|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Памятник «Битлз»
ПАРТИЯ И «БИТЛЗ» — БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ
Памятник ливерпульской четверке установлен в Алматы на горе
Коктобе
алая скульптурная форма отлита в бронзе известным казахстанским скульптором Эдуардом Казаряном.
Спонсировал проект Seimar Social Fund. Скульптура представляет собой скамейку с сидящей на ней фигурой
Джона Леннона с гитарой и фигурами трех стоящих позади битлов — Пола Маккартни, Джорджа Харрисона,
Ринго Старра. Кстати, на ней как будто нанесенные паяльником или рубилом красуются всевозможные надписи,
типа «Нурлан + Мадина».
|
Почему легендарных британских исполнителей «усадили» на скамейку? Ведь Джон Леннон
и Пол Макартни начинали не во дворах, а в ночных клубах Гамбурга и Ливерпуля. И маловероятно, что
в Англии существовал феномен дворовой песни. Возможно, четверка оказалась на скамейке по дизайнерским
соображениям. Первоначально памятник предполагалось вписать в парковый ансамбль: сначала его хотели
установить на аллее близ театра оперы и балета им. Абая, потом в парке им. 28
гвардейцев-панфиловцев и в сквере в районе кафе «Акку». А может быть, это результат нехватки
в Алматы неформальных памятников, выполненных в оригинальном стиле. Ведь для многих слово
«памятник» ассоциируется с официозом и государственной идеологией. В этой ситуации
«скамейка» — местная инновация. Правда на Аль-Фараби рядом с бизнес-центром
«Нурлы Тау» уже сидит неизвестный мужчина с книгой в руках.
|
Но как бы там не задумывалось — коллективное бессознательное не перехитришь. В эпоху
социализма и железного занавеса «Битлз» пели под гитару для души на квартирниках и во дворах.
Сегодня, в период становления капитализма, их стали исполнять за деньги в ресторанах и кабаках. И то,
что скульптору позировали музыканты алматинской группы Friday’s, прославившиеся перепевками их
репертуара, тому подтверждение. Хотя с участников группы «сняли» только торсы, это не спасло
британские оригиналы, лица которых оказались похожи друг на друга как у близнецов-братьев. Выглядит
это как наша азиатская месть британцам: кто их различит — все они на одно лицо. Да, и по фигурам
битлы особенно не отличаются: все одного роста и размера. Так, что если бы не знакомые звуки, льющиеся
из громкоговорителей, то знаменитую ливерпульскую четверку было бы распознать не просто. Не смотря
на гимназистские френчи, битлов вполне можно принять за парней, исполняющих что-то вроде:
«Мы подошли из-за угла…».
|
На Кок-Тюбе, где стоит памятник сейчас чистенько, на каждом шагу кафе и рестораны. Все аккуратненько:
скамеечки, стульчики, столики. У каждой кафешки по динамику, откуда льется, а кое-где и громыхает
подобающая стилю заведения музыка. У ресторана в национальном стиле — можно услышать казахские
песни, у детского городка — тоненькие ребячьи голоса исполняют до боли родной репертуар
из советского прошлого, у кабаков гремит современная эстрада. Территория не большая, поэтому переходы
из одной акустической зоны в другую осуществляются крайне быстро, создавая эффект хаоса. Напротив каждого
динамика на деревьях — по новому скворечнику. Но скворцов не видно. Оно и понятно селиться
и размножаться при таком шуме может разве что совсем сумасшедшая птица. Соорудили даже зверинец
с козами и фазанами. Впрочем, фазанов на «Синем холме» можно увидеть не только за решеткой
вольера. Когда мы спускались по дороге (это воскресенье было дождливым и малолюдным) вниз по склону
в зарослях кустов запрыгал вспугнутый бродячей собакой довольно крупный фазан.
Полюбоваться застраивающимся и перестраивающимся городом и видом зеленых холмов можно, добравшись
на фуникулере за 500 тенге, либо за 200 на маршрутке, идущей от нижней стоянки, или же бесплатно
на своих двоих. На машинах за шлагбаум не пускают. Поэтому стоянка вашего авто вам обойдется еще
в 100 тенге. В общем, индустрия туризма выжимает на полную катушку. Самый экономный вариант: доехать
на городском автобусе за 40 тенге и пройти эти 1,5 км. Слава богу, за пеший маршрут деньги еще брать
не догадались. Говорят, что памятник битлам на Кок-Тюбе поставили затем: а) чтобы привлечь больше
туристов и содрать больше денег; б) не смущать отечественную интеллигенцию, которая считает, что у нас
и своих местных батыров достаточно, и что ставить памятники надо своим героям, а не каким-то заморским
«жукам». Только вот наши «бренды» либо слишком серьезные и малоизвестные, например,
как Шамши Калдаяков, или Амре Кашаубаев, либо же как Аль-Фараби, Высоцкий или Виктор Цой — вызывают
сомнения: а наши ли они, made in Kazakhstan ли? Национальному самосознанию на данном этапе свойственно
определяться через деление на «свое» и «чужое», «исконно народное»
и «вредоносное заграничное». Если давление национал-патриотов будет нарастать — памятник
Beatles, быстро и безболезненно можно переименовать в памятник «Дос-Мукасану». А вместо
записей битлов крутить их нетленные композиции. Хотя не исключено, что и в этом случае найдутся те,
кто задастся вопросом: а кто они для казахов — герои или предатели?
Кстати, памятник The Beatles уже установлен в Донецке. Чугунные музыканты «лабают»
на фоне мозаики в виде британского флага, а из непонятно где скрытых динамиков доносится фонограмма.
Автор этой скульптуры — харьковский художник Владимир Антипов для того, чтобы добиться максимального
сходства, он просмотрел всю антологию выступлений этой группы. Летом этого года битлов так же планируют
увековечить на набережной реки Исеть в Екатеринбурге. Возможно, уже скоро брожение призрака
«Битлз» по бывшим советским просторам прейдет в бравурное шествие.
© Лора ПАЛМЕР
Опубликовано в интернет-газете «ZonaKZ», 22 мая 2007 г.
|
|