|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алматы – Берлин
ТЕМПЕЛЬХОФСКИМИ ТРОПАМИ – К ЧОКАЮ
дними из самых интересных мест для прогулок по центральной части столицы Германии я считаю район бывшего аэропорта Темпельхоф, откуда открывается замечательная панорама Берлина…
И начать наше путешествие я хочу с западных кварталов района Кройцберг.
По живописному пути, обогнув огромное лётное поле (Tempelhofer Feld), мы оказываемся рядом с памятником Берлинскому воздушному мосту (Berliner Luftbrücke), напоминающему об одном из эпизодов военной истории: когда в июне 1948 года советские войска полностью закрыли границы советской зоны оккупации, западные союзники в кратчайшие сроки организовали доставку авиацией тысяч тонн продовольствия, одежды и других предметов первой необходимости для более чем 2 млн жителей ставшего блокадным Западного Берлина.
Памятник Берлинскому воздушному мосту
Дальше мы продолжаем путь по дорожкам парка Виктория (Viktoriapark), пожалуй, самого уютного и беззаботного местечка немецкой столицы. Крутые склоны высотой до ста метров ведут к вершине Крестовой горы (Kreuzberg), окруженной готической стеной с башнями и крепостным валом. Бурными водопадами стремится вниз горный ручей, пересекаемый ажурными мостиками. А на самой вершине высится памятник, открытый в 1821 году с подачи прусского короля Фридриха Вильгельма III как символ теперь уже давно ушедших в прошлое и овеянных легендами времён – освободительных войн Пруссии в составе коалиции нескольких государств против Наполеона.
В 1888 году новый король Пруссии Фридрих III, внучатый племянник Фридриха Вильгельма III, решил разбить вокруг памятника парк, назвав его в честь своей супруги – английской принцессы Виктории. Вот только увидеть воплощение своего замысла он не успел: в том же году, пробыв императором уже объединённой Германии чуть больше трёх месяцев, он скончался…
Парк Виктория на Крестовой горе
Берлин – город с почти 1000-летней историей, город-космополит, породнившийся со всем миром. В том числе, с Туркестанским краем и Ташкентом (в 1993 году столица современного Узбекистана стала городом-побратимом Берлина), с Алматы и Казахстаном. Однажды мы прогулялись по улочкам столицы с нашей гостьей – доктором политических наук Бахыт Садыковой, посвятившей себя изучению биографии Мустафы Чокая и других выдающихся общественных и политических деятелей Туркестана – Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Турара Рыскулова и других наших великих земляков.
Мусульманское кладбище Шехитлик (вид с мечети)
Именно Бахыт привела нас на расположенное в окрестностях старого аэропорта мусульманское кладбище Шехитлик (Schehitlik) с изящной мечетью Османидов. Кладбище существует с конца XVIII века, но лишь во время Первой мировой войны оно получило нынешнее название – «кладбище шахидов» (слово «шахид» в исламе означает «мученик за веру»). Кладбище пережило разные времена, здесь много ухоженных, но безымянных могил, а с 1988 года оно и вовсе закрыто для захоронений. Земля погоста хранит память и об эмигрантах из бывшей России – башкирах, татарах, здесь же на Темпельхофе мы находим надгробный памятник и туркестанцу Мустафе Чокаю…
Мустафа Чокай-оглы родился 25 декабря 1890 года в ауле Аулие-Тарангыл близ Перовска (ныне Кызылорда). В 1902 году его отец, известный в народе бий (судья), отправил сына учиться в Ташкент. Окончив с золотой медалью Первую мужскую гимназию, Мустафа поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1910–1914), который также окончил с отличием. При поддержке башкирского землячества стал депутатом IV Государственной думы от Башкирии, но заодно защищал интересы и казахского народа. Особенно это проявилось в ходе расследования причин восстания 1916 года в Туркестане и Степном крае, которое проводила комиссия Государственной думы во главе с Александром Керенским и Кутлу-Мухаммедом Тевкелевым. Мустафа Чокай вошёл в неё как секретарь мусульманской фракции и переводчик.
Студенческий билет Мустафы Чокая
После Февральской революции 1917 года и отречения царя Николая II от власти Мустафа Чокай вернулся в Туркестан и начал издавать в Ташкенте газеты «Бирлик туы» («Знамя единства») и «Свободный Туркестан». В июле того же года, как делегат от Сырдарьинской области, он принимает участие в Первом Всекиргизском (Всеказахском) съезде в Оренбурге, на котором наиболее остро обсуждались местная автономия и наболевший земельный вопрос. На съезде была оформлена первая казахская политическая партия «Алаш». Чокай избирается делегатом и на Всероссийское Учредительное собрание, и на Всероссийский съезд мусульман «Шура-и-Ислам», а в августе назначается членом Туркестанского комитета Временного правительства.
Вскоре после того, как власть в Петрограде в результате вооруженного восстания захватили большевики, Советская власть начинает распространять своё влияние и в Средней Азии. Мустафа Чокай и его соратники бегут из Ташкента в Коканд, где объявляют о создании Туркестанской автономии. Приглашённый как её глава на Второй Общекиргизский съезд, проходивший в Оренбурге с 5 по 13 декабря, Чокай входит в состав правительства «Алаш-Орды», председателем которого стал хорошо знакомый ему Алихан Букейханов. Однако красный террор было уже не остановить. 6 февраля 1918 года красноармейские части начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили и разграбили древний город. Мустафе Чокаю удалось спастись лишь чудом…
Мария Горина и Мустафа Чокай
В апреле 1918 года, находясь фактически на нелегальном положении, он женится на актрисе Марии Яковлевне Гориной, с которой через год бежит и от Советов, и от Колчака – сначала в Баку, оттуда в Тифлис, а в феврале 1921 года чета перебирается в Стамбул, а затем в Париж.
Поселились они в городке Ножан-сюр-Марн, примыкающем к городской черте французской столицы. Благодаря огромной эрудиции и активной политической деятельности, авторитет Мустафы Чокая в Европе был очень высок, он пользовался поддержкой польских, французских и германских властей, а также различных европейских организаций и институтов. Свободно владея английским, французским, немецким, турецким, арабским и русским языками, выступал с докладами, публиковал исторические исследования и аналитические обзоры, участвовал в издании ряда журналов и газет. В 1929 году наладил в Берлине выпуск журнала «Яш Туркестан» («яш» – молодой) и вплоть до начала Второй мировой войны был его главным редактором.
После нападения фашистской Германии на Советский Союз Мустафу Чокая арестовали по доносу о связях с английской разведкой и заключили в замок Компьень. Но через несколько дней освободили и интернировали в Германию, предложив сформировать из числа добровольцев и военнопленных Туркестанский легион. Сам политик увидел в этом возможность облегчить участь пленных соотечественников. В письме к жене политик пишет: «Я десятками километров пешком обхожу лагеря, силы на исходе, эти люди обращаются ко мне и молят о помощи».
Во время посещения одного из концлагерей Мустафа Чокай заразился тифом и был помещен в берлинский отель «Виктория», переоборудованный под инфекционный госпиталь. Где он и умер 27 декабря 1941 года «от заражения крови на фоне зарождающейся эпидемии тифа», как написано в заключении. Поскольку Чокай переболел тифом ещё в Туркестане и должен был иметь иммунитет, бытует версия (поддерживаемая советской историографией), что он был отравлен ближайшим соратником.
Надгробный камень на могиле Мустафы Чокая
2 января 1942 года Чокай был похоронен на мусульманском кладбище Шехитлик. На памятнике, поставленном его женой Марией Гориной, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих». С тех далёких календ прошло уже более 80 лет…
Доктор политологии Бахыт Садыкова, исследуя материалы польской разведки, попавшие через нацистскую Германию в СССР – в так называемый Особый архив (ныне Центр хранения историко-документальных коллекций, ЦХИДК), обнаружила русский вариант мемуаров Мустафы Чокая. Много информации почерпнула она, работая в архивных центрах Парижа, Берлина, Женевы, Варшавы и других городов.
Всё это позволило ей написать немало книг, снять документальное кино, сделать немало радио- и телепередач. Среди них документальный фильм «Зар, или Отлучённые от Родины» (1997), книги «Я пишу Вам из Ножана» (перевод на русский язык воспоминаний вдовы политика Марии Гориной-Чокай) (2001), «История Туркестанского легиона в документах» (2002), «Мустафа Чокай» (2004), «Mustafa Tchokay dans le mouvement prométhéen» (2007), «Мустафа Чокай в эмиграции» (2009) и «Türkistan Milli Birliği» (2016). Добилась того, чтобы в память о герое её исследований установили памятники и мемориальные доски, назвали улицы.
Бюст Мустафы Чокая в местечке Ножан-сюр-Марн
Помню встречу с Бахыт в сквере Лафонтен у дома №7 Ножан-сюр-Марна, где жила чета Чокаев. Биограф одарила меня и моих коллег своими новыми трудами, сообщив, что в Казахстане издано 12-томное собрание сочинений Мустафы Чокая, основан фонд и журнал «Жас Туркистан». Словом, случилась долгожданная оттепель в отношении ушедшего, казалось, навсегда наследия Туркестанского края.
После смерти Мустафы Чокая, отмечает Бахыт Садыкова, его дело подхватили Вели Каюм-хан и в послевоенное время Тахир Чагатай. Их рупором стал журнал «Милли Туркистан». А в мае 1944 года в Вене созданный ими Национальный комитет объединения Туркестана (НКОТ) провёл Всемирный курултай.
|
Книга Бахыт Садыковой «Мустафа Чокай в эмиграции» |
Что же касается вооружённой борьбы с Советской властью, то весной 1943 года было сформировано спецподразделение «Алаш» под командованием обер-лейтенанта абвера Алихана Агаева (он же – Амирхан Тлеумагамбетов, работавший до войны агрономом Жилокосинского райземотдела). Будущие диверсанты, состоявшие на службе в «Туркестанском легионе», проходили обучение в разведшколе города Луккенвальде в 60 км к югу от Берлина.
3 и 6 мая 1944 года две группы парашютистов общей численностью 14 человек десантировались в Жилокосинском районе Гурьевской области (ныне Жылыойский район Атырауской области). По замыслу немецкой разведки, объединённая группа должна была проводить диверсии на нефтепромыслах и транспорте, а также установить связь с враждебными элементами и дезертирами из числа местного населения для организации восстания в тылу. Для ведения профашистской агитации группа была снабжена листовками на казахском языке, типографским станком, набором шрифтов, красками, готовыми клише антисоветских карикатур. А для легализации имелось более сотни чистых бланков и печатей различных госучреждений.
Однако, благодаря бдительности местных жителей и милиции, операция провалилась. Пять диверсантов были убиты в бою, девять захвачены живыми. В ознаменование подвига бригадира колхоза имени Кирова Уялинского сельсовета Байжана Атугазиева, заманившего группу в непроходимые пески и убитого Агаевым, односельчане установили памятник на могиле «степного Ивана Сусанина»…
Впрочем, это уже другая, советская, история…
© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы», 10 февраля 2024 г.
|
|