|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Тайны Горельника
«СВОЛОЧНЫЕ» «поГОРЕЛЬЦЫ»
опробуйте угадать, что общего между скандальным фильмом «Интердевочка»
и знаменитой алматинской турбазой «Горельник»? Или что может объединять штрафные
батальоны из советских заключенных времен Великой Отечественной войны и казахстанских альпинистов?
Ответ прост — писатель и киносценарист Владимир Кунин. По его идее был снят фильм
«Сволочи», недавно вышедший в прокат по всему СНГ и наделавший много шума
из-за своего сюжета. Скандальная кинокартина затронула и Казахстан. Впрочем, обо всем по порядку…
Для тех, кто не смотрел фильм вкратце перескажем: в «Сволочах» идет речь о том,
что советский НКВД во время войны решил провести эксперимент. Комиссариатом были отобраны
несколько несовершеннолетних подростков-заключенных, которым предоставили случай
«искупить свою вину кровью на фронте», как любили тогда писать с подачи товарища
Сталина в официальных документах. Группа малолеток была направлена в горный лагерь
для прохождения спецподготовки ведения боев и стрельбы в различных условиях, а позже
переброшена на фронт. Фактически ребят-зеков использовали как «пушечное мясо»
для прикрытия основных сил Красной Армии. Герои фильма — 14-15-летние парни —
прошли подготовку снайперов-альпинистов, а затем были отправлены в самое горнило войны,
где почти все и погибли в первый же день боевых действий. Место, где проходили свое обучение
молодые заключенные, в «Сволочах» было отмечено четко: Алма-Ата, «Горельник».
С первых же дней проката на авторов фильма обрушились оглушительные потоки критики.
Консервативные кинематографисты стали требовать от Минкультуры России запрета показа фильма
в кинотеатрах и его выпуска на DVD, ветераны Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны
обвинили авторов в жестокой лжи и клевете. Не понравились «Сволочи» и алматинским
участникам войны, для которых местные кинопрокатчики устраивали специальный сеанс.
Режиссер фильма Александр Атанесян «умыл руки», заявив, что, снимая
картину, полностью опирался на сценарий-книгу Владимира Кунина. После бесконечных прений
подал наконец голос и автор нашумевшей идеи о советских детях-камикадзе. 78-летний «отец»
скандальной «Интердевочки» сам написал свой ответ-оправдание, который тут же
растиражировали российские СМИ. Автор не стал отрицать, что, создавая сценарий «Сволочей»,
руководствовался больше фантазией, чем документами. А кажущаяся реальность в фильме лишь придает
ему зрительной достоверности.
«Так как я все-таки литератор, писатель, киносценарист, то имею право на сочинительство,
вымысел и домысел, — говорит В. Кунин. — Я имею право представлять себе мир так,
как мне это видится с высоты прожитых мною лет и гораздо большего опыта, чем вам это кажется.
Естественно, в силу собственных способностей, своего воображения и достаточной информированности».
О том, чему же все-таки обучали в «Горельнике», мы решили спросить у ветерана
этой турбазы, человека, по-настоящему знающего историю Алматы, искусствоведа и мастера
казахстанского телевидения, взрастившего не одно поколение телезвезд, заслуженного деятеля РК Юрия Аравина.
— Юрий Петрович, вы помните туристическую базу «Горельник» середины прошлого века?
— Да, с «Горельником» я познакомился еще в середине 50-х годов,
а лет через десять, с 1965 года, он вообще стал моим родным домом. Тогда я активно занимался
альпинизмом и скалолазанием, но получил травму и поэтому стал инструктором на этой базе. Помню,
не менее тысячи человек перевел тогда я по горам на Иссык-Куль, да и по другим маршрутам. Но
вскоре в Заилийском Алатау прошел знаменитый сель, который немножечко задел и «Горельник».
Под это дело его и списали.
Горы выше домика турбазы «Нижний Горельник». Фото Максима ПУШКАРЕВА
С тех пор «Горельник» как турбаза перестал существовать. Но на его
основе продолжала функционировать начальная школа лыжной базы. В 50-60-е годы массовый
туризм был очень развит в Казахстане.
— И что, там действительно готовили не только спортсменов?
— То, что в Алматы готовились кадры для Красной Армии, — это факт. И альпинистские
лагеря очень активно работали по созданию профессионалов, поскольку нашим войскам нужно было
противостоять фашистской дивизии «Эдельвейс», которая работала на Кавказе.
«Эдельвейс» — это горные стрелки, великолепно обученные. Еще до войны они
много раз были на богатом нефтью Кавказе, изучали карты для его завоевания в грядущей войне.
Немцы, французы и австрийцы славились тогда своими достижениями в альпинизме, а вот
в Советском Союзе он только зарождался. В то время, поскольку мы несли огромные потери,
в том числе и на Кавказе, серьезно встал вопрос о подготовке профессиональных кадров
для ведения боев в горах. Спешным образом стали готовиться инструкторы, командиры,
потому что основная их часть до войны была не обучена, не подготовлена.
И эти кадры готовились здесь, на Тянь-Шане. О подготовке мальчиков-стрелков я ничего
не слышал, хотя допускаю мысль, что это имело место быть. Ведь до нас же со временем дошли
засекреченные ранее сведения о штрафбатах, о «живых» заслонах, о детях-санитарах,
даже о собаках-санитарах. И «Горельник» во время войны был базой для подготовки
военных кадров. Но вот каких именно — трудно сказать, информации такой нет.
— Юрий Петрович, вы допускаете мысль о том, что из ребят, пусть и заключенных,
в «Горельнике» могли готовить детей-камикадзе: разве под силу им были суровые
армейские будни?
— В свое время мы серьезно готовили инструкторов и выпускали их начиная
с пятнадцатилетнего возраста. И чувствовали эти ребята себя очень уверенно. Они были очень
сильными. Я сам в 16 лет уже был инструктором туризма и значкистом-альпинистом.
Система подготовки наших альпинистов строилась по такому принципу: как руководить группой,
как управлять ее передвижением, как действовать на лавиноопасных склонах и так далее. То есть
мы готовили лидеров с малого возраста. В 50-60-х годах советский спорт вообще был сильно
военизирован. Была железная военная дисциплина: линейки — утренняя и вечерняя, сдача
рапорта, отчет инструктора, все строились в отряды, докладывали: «Товарищ старший инструктор,
отряд такой-то прошел через такую-то переправу, начало отправления — такое-то, завершение
маршрута — такого-то!» Все четко и ясно. Дисциплина была очень строгая, это вызывало
уважение к старшему поколению и к правилам, придавало серьезность нашему опасному занятию.
— Владимир Кунин говорит о том, что имеет право на вымысел…
— Как человек искусства, я согласен с автором! Вообще, в мире есть две правды:
правда документальная и правда художественная. Первая — это то, что правильно:
юриспруденция, бухгалтерия и так далее. А в искусстве все по-другому, здесь действует
противоположный принцип: не то хорошо, что правильно, но правильно должно быть то, что
хорошо. На этом строятся искусство и творчество. Творчество — это вымысел во имя
созидания художественного образа, во имя движения вперед, совершенствования. На этом,
кстати, базировался и соцреализм — отражение действительности не такой, какая она есть,
а какой она должна быть. Если даже этого не было, то находится на грани того, что могло
бы быть. И где-то было еще хуже, еще сильнее, еще страшнее. Не в скрупулезной правде дело,
а в осмыслении значения, смысла этого явления.
Важны идеи и помыслы. И если существовала эта школа стрелков-детей, то создателями
ее наверняка двигали идеи возвышенные — воспитать защитников Родины. Немцы же воспитывали
своих мальчиков с автоматами в руках, да и наши пионеры шли в бой — история знает массу
подобных примеров. Людьми двигали возвышенные идеи!
***
Кстати, в 2003 году на месте бывшего «Горельника» была установлена мемориальная
доска, посвященная 1500 инструкторам и 12 000 горных стрелков, обученных здесь в годы Великой
Отечественной войны. Только вот сколько лет тогда было этим снайперам, пожалуй, знают теперь
только горы…
© Виктор БУРДИН
Опубликовано в газете «Страна и мир»,
7 апреля 2006 г.
|
|