![](../images/0.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif)
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
содержание |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
|
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
Творчество В.Н. Проскурина |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
Творчество других авторов |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/point.gif) |
|
|
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/0.gif) |
|
![](../images/0.gif) |
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
![](http://vernoye-almaty.kz/images/main_line.gif) |
Памятник «Битлз»
ЧЕТЫРЕ СБОКУ — ВАШИХ НЕТ
охоже, алматинцы скоро получат весьма необычный подарок от одного частного благотворительного
фонда — парковую скульптуру ливерпульской четверки в натуральную величину. Живыми моделями
для будущей скульптуры английских «Beatles» станут музыканты казахстанской группы
«Friday». По словам скульптора Эдуарда Казаряна, они просто близнецы Пола Маккартни со товарищи.
![БИТЛЗ ПРОТИВ АЛЬ-ФАРАБИ](chetyre.jpg)
![](../images/0.gif)
«Битлз» для Казахстана важнее Аль-Фараби
|
Да, подарок нежданный и поистине королевский. Еще бы, ни один город нашей планеты до сего времени
не удостаивался столь великой чести — увековечить в бронзе сразу всю ливерпульскую четверку. Ведь
даже на их родине, в ливерпульском аэропорту, стоит одинокая фигура Джона Леннона. На Кубе, в Гаване,
тоже воздвигнут памятник только одному из «Beatles». А в Алматы будет памятник всей легендарной
четверке! Умри от зависти, Париж, дай дуба, Лондон, сдохни, Нью-Йорк! Знай наших! Будущий памятник сразу
приблизит Алматы к европейским столицам: ведь парковая скульптура очень популярна в Австрии, Германии,
Франции и Англии.
— Как говорят организаторы проекта, памятник группе «Beatles» — это не просто
скульптура, а зеркало, отражающее жизнь 60-70-х годов города Алматы, — говорит известный лингвоисторик
Калтай Прманов. — Странное отражение: свести всю многогранную жизнь Алматы 60-70-х годов к музыке
английских битлов. Видимо, авторы эпохального проекта смотрели в кривое зеркало, если не увидели в нем
ни бунтаря Владимира Высоцкого, ни ансамбля «Дос-Мукасан», ни, наконец, Олжаса Сулейменова.
Между прочим, идея установить памятник битлам на казахской земле впервые родилась в голове бывшего
главного архитектора Южно-Казахстанской области Бахытжана Аширбаева, который собирался установить памятник
четверке английских «жуков» не в Алматы, а в Шымкенте в 2005 году. Причем установить монумент
г-н Аширбаев намеревался в технопарке, на месте памятника Аль-Фараби. Дескать, негоже великому мыслителю
Востока соседство с дискотекой и аттракционами. Как известно, сейчас идет реализация госпрограммы
«Культурное наследие». Знает ли об этом главный архитектор ЮКО? Должен знать. Поэтому я хотел
бы спросить у него: «Мырза Аширбаев! Как ваш гениальный проект по созданию в Шымкенте памятника
английским «жукам» способствует реализации программы «Культурное наследие»? Вы сказали
фразу, которая уже вошла в анналы «великих» афоризмов: «Не место философу рядом
с дискотекой!». Не могли бы вы ответить, почему памятник Аль-Фараби — величайшей гордости
казахского народа, названному просвещенным миром вторым учителем после Аристотеля, — оказался
в центре технопарка Шымкента? Разве не вы, главный архитектор ЮКО, способствовали этому, разрешив
построить технопарк в тихом и прекрасном сквере, где стоит памятник Аль-Фараби? Как будто в большом
городе с огромными пустырями не нашлось другого места! Или вы в то время придерживались иного, не менее
великого афоризма: «Место философа Аль-Фараби — только у дискотеки»?
— Так или иначе, но памятник величайшему мыслителю Аль-Фараби будет уже в третий раз
переноситься на другое место. Спрашивается: а что будет с памятником философу, если главный архитектор
ЮКО вдруг возжелает установить памятник Майклу Джексону или Мадонне на том новом месте, где планируется
установить памятник Аль-Фараби?
— Вот именно. Ожидая очередного плавного и планового перемещения памятника Аль-Фараби, задаешься
вопросом: когда же, наконец, памятник великому сыну Востока обретет покой и займет подобающее своему
значению место в городе? Ведь речь идет не о «парковой скульптуре» иностранным поп-музыкантам,
а о памятнике великому сыну казахского народа Аль-Фараби, благодаря которому весь мир узнал о казахах,
как в свое время просвещенная древняя Эллада благодаря великому скифу Анахарсису узнала о высокой
культуре тюркского народа. Кстати, любопытный случай рассказала мне работница Шымкентской областной
библиотеки. Иностранные туристы проезжали в Шымкенте мимо технопарка и увидели памятник Аль-Фараби.
Турист из Бельгии спросил, кому возведен памятник, и, получив ответ, удивился, почему памятник
выдающемуся ученому с мировым именем стоит в таком необычном месте. Этот же турист сказал, что в Европе
памятники возводят не где кому взбредет в голову, а только на родине великих людей.
— Я так понимаю, вы не против факта установления памятника «Beatles» в Казахстане,
вы против самой тенденции?
— Совершенно верно. Разве у нас, казахстанцев, нет своих выдающихся деятелей музыкальной
культуры, заслуживших увековечения? Неужели с «великим вкладом английских битлов» в развитие
музыкальной культуры Казахстана не могут соперничать ни русский музыкант Александр Затаевич, записавший
и сохранивший для потомков 500 бесценных песен и кюев казахского народа, ни Борис Ерзакович, издавший
не менее ценный труд «Песенная культура казахского народа»? Когда же мы наконец избавимся
от рабского преклонения перед зарубежным и научимся знать, уважать, ценить и беречь свои таланты,
которыми восхищается весь мир?
Я вспоминаю русских купцов-меценатов братьев Третьяковых — Павла Михайловича и Сергея
Михайловича, которые тратили большие средства на материальную поддержку своих, русских художников,
многие из которых влачили жалкое существование. Ради этого они даже основали музей, в котором собирали
произведения русского искусства. И этот музей братья Третьяковы даровали Москве. Быть может, нашим
меценатам стоит об этом знать и помнить? И тратить средства на свое, родное и близкое всем нам?
— Японцы выделили огромную сумму на защиту всемирно известного городища Отрар. Те же японцы
сняли копию с бесценного памятника тюркской культуры Кюль Тегина, чтобы установить эту копию в Астане,
в Евразийском университете. А кто же спасет от разрушения уникальнейшие петроглифы Казахстана? Кто
осуществит перевод на казахский язык Корана сака Кудуса, чье имя несколько веков носил теперешний
Иерусалим и который написан намного раньше Корана Мухаммеда? Этот Коран был найден в Кельне в 2002 году
алматинским ученым профессором Буркитбаевым. Узнай об этом в любой иной стране — буквально
на следующий день этот текст древнего памятника был бы переведен на современный язык народа, а книга
с этим бесценным текстом давно бы оказалась во всех книжных магазинах и библиотеках.
— А кто поможет доктору химических наук Ольге Чечиной, доказавшей в своем исследовании-книге
«Ритмы календаря: в самом солнечном месте на Земле», что названия знакам зодиака и многим
звездам северного полушария даны нашими предками — прототюрками, прекрасными астрономами, жившими
на территории нынешнего юга Казахстана? Кто поможет этому ученому, продолжающему свои исследования
великой тюркской цивилизации, которой и до сего времени не нашлось места в современной исторической
науке, основанной на порочной шовинистической концепции европоцентризма? Ольга Чечина подготовила
к защите докторскую диссертацию по крупному и неисследованному разделу древней тюркской цивилизации.
Одновременно она закончила вторую книгу — продолжение первой, но не может ее издать из-за отсутствия
средств. Все три научные работы Чечиной — настоящий гимн древней тюркской цивилизации. Но она
вынуждена была уехать в Россию в поисках заработка, где получила работу и химическую лабораторию.
А в журнале «Мысль» продолжают публиковаться главы из второй книги Ольги Чечиной, значение
которых в восстановлении истории Казахстана и тюркской цивилизации трудно переоценить.
Нет, мы не против памятника ливерпульской четверке в Алматы: он действительно украсит южную столицу.
Но! Быть может, алматинцам и гостям нашего прекрасного города захочется сфотографироваться на фоне
памятника Шамши Калдаякову, например, или Амре Кашаубаеву? Или же Владимиру Высоцкому и Виктору Цою?
Вон на алматинском Арбате до сих пор со стен не сходят надписи «Виктор Цой, я люблю тебя!».
Поговорить бы с мраморным Евгением Брусиловским или Александром Затаевичем и Борисом Ерзаковичем,
возложить цветы к памятникам этим людям, внесшим заметный вклад в музыкальную культуру казахстанского
общества. И вспомнить не только 60-70-е годы, но и заглянуть в глубь истории Алматы и Казахстана.
Да мало ли в нашем прошлом найдется великих имен, которые являются достоянием не только Казахстана,
но и всего мира.
© Тимур НЕТАЛИЕВ
Опубликовано в газете «Экспресс К», 26 мая 2006 г.
|
![](../images/0.gif) |