|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Памятник «Битлз»
КОКТЮБИНСКАЯ ЧЕТВЕРКА
разу подстелю соломки: 1. художника обидеть может каждый; 2. художник ТАК видит.
Каждый в данном случае — это я, даже домик из пластилина не осиливший в детском саду.
Художник — отечественный скульптор Эдуард Казарян. Именно он изваял из бронзы легендарный квартет
на все времена — Beatles, и сия скульптурная композиция, включающая также бронзовую скамейку
а ля ретро, отныне будет находиться на горе Кок-Тюбе.
Я даже хотел бронежилет подыскать — вдруг поклонники битлов начнут пулять в меня тухлыми яйцами
после этой заметки, да потом опомнился. Потому что поклонники битлов (к коим с ранней юности отношусь
и я) — это одно, а вот ценителей данной скульптурной трансформации найдется, сдается мне, негусто.
О том, что художник ТАК видит (в отличие от бездарных критиканов, не имеющих тонкого
пространственного воображения), принято с глубокомысленным видом покачивать головой на вернисажах и в музеях.
Стоит какой-нибудь тютя и робко пытается узнать, что же, собственно, изображено на картине, почему
она так называется и не повешена ли вверх ногами. Тут-то и появляется знаток всех черных квадратов
на свете и укоризненно смотрит на остолопа, пытающегося найти, скажем, какие-нибудь намеки на женское
начало и естество в мотке проволоки посреди полотна «Сельская мадонна».
Абсолютно уважаю право любого художника на самовыражение — ну что поделать, видит, значит,
видит. Мы Вхутемасов не заканчивали, понимаем, что наше дело на выставках — молчать в тряпочку
да изумляться необузданной фантазии творческого Эго. Но памятник, граждане — это не выставка,
которую посетил и забыл. Да и сняли ее через неделю, другого творца начали экспонировать. Памятник
же устанавливается надолго. И в том случае, если он посвящен конкретным людям, должен, как мне,
неотесанному кажется, иметь некоторое портретное сходство с этими конкретными людьми.
Тем более, известными всему миру, ни одну тысячу маек любовно износившему с изображениями ливерпульской
четверки вместе и соло.
Что можно сказать о четырех дистрофичных метросексуалах с постными лицами, поселившихся на Кок-Тюбе?
Если это — битлы, то я — доярка кисти матерого соцреалиста. Как-то не очень верится, что именно
эти люди пели: «We all life in the yellow submarine…».
Но… что сделано, то сделано. Просто никак невозможно взять в толк механику появления различных
памятников — в смысле, реального появления на улицах, площадях и в скверах.
Сначала их устанавливают, потом общественность начинает протестовать — как, к примеру, в Москве.
Кстати, Джек Николсон сказал о скандальном памятнике Петру I: «Это же персонаж аттракциона
«Пираты Карибского моря» из нашего Диснейленда!». Но Церетели, как известно, друг мэра
Лужкова…
Проект Эдуарда Казаряна победил среди прочих, представленных в Seimar Social Fund. Но ведь, наверное,
уже готовое детище скульптора, прежде чем оно предстанет пред очи общественности, должна принимать
какая-то комиссия?
Не из чиновников, конечно — упаси бог нас от советчины. Пусть из тех самых «видящих»
личностей, но, по крайней мере, нескольких, чтобы все же присутствовало коллективное мнение, а не только
личное ощущение художника.
Помнится, расписных лошадок с улиц Алматы уже убирали?
© Иван ЗАХАРОВ
Опубликовано на сайте «Gazeta.kz», 16 мая 2007 г.
|
|