|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Памятник «Битлз»
ЧЕТЫРЕ СБОКУ — ВАШИХ НЕТ
охоже, алматинцы скоро получат весьма необычный подарок от одного частного благотворительного
фонда — парковую скульптуру ливерпульской четверки в натуральную величину. Живыми моделями
для будущей скульптуры английских «Beatles» станут музыканты казахстанской группы
«Friday». По словам скульптора Эдуарда Казаряна, они просто близнецы Пола Маккартни со товарищи.
«Битлз» для Казахстана важнее Аль-Фараби
|
Да, подарок нежданный и поистине королевский. Еще бы, ни один город нашей планеты до сего времени
не удостаивался столь великой чести — увековечить в бронзе сразу всю ливерпульскую четверку. Ведь
даже на их родине, в ливерпульском аэропорту, стоит одинокая фигура Джона Леннона. На Кубе, в Гаване,
тоже воздвигнут памятник только одному из «Beatles». А в Алматы будет памятник всей легендарной
четверке! Умри от зависти, Париж, дай дуба, Лондон, сдохни, Нью-Йорк! Знай наших! Будущий памятник сразу
приблизит Алматы к европейским столицам: ведь парковая скульптура очень популярна в Австрии, Германии,
Франции и Англии.
— Как говорят организаторы проекта, памятник группе «Beatles» — это не просто
скульптура, а зеркало, отражающее жизнь 60-70-х годов города Алматы, — говорит известный лингвоисторик
Калтай Прманов. — Странное отражение: свести всю многогранную жизнь Алматы 60-70-х годов к музыке
английских битлов. Видимо, авторы эпохального проекта смотрели в кривое зеркало, если не увидели в нем
ни бунтаря Владимира Высоцкого, ни ансамбля «Дос-Мукасан», ни, наконец, Олжаса Сулейменова.
Между прочим, идея установить памятник битлам на казахской земле впервые родилась в голове бывшего
главного архитектора Южно-Казахстанской области Бахытжана Аширбаева, который собирался установить памятник
четверке английских «жуков» не в Алматы, а в Шымкенте в 2005 году. Причем установить монумент
г-н Аширбаев намеревался в технопарке, на месте памятника Аль-Фараби. Дескать, негоже великому мыслителю
Востока соседство с дискотекой и аттракционами. Как известно, сейчас идет реализация госпрограммы
«Культурное наследие». Знает ли об этом главный архитектор ЮКО? Должен знать. Поэтому я хотел
бы спросить у него: «Мырза Аширбаев! Как ваш гениальный проект по созданию в Шымкенте памятника
английским «жукам» способствует реализации программы «Культурное наследие»? Вы сказали
фразу, которая уже вошла в анналы «великих» афоризмов: «Не место философу рядом
с дискотекой!». Не могли бы вы ответить, почему памятник Аль-Фараби — величайшей гордости
казахского народа, названному просвещенным миром вторым учителем после Аристотеля, — оказался
в центре технопарка Шымкента? Разве не вы, главный архитектор ЮКО, способствовали этому, разрешив
построить технопарк в тихом и прекрасном сквере, где стоит памятник Аль-Фараби? Как будто в большом
городе с огромными пустырями не нашлось другого места! Или вы в то время придерживались иного, не менее
великого афоризма: «Место философа Аль-Фараби — только у дискотеки»?
— Так или иначе, но памятник величайшему мыслителю Аль-Фараби будет уже в третий раз
переноситься на другое место. Спрашивается: а что будет с памятником философу, если главный архитектор
ЮКО вдруг возжелает установить памятник Майклу Джексону или Мадонне на том новом месте, где планируется
установить памятник Аль-Фараби?
— Вот именно. Ожидая очередного плавного и планового перемещения памятника Аль-Фараби, задаешься
вопросом: когда же, наконец, памятник великому сыну Востока обретет покой и займет подобающее своему
значению место в городе? Ведь речь идет не о «парковой скульптуре» иностранным поп-музыкантам,
а о памятнике великому сыну казахского народа Аль-Фараби, благодаря которому весь мир узнал о казахах,
как в свое время просвещенная древняя Эллада благодаря великому скифу Анахарсису узнала о высокой
культуре тюркского народа. Кстати, любопытный случай рассказала мне работница Шымкентской областной
библиотеки. Иностранные туристы проезжали в Шымкенте мимо технопарка и увидели памятник Аль-Фараби.
Турист из Бельгии спросил, кому возведен памятник, и, получив ответ, удивился, почему памятник
выдающемуся ученому с мировым именем стоит в таком необычном месте. Этот же турист сказал, что в Европе
памятники возводят не где кому взбредет в голову, а только на родине великих людей.
— Я так понимаю, вы не против факта установления памятника «Beatles» в Казахстане,
вы против самой тенденции?
— Совершенно верно. Разве у нас, казахстанцев, нет своих выдающихся деятелей музыкальной
культуры, заслуживших увековечения? Неужели с «великим вкладом английских битлов» в развитие
музыкальной культуры Казахстана не могут соперничать ни русский музыкант Александр Затаевич, записавший
и сохранивший для потомков 500 бесценных песен и кюев казахского народа, ни Борис Ерзакович, издавший
не менее ценный труд «Песенная культура казахского народа»? Когда же мы наконец избавимся
от рабского преклонения перед зарубежным и научимся знать, уважать, ценить и беречь свои таланты,
которыми восхищается весь мир?
Я вспоминаю русских купцов-меценатов братьев Третьяковых — Павла Михайловича и Сергея
Михайловича, которые тратили большие средства на материальную поддержку своих, русских художников,
многие из которых влачили жалкое существование. Ради этого они даже основали музей, в котором собирали
произведения русского искусства. И этот музей братья Третьяковы даровали Москве. Быть может, нашим
меценатам стоит об этом знать и помнить? И тратить средства на свое, родное и близкое всем нам?
— Японцы выделили огромную сумму на защиту всемирно известного городища Отрар. Те же японцы
сняли копию с бесценного памятника тюркской культуры Кюль Тегина, чтобы установить эту копию в Астане,
в Евразийском университете. А кто же спасет от разрушения уникальнейшие петроглифы Казахстана? Кто
осуществит перевод на казахский язык Корана сака Кудуса, чье имя несколько веков носил теперешний
Иерусалим и который написан намного раньше Корана Мухаммеда? Этот Коран был найден в Кельне в 2002 году
алматинским ученым профессором Буркитбаевым. Узнай об этом в любой иной стране — буквально
на следующий день этот текст древнего памятника был бы переведен на современный язык народа, а книга
с этим бесценным текстом давно бы оказалась во всех книжных магазинах и библиотеках.
— А кто поможет доктору химических наук Ольге Чечиной, доказавшей в своем исследовании-книге
«Ритмы календаря: в самом солнечном месте на Земле», что названия знакам зодиака и многим
звездам северного полушария даны нашими предками — прототюрками, прекрасными астрономами, жившими
на территории нынешнего юга Казахстана? Кто поможет этому ученому, продолжающему свои исследования
великой тюркской цивилизации, которой и до сего времени не нашлось места в современной исторической
науке, основанной на порочной шовинистической концепции европоцентризма? Ольга Чечина подготовила
к защите докторскую диссертацию по крупному и неисследованному разделу древней тюркской цивилизации.
Одновременно она закончила вторую книгу — продолжение первой, но не может ее издать из-за отсутствия
средств. Все три научные работы Чечиной — настоящий гимн древней тюркской цивилизации. Но она
вынуждена была уехать в Россию в поисках заработка, где получила работу и химическую лабораторию.
А в журнале «Мысль» продолжают публиковаться главы из второй книги Ольги Чечиной, значение
которых в восстановлении истории Казахстана и тюркской цивилизации трудно переоценить.
Нет, мы не против памятника ливерпульской четверке в Алматы: он действительно украсит южную столицу.
Но! Быть может, алматинцам и гостям нашего прекрасного города захочется сфотографироваться на фоне
памятника Шамши Калдаякову, например, или Амре Кашаубаеву? Или же Владимиру Высоцкому и Виктору Цою?
Вон на алматинском Арбате до сих пор со стен не сходят надписи «Виктор Цой, я люблю тебя!».
Поговорить бы с мраморным Евгением Брусиловским или Александром Затаевичем и Борисом Ерзаковичем,
возложить цветы к памятникам этим людям, внесшим заметный вклад в музыкальную культуру казахстанского
общества. И вспомнить не только 60-70-е годы, но и заглянуть в глубь истории Алматы и Казахстана.
Да мало ли в нашем прошлом найдется великих имен, которые являются достоянием не только Казахстана,
но и всего мира.
© Тимур НЕТАЛИЕВ
Опубликовано в газете «Экспресс К», 26 мая 2006 г.
|
|