала за ним.

Зал буквально остолбенел. Голос за кадром поспешил исправить ситуацию — прямой эфир все-таки… И объявил победителя — фильм «Сволочи». Группа, снявшая фильм, начала подниматься, обниматься, целоваться… На сцене продюсер фильма и режиссер ленты говорили какие-то оправдательные слова, но их никто не слышал — зал сидел в состоянии глубокого изумления. Некоторые зрители демонстративно вышли из зала, когда команда «Сволочей» получала награду. Остальные потянулись из зала после того, как группа сошла со сцены, — причины поступка большинство публики не поняли и за кулисами довольно весело обсуждали поступок Меньшова.

Одна Памела Андерсон ничего не поняла по причине незнания русского языка и отсутствия переводчика.

Елена ЛАПТЕВА

О чем фильм?

КАДР ИЗ ФИЛЬМА

В «Сволочах» Александр Головин (на фото справа) сыграл юного диверсанта. Теперь он блистает в роли суворовца
 

О том, как из малолетних преступников НКВД создал отряд диверсантов. В фильме их тренируют актеры Андрей Краско и Андрей Панин. Они же в 1943 году сбрасывают их с парашютами на мифическую базу горных стрелков. Почти все дети погибают во время высадки, а немецкий офицер, сняв фуражку, чуть ли не убивается над их телами. Двое героев — Кот и Тяпа — выживают и встречаются после войны.

Создатели фильма утверждали, что он основан на реальных событиях. Увы, подтверждений этому так и не нашлось. А часть зрителей расценила его как пасквиль, позорящий память Великой Отечественной.

Суть скандала

Фильм «Сволочи» уже наутро после премьеры в феврале 2006 года вызвал бурную дискуссию. «Комсомолка» была первой, кто попытался ответить на вопрос: а правда ли то, что создатели картины выдают как исторический материал? Авторы «Сволочей» утверждали, что одноименная повесть писателя Владимира Кунина — автобиографическая.

К сожалению, обнаружить  документы, подтверждающие реальность советских диверсионных школ для детей, не удалось. Зато «КП» нашла других свидетелей — бывшего курсанта диверсионной детской школы Вячеслава Бабицкого. Только называлась эта школа «Абверкоманда 203» и «учили» в ней пленных детей не наши энкавэдэшники, а фашисты.

Не обнаружилось никаких следов пребывания в диверсионной школе и в биографии писателя Кунина. Единственное, что его связывало с армией, — несколько лет в военном училище.

К тому же многие недоумевали, почему часть $2,5 миллиона на съемки этой картины выделило Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

После бурного обсуждения Владимир Кунин признался, что все факты в фильме вымышленные. С этим согласился и режиссер Александр Атанесян.

А претензии к художественнному произведению — дело вкуса.

Александр БОЙКО

Владимир МЕНЬШОВ: «Это позорище — снимать такие фильмы»

АКТЕРЫ

Актерский ансамбль фильма «Сволочи» со своей наградой
 

Мы дозвонились режиссеру в Волгоград, куда он отправился с гастролями на следующий день после скандальной церемонии.

— Мой поступок вызван дискуссией вокруг этого фильма, которая еще год назад развернулась в прессе, в том числе и в вашей «Комсомолке».

Если вы помните, тогда фронтовики писали возмущенные письма, потому что таких фактов не могло быть в истории нашей страны, тем более в истории Великой Отечественной войны. В борьбе с тоталитаризмом мы утягиваем в пропасть самые святые страницы нашей истории. Посмотрев этот фильм, иностранцы могут подумать о нас, что русские — какие-то монстры, троглодиты, чудовища. Так мы дойдем до того, что скоро не только американская молодежь, но и наша будет думать, что в той войне мы воевали вместе с Гитлером против Америки и Англии. Для этого осталось сделать всего несколько шагов. Великая Отечественная война — это те страницы нашей истории, которые нельзя трогать немытыми руками. Это позорище — снимать подобные фильмы.

— Потому вы не смогли промолчать?

— Еще когда читал эту историю у Кунина («Сволочи» сняты по сценарию известного писателя Владимира Кунина. — Ред.), я возмущался. Причем сам режиссер картины Александр Атанесян говорил, что его сбили с толку, неправильно информировали. Как бы извинялся за то, что он снял. Вроде бы вся эта история закончилась. И вдруг снова эта картина вынырнула, да еще как лучший фильм.

Анастасия ПЛЕШАКОВА

Как они победили?

На канале MTV нас заверили, что голосование было честным и проходило в два этапа. Сначала определили номинантов: компания MAGRAM Market Research опросила 1300 молодых россиян, которые смотрят MTV и регулярно ходят в кино. По результатам, из списка всех российских картин, вышедших в прокат в 2006 году, выбрали пять (они указаны рядом в опросе «КП»). Дальше началось голосование на сайте kino.mtv.ru. Также можно было позвонить с мобильного на короткий номер.

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ КП

Ребята вовремя стали кадетами

МЕНЬШОВ И АЛЕНТОВА

Меньшов не захотел марать руки о «Сволочей». Жена Вера Алентова его поддержала
 

В то, что «Сволочи» победили честно, многие не поверят. Будут видеть в этой истории чью-то мохнатую лапу с купюрами, а то и происки мировой закулисы. Между тем успех фильма Атанесяна объясним и без привлечения подобных художественных образов.

Во-первых, картина была достаточно популярна (сборы превысили $10 миллионов) и наделала много шума. Во-вторых, мальчики, сыгравшие в «Сволочах», перешли в сериал «Кадетство» и благодаря ему стали кумирами старшеклассниц (особенно это касается Александра Головина). А женская любовь — страшная вещь: юные фанатки готовы часами сидеть за компьютером и голосовать за фильм, «где сыграл Сашенька». В-третьих, убиение дюжины мальчиков ударило по нервам зрителей куда сильнее, чем лирические прогулки по весеннему «Питеру» или «жаркой» Москве.

Что до Владимира Меньшова, он повел себя достаточно странно. Он не мог не понимать, что ненавистные «Сволочи» — в списке номинантов и запросто могут победить. Зачем тогда было соглашаться объявлять «Лучший фильм»? К тому же церемония проходила в атмосфере раздолбайской непринужденности, и феерический финальный выход Владимира Валентиновича многих скорее развеселил.

С другой стороны… Меньшов считает «Сволочей» дрянью и оставил за собой право плюнуть их авторам в лицо. Это было неожиданно, но искренне. И, обсуждая его поступок, стоит помнить об одной мелочи: «Сволочи» — это ведь и правда плохой фильм.

Денис КОРСАКОВ

Как вы относитесь к его поступку?

Николай КУРЬЯНОВИЧ, депутат Госдумы:
— Это акт гражданского мужества, сейчас мало кто на такое способен. Я бы режиссеру этих «Сволочей» еще бы и добавил к премии носком правой ноги. Так и запишите.

Ирина ХАКАМАДА, политик:
— Я его понимаю, «чернуха» и коммерция в кино достали всех.

Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:
— СССР воевал жестоко, цинично, беспощадно, как ни одна страна в мире. Кунин, человек достойной биографии, клянется, что все, что снято в фильме, — правда. Можно глубоко ценить порыв Меньшова, но из-за усахаривания и умасливания нашей истории мы уже потеряли поколение советских граждан, а потом и всю страну.

Андрей СИГЛЕ, продюсер и композитор, Санкт-Петербург:
— Меньшов — человек в кинематографических кругах авторитетный. Но мало кто знает его характер — резкий и решительный. И он никогда не будет играть на камеру и публику. Этим поступком он действительно высказал свою точку зрения.

Олег ТАБАКОВ, актер, режиссер:
— Без комментариев! На мой взгляд, в номинации «Лучший фильм года» награду надо было дать мультику «Ледниковый период» про мамонтенка.

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:
— Поступок героический. Похоже, к нашей творческой интеллигенции возвращаются самосознание и патриотизм.

Анастасия ЗАВОРОТНЮК, актриса:
— Премия мне понравилась, было очень весело и клево. А про поступок Меньшова ничего не могу сказать да и не хочу.

Ольга ШАМБАСОВА, менеджер, Ярославль:
— Не вижу ничего такого в «Сволочах», что бы позорило Россию. В фильме есть доля и вымысла, и правды. По-моему, Меньшов сам опозорил и себя, и нашу страну своим поступком. А может, он просто завидует молодым режиссерам?

Кирилл СОКОЛОВ, преподаватель истории, Ярославль:
— Фильм «Сволочи» действительно позорит страну, победившую фашизм. Историческая действительность в нем перевернута. Солидарен с Меньшовым, правда, непонятно, зачем он вообще вышел на сцену, если знал, что «Сволочи» номинированы?

Ната, читательница сайта WWW.KP.RU, Москва:
— Человек уровня Меньшова не должен позволять себе такие поступки при зрителях. Нужно просто исполнять отведенную роль.

© Александр БОЙКО, фото — ГАЛИ Рамиль
Опубликовано в газете «Комсомольская правда», 21 апреля 2007 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета