|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Тайны Горельника
ДИВЕРСАНТЫ, ГОРЫ, УГОЛОВНИКИ… КОРОЧЕ, «СВОЛОЧИ»
афиши под хлестким названием «Сволочи» на зрителя смотрят пятеро
полуголых угрюмых пацанов. Ниже слоган — «Ни любви, ни тоски, ни жалости». Черные
и красные тона подвигают к мысли, что либо это очередная чернуха про издевательства в детдомах,
либо очередная чернуха про сексуальные услуги с куплей-продажей мальчиков.
«И чё? — спросит ошарашенный читатель журнала «ЭКС». — Мы то тут при чем?».
При том.
Это афиша вышедшего 2 февраля во всероссийский прокат фильма «Сволочи», снятого
по одноименной повести известного писателя Владимира Кунина, и рассказывается в ней о том, как
в 1943 году в горах Казахстана НКВД организовало секретный лагерь — школу для подготовки
диверсантов, которые должны действовать в горных районах, занятых противником. В школу набраны
малолетние отморозки, преступники из числа сирот-беспризорников. Опытные альпинисты (в том числе,
пленные из дивизии «Эдельвейс») преподают пацанам основы рукопашного боя, альпинизма,
парашютного спорта, спусков на горных лыжах. По сути готовятся смертники, да и их инструктора
подозревают, что свидетелей этого бесчеловечного процесса власти не оставят в живых.
Вот так.
В последнюю неделю минувшего января, зайдя в книжный магазин и, перебирая корешки, наткнулся
на обложку — автор Владимир Кунин, название «Сволочи». Рисунок на обложке —
два человека явно героического вида с кем-то сражаются, один шмаляет из «шмайсера», другой
крутит ручку взрывной машинки. И чего ж это они — «сволочи»? Полистал, наткнулся
на несколько альпинистских терминов и тут же книжицу купил. Повесть невелика, прочиталась быстро.
Тут же в Интернете на глаза попался баннер фильма «Сволочи». Это было 28 января…
Фильм, премьеру которого обещали через четыре дня, я пока посмотреть не успел, и не о нем тут
разговор. А вот сюжет Кунина оставил ощущение бреда. Ну, сейчас только ленивый, снимая кино
о советском периоде истории, не введет в действие палачей-кровопийцев из НКВД. Если советский
кинематограф наштамповал фильмов про героические будни, подвиги и трудный выбор поехать
по распределению в Село или остаться по протекции в Городе; фильмов, где советский человек был
положителен до зубовного скрежета, а несчастлив был в одном — что не на всей земле еще
социализм победил. Теперь творческая интеллигенция дружно кинулась в другую крайность —
советское прошлое изображается исключительно, как угрюмое прошлое угрюмых людей, писавших
доносы и подвергавшихся тотальным репрессиям…
«Утомленные солнцем», «Водитель для Веры», «Есенин», «Первый
после бога», экранизации «Московской саги» и «В круге первом» — везде
пропорции примерно одинаковы, порядочных людей мало — подлецов пруд пруди. И добро в СССР
побеждало зло только в детских сказках. Ну, вы и сами знаете.
Не маленькие.
«Сволочи» написаны яркими депрессивными мазками — просвета в жизни, описанной
Куниным, не видно; кровь льется по американским стандартам — два литра на страницу; всех —
и криминальных подростков, и их вольно-наемных учителей — должны ликвидировать палачи Берии;
орава блатных шпингалетов ничего и никого не боится — только свистни, они тут всех порвут
на кусочки. Такое биологическое оружие. Воистину, ни любви, ни тоски, ни жалости.
Мурашки по коже.
Ничего святого нет у тех, кто кинул их в мясорубку войны.
А кто их туда кинул?
КУНИН
|
Кинул их, как уже говорилось, писатель Кунин. Владимир Владимирович — человек закрученной
в комок биографии. Без полбанки так сразу и не разобраться.
В растиражированной по Интернету биографии говорится: «Родился 19 июня 1927 года в Ленинграде.
В мае 1944 года, успев окончить всего восемь классов, ушел в армию, где прослужил до 1951 года.
Демобилизованный, Кунин без экзаменов поступил в Институт физкультуры им. П. Ф. Лесгафта,
откуда его выгнали в 1955 году, когда обнаружили, что представленный им аттестат об окончании
десятилетки — фальшивый. Но мастер спорта по акробатике устроился в цирк акробатом-вольтижером
и шесть лет выступал на цирковых аренах СССР. В январе 1961 г. артист разбился на представлении,
долго лечился и за это время сочинил два, по собственному признанию очень слабых, рассказа. Однако
их тут же напечатал журнал «Советский цирк» — так и состоялся литературный дебют
Кунина. Потом он два года работал специальным корреспондентом этого журнала и газеты «Советская
культура». В 1967 г. на экраны страны вышла военная драма Наума Бирмана «Хроника пикирующего
бомбардировщика», сценарий к которому, вместе с режиссером фильма, написал Владимир Кунин. Всего
же по его сценариям поставлено больше 30 фильмов. Громадную известность принесла Кунину опубликованная
в начале 1988 г. в журнале «Аврора» повесть «Интердевочка». Книга вышла отдельным
изданием, была опубликована в 23 странах на 17 языках. В 1989 г. «Интердевочку» экранизировал
режиссер П. Тодоровский, а главная роль принесла популярность актрисе Е. Яковлевой. С начала
1990-х годов писатель, по приглашению немецкого издателя, работает в Мюнхене, где им написаны
«Иванов и Рабинович, или «Ай гоу ту Хайфа!» и «Русские на Мариенплац».
С конца 90-х годов успехом у читателей пользуются книги о коте Кысе, от лица которого и идет
повествование о его приключениях в современной России и в других странах».
С советских времен Кунин был одним из моих самых любимых писателей. У Владимира Владимировича
есть одна потрясающая вещь, за которую он достоин не только полученной премии Николая Островского.
Это повесть «Хроника пикирующего бомбардировщика» — одна из самых пронзительных вещей
о Великой Отечественной войне. Только за одну эту повесть Кунина можно записать в классики.
В «Хронике» Кунин рисует войну глазами трех молодых ребят — экипажа пикирующего
бомбардировщика, которые ищут секретный немецкий аэродром, находят его, и, атакуемые истребителями
противника, бросают машину на взлетую полосу, уничтожая тараном немецкие истребители. Душевность
и романтическую героику повести годом позже талантливо воплотили на Ленфильме; одну из главных ролей
сыграл Олег Даль. Лента заслуженно получила признание зрителей.
Прекрасно выписаны образы и сложены сюжеты в повестях о летчиках, цирковых артистах. Вот за эти
вещи я В. В. очень люблю и уважаю… Но потом пришли другие времена, и на хлеб В. В.
стал зарабатывать сказками про очеловеченного кота и русских, разъезжающих на танке по Германии.
Боюсь расстроить многочисленных поклонников кунинских фэнтэзи, но смена жанра
на «гы-гы-ха-ха» лично мне показалась неудачной. И вот еще одно творение —
про подростков диверсантов-смертников. А почему бы и нет? Если уж кот смог очеловечиться, то почему
бы пацанам не взять в плен Гитлера и всю его шайку в замке на вершинах Баварских Альп?
Ведь это всё правда.
ПРАВДА
«Всё правда, — утверждает писатель. — Я сам учился в такой школе».
«В четырнадцать лет его посадили за «групповое ограбление с убийством». Потом
он работал в НКВД — там из него сделали профессионального убийцу. Он активно применял эти
навыки, но позже стал военным летчиком».
И Кунин, и руководство съемочной группы во всех интервью до и при съемках фильма подчеркивало,
что речь идет о реальной истории из жизни автора сценария. Эти утверждения тиражировались
внушительными тиражами.
«Допустив географические вольности, «Сволочи» остались верны правде в главном.
Сценарий написал Владимир Кунин, в прошлом — автор знаменитой «Интердевочки»,
до того — летчик, цирковой артист, а еще раньше — мальчишка из той самой диверсионной
школы в Казахстане. Он сбежал оттуда и только поэтому выжил. Годы спустя написал автобиографический
роман «Мика и Альфред». Потом три главы этого романа развил в самостоятельную историю —
так родился сценарий «Сволочи». Он и попал в руки Атанесяна», —
написал Роман Азадовский.
Сам Кунин обстоятельно рассказал о школе корреспонденту газеты «Дело» Алексею
Самойлову. Интервью под заголовком «Владимир Кунин. Смертельный риск» было опубликовано
28 марта 2005 года. Вот фрагмент, так и названный — «Горный диверсант».
А.С.: Приезжаете (в Россию — С.Ш.), как посмотрю, нередко. Начинали мы
эту беседу прошлой осенью, в октябре, завершаем в марте. По делам приезжали?
В.К.: По делам — личным, домашним, издательским, кинематографическим…
Сейчас собираюсь в Москву: там на «Мосфильме» режиссер Александр Атанесян начинает съемки
картины «Сволочи» — о мальчишках из школы альпинистов-диверсантов.
А.С.: Снова одна из страниц осточертевшей биографии… Кстати, почему Вы так
долго об этом молчали?
В.К.: Боялся за жизнь близких и свою: с нас ведь взяли подписку о неразглашении.
А.С.: А как Вы туда попали?
В.К.: Сначала я попал в следственную тюрьму в Алма-Ате за вооруженное ограбление
продуктового склада.
А.С.: А что делал ленинградский мальчишка в Казахстане?
В.К.: Мама умерла в первые месяцы блокады. Отец снимал на фронте киносборники о войне.
А я был эвакуирован в Среднюю Азию. В пути у меня украли все документы, и, в конце концов, определили
в детский дом. Оттуда я бежал, скитался, голодал, примкнул к банде, где были и 18-летние ребята,
и такие, как я, 14- и 15-летние подростки. Долго оставался под следствием, поскольку на нас
висело убийство сторожа. Прихлопнули его двое взрослых парней, им дали по 12 лет. А с нами,
малолетками, не знали, что делать: мы не подходили под соответствующую статью. После четырех месяцев
отсидки у меня в камере появились двое в штатском и спросили: «Хочешь искупить свою вину?»
Я ответил: «Да! Готов идти на фронт, защищать Родину!»
На следующий день приехал еще один (с папкой моего уголовного дела, с фотографиями в профиль
и анфас). Здесь же, в камере, мне вручили комсомольский билет, фотографию в который вклеили
из уголовного дела. Потом в закрытом «воронке» долго везли — я не видел куда: кузов
был совсем глухой, только по звуку двигателя догадывался, что едем в гору.
Так я попал в школу альпинистов-диверсантов под начало полковника НКВД Погребецкого, знаменитого
альпиниста, заслуженного мастера спорта. Обучали нас пленные немцы из группы «Эдельвейс»
и наши, русские, из НКВД. Мы были разбиты на пятерки, в которые собрали таких, как я, из тюрем.
Эти мальчишки, способные перерезать глотку кому угодно, ничего не боялись.
Чему нас только не учили — и слалому-гиганту, и стрельбе на скоростном спуске, и умению
250-граммовой толовой шашкой сделать 200-тонный снежный обвал. И еще тому, как убить ножом
с расстояния 12-15 метров и как заливать свинец в рукоятку, чтобы нож лучше входил в тело.
Мы штурмовали пики на высоте 4000 метров, у нас кровь из ушей шла: 50-52 кг весили только амуниция
и немецкий автомат «шмайсер» — у нас тогда коротких автоматов не было. Широкий пояс
с толовыми шашками, на груди — газыри, а в газырях, напротив сердца, взрыватели: шлепнуть, если
будешь неосторожен, по ним — и сердце у тебя вырвет.
Нас готовили для высадки на Карпаты или в Италии. Первую группу — 14 человек — выбросили,
как мы потом узнали, где-то в Италии. Немцы, получив точную информацию, расстреляли всех наших
диверсантов в воздухе.
Школу расформировали. А нас, оставшихся, кто успел окончить 8 классов, направили в военно-авиационное
училище».
Сколько достоверных деталей…
«ТЮРЬМА, ВОЙНА И ОДНИ ПОХОРОНЫ»
И еще один фрагмент — из беседы с писателем Артура Гавриленко «Интервью за рюмкой чая с Владимиром Куниным. От первого лица».
Обратите внимание — эта беседа происходила еще в июле 2000 г.
Владимир Кунин: Дело в том, что я оказался в тюрьме, когда мне исполнилось четырнадцать
лет (как же на следующий год В.В. исполнилось 17 лет? — С.Ш.). Было начало 43-го года.
Меня взяли за групповое ограбление с убийством. Малолеток на том деле было несколько человек.
Нас разобрали по разным камерам и раздумывали, что с нами делать. В один прекрасный день появились
два человека в штатском, всех, кроме меня, выгнали на прогулку. Начали допрос: «Есть ли
родственники?». Я говорю, мол, нет. У меня и вправду мама тогда уже умерла, а отец был
на фронте, но я и его заодно «похоронил». Очень боялся, что ему сообщат, что сын-стервец
в тюрьме. И попал в точку — им требовалось, чтобы не было родственников… Дальше
спрашивают — не хочу ли я искупить вину? Я обрадовался — на фронт! «Конечно, хоть
сейчас…»
На следующий день эти двое привезли мне комсомольский билет. До сих пор он у меня хранится,
там вклеена фотография, изъятая из уголовного дела. Кунин — арестант, лысенький такой. После
этого — «воронок», подписка о неразглашении тайны. «Хранить вечно».
В Алма-Ате есть такой знаменитый каток Медео, вот 1000 метров вверх располагалась школа
диверсантов НКВД, куда меня отобрали. Курсантами могли быть только члены партии или члены
коммунистического союза молодежи. Помимо этого, обязательное условие — никаких родственников.
Гибель выпускника-диверсанта на задании была запрограммирована. Готовили из нас убийц для выполнения
спецзаданий в горах. Карпаты, Италия, Альпы — зона нашей деятельности. Альпинизм, рукопашный бой,
саперное дело… Ножом за пятнадцать метров в горло противнику попадали, семидесятиграммовой
динамитной шашечкой устраивали обвал в триста тонн. Тренировались в слаломе-гиганте, в стрельбе
со скоростного спуска — на скорости 110 км/ч, примерно. Вооружение наше весило до пятидесяти
пяти килограммов, притом, что я тогда весил — шестьдесят. Веревки, крепления, ледоруб,
взрыватели, немецкое диверсионное оружие (очень хорошее) — все таскали на себе. На моем курсе
было 60 человек — пацаны от 14 до 16 лет, разбитые по пятеркам. Конечно, все со статьями,
в основном — убийства. Преподавали нам пленные немцы из «Эдельвейс», а также наши
инструкторы-альпинисты, энкавэдэшники, закончившие Лесгафта (Институт физкультуры и спорта
в Ленинграде. — А.Г.), который позже закончил и я (не закончил, однако — С.Ш.).
Руководил школой полковник Погребецкий. Он был известен как альпинист, никто и не подозревал,
что он полковник НКВД. За любую провинность «спускали вниз», то есть убивали. С такими
ценными носителями информации, какими были мы, просто так не расставались.
Первую группу сбросили над Югославией. Пятнадцать подростков — отлично подготовленных убийц.
Приземлились только трупы. Расстреляли всех в воздухе. Кто-то заложил их, кто-то работал на немцев.
…А я «отработал» в Карпатах. Потом вышли к своим, попали в фильтрационный лагерь.
«Кто?», «откуда?» — а мы молчим, по-другому нельзя было. Но все обошлось.
Кстати, я однажды пришел в КГБ и говорю: «Ребята, у меня срок призыва в военном билете
стоит 10 мая 44-го года, я же, извините, с 4 апреля 43-го под пулями сидел!». А они мне:
«Вам же сказано, подписку хранить вечно — ничего не можем поделать».
Спустя двадцать четыре года я первый раз рассказал об этом жене. И мы с семьей решили полететь
в Алма-Ату — я хотел показать следственный изолятор, в котором меня держали. А потом я повел
её и сына «туда», в горы. Мы дошли до нашего альплагеря, там же и сфотографировались
на леднике Туюксу — я, жена и мой Вовка, тогда еще одиннадцатилетний пацан.
Обратно возвращались через Чембурлакское ущелье. Темно уже было, мы успели страшно проголодаться.
Смотрю, стоит в горах машина, прожектора подключены к аккумуляторам, — оказалось, спасательная
группа. Недавно прошел сель и накрыл три туристических лагеря, 70 человек погибло. Иду впереди,
отфутболиваю в сторону куски ног, руки, ботинок горно-альпийский, из которого обломок кости торчит
(чтобы малец мой этого не разглядел). В грузовики утрамбовывают искореженные селем кровати. Как-то
пробрался туда «газон». Рядом стоит квадратный мужичина, уже седой, но грудь — во,
маховики — ух (маховики, по-кунински, — бицепсы. — А.Г.)! Я объяснил тамошним мужикам,
что с бабой, с ребенком. Еды попросил, они накормили. А этот гигант уставился на меня — глаз
не сводит. Потом говорит:
— Надо же, а я думал, вас всех поубивали!
— Извините, — говорю ему, — вы, наверное, меня с кем-то путаете, я не здешний.
— Да, ты не здешний, не помню только, ты из Москвы или из Ленинграда…
— Из Ленинграда. — И вдруг я понимаю, что знаю этого человека.
— Смотри-тка, значит, ты живой, — не унимается мужик.
Это был завхоз из школы НКВД, дядя Паша, кличка у него была «приди-получи».
— Дядя Паша, это вы?!
— Я, я.
Ну… Обнялись, поплакали, спиртишко нашелся.
Потом я еще раз приезжал из Ленинграда в Алма-Ату к дяде Паше — на похороны»…
Вот это да!!!
Писатель не просто пять лет тому назад изложил те же самые подробности. Он, оказывается, участвовал,
как диверсант, на спецзадании в Карпатах. Как мимо таких сенсаций прошли журналисты?
…Дядя Паша, Погребецкий… Кунин назвает реальных людей. Во всяком случае, заслуженный
мастер спорта по альпинизму Погребецкий — реальная фигура, личность, хорошо известная всем,
кто мало-мальски знаком с историей отечественного альпинизма.
ПОГРЕБЕЦКИЙ
Михаил Тимофеевич Погребецкий родился в 1892 г. в Сибири. Со студенческой скамьи Петербургского
психоневрологического института ушел добровольцем в окопы Первой мировой войны. Награжден
Георгиевским крестом. После революции 1917 г. жил на Украине. С 1926 по 1936 гг. был организатором
и руководителем ряда экспедиций украинских альпинистов в труднодоступные горные районы СССР
(в основном Тянь-Шаня) и совершил несколько первовосхождений, самым известным среди которых стало
покорение монументального пика Хан-Тенгри. Стал одним из первых мастеров спорта СССР по альпинизму,
а в 1939 г. получил звание заслуженного мастера спорта. Еще до Великой Отечественной Войны был
инициатором обучения пограничников азам альпинизма. Во время войны находился в Казахстане. После,
почти до своей смерти (1956), руководил Украинской школой инструкторов на Кавказе.
И опять я усомнился. Ну, хорошо: НКВД так все залегендировало, что никто не мог даже представить,
что была такая школа диверсантов, адрес которой точно указывает Кунин, что Погребецкий каким-то
образом скрыл свою деятельность, и об этом никто не знал из советских альпинистов вообще и казахских
в частности. Опять бред какой-то. Скрыть подобное чрезвычайно тяжело…
Бросаюсь на поиски источников — рою литературу, шерстю Интернет.
И что же нахожу?
Да — был, был Погребецкий руководителем горной военной школы во время войны под Алма-Атой.
Был, но…
«ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ»
Как по заказу, за пару недель до моего знакомства со «Сволочами», а точнее 14.01.06,
газета «Аргументы и Факты в Казахстане» публикует ответ на вопрос читателя А. Татаркина
из Алматы: «Во многих государствах в честь победы в Великой Отечественной войне возведены
памятники, триумфальные арки. А я вдруг подумал, что у нас в Алматы есть свой вариант
«триумфальной арки» — наши горы. Вспомнил несколько названий: пик Маншук Маметовой,
пик Героев-панфиловцев… Хотелось бы узнать подробнее, как Великая Отечественная отражена в других
названиях наших вершин?».
И вот что по этому поводу отвечает известный в Казахстане краевед, знаток окрестностей и истории
Алматы Аркадий Поздеев-Башта: «Начнем со знаменитой турбазы «Горельник», находившейся
до памятного всем селя в 3 км выше Медео. В устье речки Горельник, при впадении ее в Малую Алматинку,
у целебного родника на узком скалистом мысе до сих пор можно увидеть строения бывшей турбазы.
А в 1943 году в «Горельнике» размещалась Всесоюзная школа инструкторов горной подготовки,
которую возглавлял заслуженный мастер спорта СССР М. Т. Погребецкий. Именно здесь многие
советские воины получили первоначальные навыки ведения боевых действий в горах. Здесь прошли школу
и многие известные казахстанские горовосходители, проложившие затем пути-тропы во все концы
Заилийского, Кунгей и Терскей Алатау. Выше «Горельника», за мостом через Малую Алматинку,
начинается красивое дикое ущелье Сарысай. Здесь во время Великой Отечественной войны, когда
в «Горельнике» была горная школа, проводились тренировки по скалолазанию с курсантами,
которые затем сражались с фашистами на Кавказе, в Карпатах, Альпах…».
Более подробно эти факты осветил Павел Белан, главный научный сотрудник Института истории
и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова МОН РК, опубликовавший в журнале «Простор»
№5 (июль 2005) очерк «Горные стрелки из Горельника»).
Белан пишет, что с началом войны военкомат Казахской ССР дал задания областям подготовить горных
стрелков и организовать для этого военно-учебные пункты (ВУП). Всего в республике было создано
26 ВУПов. В них после 110-часового курса начальной военной подготовки обучались допризывники.
Но уровень подготовки горных стрелков был невысок из-за недостаточного количества и невысокой
квалификации инструкторов. «Первым понял это, — отмечает автор очерка, — и предложил
реальный путь решения задачи начальник отдела альпинизма Комитета по делам физкультуры и спорта
при Совнаркоме Казахской ССР (Рескомфизкульт) М. Т. Погребецкий».
Михаил Тимофеевич в начале войны был эвакуирован из Харькова в Алма-Ату и вскоре возглавил отдел
альпинизма Рескомфизкульта и Алма-Атинский ВУП. В 1942 г. Погребецкий обращается в Правительство
республики и Наркомат обороны СССР с предложениями и конкретными планами расширения и улучшения качества
подготовки горных стрелков и инструкторов горнолыжной подготовки.
«19 сентября 1942 года, — читаем мы в очерке, — Совнарком и ЦК КП(б)К приняли
совместное постановление о развитии альпинизма в республике. Основная работа по его выполнению
планировалась на 1943 год и возлагалась на Казвоенкомат и Рескомфизкульт. 8 марта 1943 года
Cовнарком СССР принял постановление о создании в горах Заилийского Алатау Всесоюзной школы инструкторов
горной подготовки. Всю работу школы, учебу и взаимоотношения между курсантами и с командно-инструкторским
составом надлежало строить на основе четкой воинской дисциплины и регламентировать Уставами Красной
Армии, правилами внутреннего распорядка… Подчинялась школа Всесоюзному комитету по делам
физкультуры и спорта при СНК СССР и финансировалась из союзного бюджета. Сразу после получения
решения Правительства СССР о создании школы начались работы по обустройству переданных ей зданий
и служб туристской базы «Горельник». Одновременно шел подбор командиров и инструкторов
альпинизма. М. Т. Погребецкий знал многих специалистов, лично приглашал их на работу.
Ему удалось сформировать коллектив знающих и любящих дело специалистов…
Начальником штаба школы был назначен известный Погребецкому альпинист старший лейтенант Михаил
Эдуардович Грудзинский, прибывший из Астрахани, где он лечился в госпитале. Какое-то время он
передвигался еще на костылях, но, проявив волю и настойчивость, добился права участвовать
в учебно-боевых походах и восхождениях.
Начальником учебной части был назначен инструктор горной подготовки сержант Юрий Николаевич
Менжулин. Он родился в в Алма-Ате и с 12 лет ходил в горы… Со второго набора курсантов учебной
частью школы руководил инструктор Г. П. Коленов.
Инструкторами горной подготовки стали в основном альпинисты Алма-Аты. Из них в документах школы
чаще других упоминаются имена Н. Воинова, Ю. Ф. Гудкова, Т. Глазунова,
В. А. Колодина, В. Н. Неаронского, В. М. Станкевича,
В. П. Шильдкнехта.
Подготовительные работы продолжались до августа 1943 г. Одновременно военкоматы отбирали будущих
курсантов. В большинстве своем это были комсомольцы-добровольцы. Прибыв в Горельник, они проходили
регистрацию и сдавали зачеты по нормативам физической подготовки. Занятия по расписанию начались
3 августа 1943 года. Учебный план школы был довольно насыщенным. Всего на обучение инструкторов
горной подготовки выделялось 478 часов. Из них на теоретические занятия планировалось 111 часов
и 367 — на практические…
Горнотактические учения проводились в Чимбулаке, по пути к леднику Богдановича или в верховьях
ледника Туюк-Су (на высоте 3800 метров над уровнем моря). Учебно-боевые задачи при этом
отрабатывались разные: «Лыжный отряд в обороне перевала», «Наступление лыжного
отряда на противника, обороняющего перевал», «Преследование отходящего противника»,
«Ликвидация группы вооруженных дезертиров» и другие.
М. Т. Погребецкий и его ближайшие помощники много заботились о повышении профессиональной
подготовки и методического уровня офицеров и инструкторов горной подготовки. В основе такой работы
была продуманная система командирской учебы и инструкторских восхождений на вершины гор. Самым
результативным оказался, пожалуй, инструкторский поход под руководством Г. П. Коленова
9-23 сентября 1944 года. Его участники — 10 инструкторов и младших инструкторов — за две
недели сделали первовосхождения на пики М. Ж. Маметовой, М. Т. Погребецкого,
А. И. Покрышкина и Т. Тохтарова, классификационные восхождения на пики
З. А. Космодемьянской, В. В. Маяковского, «Локомотив Востока», имени
Г. К. Орджоникидзе, а также горный траверс всех вершин «Иглы Туюк-Су».
К окончанию войны школа провела пять сборов юношей и девушек из четырех соседних республик. Первые
продолжались с 1 августа по 30 сентября 1943 года и выпустили 48 инструкторов, младших инструкторов
и стажеров горной подготовки. Вторые — с 28 ноября 1943 года по 27 января 1944 года —
окончили 44 человека. Третьи — с 11 марта по 29 мая 1944 года — 54 и четвертые —
по неполной программе, с 4 февраля по 3 марта 1945 г. — 46 стажеров. Всего с августа
1943 по март 1945 года всесоюзная школа инструкторов горной подготовки обучила 187 инструкторов
и младших инструкторов и 46 стажеров горной подготовки.
Подводя итоги деятельности школы, А. Ф. Туфан, преемник Погребецкого, с полным
основанием заявил, что все задания Родины по обучению инструкторов горной подготовки были выполнены.
Армия получила свыше десяти тысяч горных стрелков. По другим сведениям, школа за два года
существования обучила 1500 инструкторов и 12 000 горных стрелков».
Вот такие факты из архивов.
Ну, и как, спрашивается, такая заметная фигура, как Погребецкий, мог одновременно в одном
и том же месте руководить супер-секретной школой диверсантов и школой инструкторов горной
подготовки? И чтоб об этом никто не узнал — не догадался?
Что-то в насыщенных подробностями интервью Кунина было не так. Вместе с тем никто не то что не
оспаривал фактуру Кунина, но даже не усомнился в ней. Никто не видел явных несуразностей в биографии
писателя, возникших то ли с его легкой руки, то ли по вине корреспондентов, произвольно толковавших
факты.
Судите сами.
В одном интервью писатель сообщает, что отправился на фронт в 16 лет; в другом месте написано,
что он был призван в 17 лет после окончания 8 класса. Значит Кунин либо пошел в школу с 9 лет, либо
не раз был второгодником? В одном месте говорит, что закончил институт Лесгафта, но так же
общеизвестно, что его отчислили на 4 курсе, обнаружив подделку аттестата зрелости за 10-й класс.
Как он мог в 14 лет попасть в тюрьму — ведь это 41-й год и Кунин еще в Ленинграде?..
Никто не задался вопросом, а на кой стране нужны были пацаны-смертники в 44-м году, когда перелом
в войне уже был обозначен? Кто додумался привлекать деклассированный элемент, условиями зачисления
в школу диверсантов поставить при этом членство в компартии или в комсомоле? И почему
«секретного» Кунина, отчислив из диверсантов, направили в летчики? Потому что и там и там
надо было уметь управляться с парашютом?..
А может Кунин всё это все-таки придумал? А чтобы столь неправдоподобный и негуманный сюжет
был воспринят, придумал историю в деталях?
ГРОМ ГРЯНУЛ — КОЕ-КТО ПЕРЕКРЕСТИЛСЯ
Фильм снимали в Армении — на родине режиссера и продюсера фильма. Горельником стало
ущелье Амберт с видами на Арагац и Арарат. Приезжали московские журналисты, описывали пацанов
в «триконях», спартанскую жизнь известных актеров Андрея Панина и Андрея Краско, играющих
главные взрослые роли. Всё уверенно двигалось к премьере…
И тут как гром грянул — все-таки нашлись сомневающиеся из числа ветеранов. И 1 февраля
появилось заявление ФСБ России, опровергающее наличие исторической основы в фильме. Как говорилось
в поступившем в ИТАР-ТАСС сообщении Центра общественных связей ФСБ, «В связи с выходом
на экраны страны художественного фильма «Сволочи», созданного студией «Ритм»
и продюсерской компанией «Парадиз» по одноименной повести Владимира Кунина, в ЦОС ФСБ
России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности
о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы
существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД
по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
ЦОС сообщает, что «в архивах ФСБ и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан
каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода «детских
диверсионных школ», аналогичных описанной в фильме, не имеется».
Также нет и документов об операциях по переброске диверсионных групп из числа подростков
советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны, подчеркнули
в ФСБ.
В ФСБ отмечают, что служба «располагает документальными материалами о практике использования
детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии».
«В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков,
организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель, —
отмечается в сообщении ЦОС. — Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера
вербовали находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск».
И картинка на глазах мгновенно поменялась. На противоположную.
Я буду не далек от истины, если скажу, что народ, следящий за ситуацией, попросту обалдел…
ОПАНЬКИ?!
О том, что история выдумана, было заявлено уже на премьере.
«Я сторонник того, что искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного
вымысла, но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным», — сказал 1 февраля
в интервью «РИА Новости» режиссер-постановщик и соавтор сценария фильма
«Сволочи» Александр Атанесян. Он признал, что, по его сведениям, в Советском Союзе
детских диверсионных школ не существовало. «Единственное, что мы нашли в архивах, это документы,
подтверждающие статистику о количестве беспризорников — их было около 670 тысяч в районах
эвакуации. И то, что огромное количество уголовных преступлений было совершено подростками —
это правда. Все остальное, по-моему, это вымысел. Никаких подтверждающих документов в архивах
мы не нашли», — сказал Атанесян. Он уточнил, что материалы искали в общедоступных
архивах — в Ленинской библиотеке, архивах газет «Известия» и «Правда».
|
Атанесяна также попросили прокомментировать опровержение ФСБ в интервью радио
«Культура». Александр ответил: «Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов
нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории
Советского Союза. То есть, если Владимир Кунин — автор этой истории, утверждает, что он был
в этом лагере и он давал подписку, то есть утверждал это в частных разговорах, но никогда
на официальном уровне он этого не говорил, то в ФСБ России абсолютно правы, я даже более того
допускаю, что правда за ФСБ России, нежели за Владимиром Куниным. Потому как авторы склонны выдумывать».
«Культура» сослалась и на автора повести: «А вот что сказал по этому поводу
Владимин Кунин, автор книги «Мика и Альфред», часть которой и легла в основу сценария
фильма: «Мика и Альфред» — это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено.
Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир
и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести. К сожалению, очень
многие журналисты или не журналисты, может быть, даже и ФСБ, почему-то отождествляют придуманного
героя с автором. Даже, когда это пишется от первого лица, как какая-нибудь повесть или роман.
Но нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Все придумано. Это все
равно, что сейчас подать иск в суд на Льва Николаевича Толстого за то, что он толкнул Анну Каренину
на рельсы или притянуть Федора Михайловича Достоевского к ответу за то, что он вложил в руки
Раскольникова топор».
2 февраля на сайте «РИА-Новости» появилась заметка «Недостоверное кино», посвященная «9 роте»
и «Сволочам». По поводу последнего было замечено: «Оказывается, сам режиссер
и не претендовал на полную достоверность».
Как говорится — опаньки!..
Пресса взорвалась уничижительно-негодующими заголовками и фактами.
Весьма примечательной стала статья Александр Бойко в газете «Комсомольская правда»
2.02.2006, где автор в своем материале опубликовал ответ на запрос редакции в Центральный архив
Министерства обороны. Приводится текст приказа приемной комиссии о зачислении Кунина
(тогда В.В. носил фамилию отца — Фейнберг — С.Ш.) в Ташкентскую военно-авиационную
школу стрелков: «Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей,
дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63». Здесь же приказы об откомандировании
его в сентябре 1945 г. во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (ныне
Оренбургская область), решению педсовета об отчислении 15 мая 1946-го в связи с учебной неуспеваемостью.
Об отчислении 11 декабря 1946 за недисциплинированность из Московской военно-авиационной школы
(г. Серпухов). На чем карьера не воевавшего военного пилота заканчивается. «И как
теперь, — спрашивает Бойко, — можно выдавать фильм «Сволочи» за ленту, снятую
по автобиографической повести бывшего фронтовика, диверсанта, летчика?». Кстати, в той же статье
публикуются интереснейшие архивные материалы о том, как гитлеровцы подготавливали диверсантов
из советских пацанов.
Газета Взгляд» спрашивала: «Что побудило автора одноименной повести Владимира Кунина
придумать эту историю, да еще и выдать за автобиографическую — столь же большой вопрос,
как и то, зачем Александр Атанесян взялся за ее экранизацию. Фильм еще не вышел на экраны,
а историки, журналисты и даже ФСБ наперебой опровергают факт использования малолетних преступников
в диверсионной деятельности во время Великой Отечественной. Даже непосвященному ясно, что такого
попросту не могло быть, поскольку на вражеской территории всегда работали только «кристально
чистые» и десять раз проверенные люди.
Хотелось бы разрубить гордиев узел, возведя «Сволочей» в ранг философской притчи,
авторы которой не претендуют на историческую достоверность и ставят перед собой в высшей степени
гуманистические цели. Например, вызвать сочувствие к юным героям и заставить задуматься о проблемах
подростков. Но создатели ленты разрушают и этот единственно правдоподобный мотив, сопроводив ее
слоганом «Ни любви, ни тоски, ни жалости…».
Добавим, что сам фильм на интернет-форумах ровесницы главных героев теперь обсуждают с точки
зрения, какой мальчик симпатичнее и сексуальнее. Зрители студенческого возраста утверждают, что
дыма без огня не бывает, и раз ФСБ выступило, значит, были и дети-убивцы, и школа, и в НКВД утро
начиналось со стаканчика свежей крови.
И только старшее поколение недоумевает, как такое можно выдумать?..
Из откликов запомнился иронический взгляд одного из участников форума студентов Юридического
факультета СПбГУ: «Эту тему можно развивать бесконечно. Вот, допустим, повесть «Суки».
О простых беспородных собаках из спецпитомника под Дербентом, специально обученых кусать оккупантов
за нежных места, заражая их бешенством.
Или небольшой роман «Гниды». О специально обученых блохах, которым полковник НКВД
Левшин надевал ранец со смертельно ядовитым раствором на плечи. Секрет поражения немцев под Москвой
так бы и оставался бы секретом, не обнаруж в 1944 году доктор гестапо Фон Крюгер на одной
из замерзших блох кирзовые сапоги и портянки с искусно вышитой надписью «Дорогому бойцу!»
под микроскопом с 300 кратным увеличением».
Остальные же, похоже, готовы поверить в любую чушь, и если Кунин заявит что Кысю он писал по фактам
своей биографии и опыта — что ж, так тому и быть.
Кунин — ровесник моего отца, которого также в 1944-м призвали в армию, но в боевых действиях
он не участвовал — службу отец начал во вспомогательных частях Балтийского флота. Когда вышел
на пенсию в брежневские времена, ни под какие, весьма весомые тогда для фронтовиков льготы, он
не попадал. Не побывал в героях — зато остался в живых…
Наше поколение — их детей — мечтало о героических подвигах; подростки завидовали
«Неуловимым мстителям», а Аркадий Гайдар был для нас легендарной личностью, который
в 16 лет командовал полком Красной армии…
Может и у Кунина остались какие-то детские мечты, которые он хотел воплотить в «Сволочах»?
Жаль, что еще один хороший человек не выдержал пресса нынешней реальности и подлег под коньюктуру…
© Сергей ШИБАЕВ, фотографии — с сайта фильма «Сволочи»
Опубликовано в журнале «ЭКС»,
февраль 2006 г.
|
|