|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Памятник «Битлз»
ГРУППА КРОВИ БИТЛОВ
емного улегся ажиотаж вокруг сенсационной новости — очень скоро на аллее
«Неделька» близ «Театрального кафе», на улице Байсеитовой, ниже улицы
Жамбыла, появятся свои, бронзовые битлы. Джон Леннон будет сидеть на скамейке с гитарой
в окружении друзей — Пола Маккартни, Ринго Старра и Джорджа Харрисона.
Известный скульптор Эдуард Казарян завершает работу над композицией.
Первым «забронзовел» Пол Маккартни. На устроенной для прессы и представителей
общественности «презентации» фрагментов фигуры сэра Пола были представлены отлитые
в бронзе рука, нога, голова, грудная клетка… По просьбе фотографов Эдуард Казарян
неоднократно брал в руки голову Маккартни. Скульптор — человек атлетического сложения,
но было заметно, с каким напряжением он поднимает голову бронзового певца. Полая внутри,
бронзовая голова вместе с формовочной смесью весит 35 килограммов, потом ее вес без смеси
составит около 10 килограммов.
Скульптор сообщил тогда, что планируется установить мемориальную композицию в середине
апреля, если какие-то технические моменты не задержат завершение работы.
Моделями для скульптурной группы выступили музыканты группы «Fridays». Музыканты
были обрадованы предложением и сразу приняли его. По мнению Эдуарда Казаряна, ребята
и по внешности, и по духу — настоящие битломаны:
— В этом я убедился, только увидев, как они выходили из машины. Ребята привнесли
необходимый багаж информации о «Битлз» и тем самым очень помогли в создании
скульптуры. Вплоть до малейших нюансов: каков был рост каждого из битлов, вес, особенности
фигур. Наши музыканты знают даже группу крови каждого битла. На какие-то мелочи я, возможно,
не обратил бы внимания, но солисты «Fridays» оказались настолько искушенными
в этом вопросе, что сегодня мы можем поручиться за достоверность облика ливерпульской четверки.
Сама скульптура воспроизводит солистов группы «Битлз» 1965 года. За эти месяцы
я не только проникся творчеством группы «Битлз», но и соприкоснулся с множеством
очень хороших людей, в частности, с ребятами из «Fridays».
Алматинские битломаны: Галина Галкина, Сулушаш Магзиева — члены инициативной группы
по созданию мемориала, Евгений Каражанов, лидер-гитарист «Fridays», Ринат Шаяхметов,
Мурат Омаров, бас-гитарист «Fridays» |
Мурат Омаров, группа «Fridays», играет на бас-гитаре и поет:
— Можно сказать, что я — битлз-маньяк. У меня очень много материалов
о ливерпульской четверке. Мы знаем практически все композиции «Битлз»,
поем редко исполняемые вещи. Исполняю в основном партии Маккартни, иногда — Леннона.
Евгений Каражанов, лидер-гитарист группы «Fridays»:
— Увлечен творчеством «Битлз» уже 15 лет. Можно сказать, что мы —
доктора битлологических наук. Позировали Эдуарду Казаряну в течение полутора месяцев,
каждую неделю по два раза. Не только позировали, но и создавали битловскую атмосферу:
приносили записи, сами исполняли репертуар ливерпульской четверки. Скульпторы рассказывали
нам о процессе создания памятника. Мы сами попробовали поучаствовать в процессе лепки
скульптур: нам доверили ботинки, мне удалось немного полепить из глины — складочку руки Маккартни.
Завершающая работа по литью заняла около трех недель. На финальном этапе будет произведен
монтаж фигур в единую скульптурную композицию. Свойство бронзы таково: фигуры в натуральную
величину выглядят немного меньше, поэтому скульптуры увеличены до 2 метров.
Свеча на Strawberry Fields. Проект «Битлз». Краткая история вопроса
Письмо Камиле Магзиевой. 15 декабря 2005 года, Москва, РФ
«Наверное, во всех дворах 60-70-х годов зазвучали новые, мелодичные и красивые песни
ливерпульской группы «Битлз». На Западе молодежь могла свободно купить в любом
магазине грампластинок все новинки этой группы: постеры, фотографии, майки, значки
и приобщиться к свежей и сладкой волне (или цунами), несущейся по всему миру, имя которой —
БИТЛОМАНИЯ! Люди, уставшие от послевоенных ограничений и аскетизма, радостно открыли свои сердца
новой, веселой, энергичной музыке, исходящей от совсем молодых ребят, родившихся на рабочих
окраинах портового городка Ливерпуля. Бродя по этим кварталам, я задавался вопросом: «Как
могли в условиях послевоенной разрухи, недостатка продуктов, одежды, положительных эмоций,
наконец, созреть такие вот ИЗЛУЧАТЕЛИ неведомой миру энергии?». Потом вспомнил слова Паоло
Коэльо: «Гений может родиться где угодно»… Может быть, именно от недостатка всего
они и создали в своих светлых душах то, о чем мечтали. Это блистательный мир, в котором уютно
до сих пор.
Но волна по имени БИТЛОМАНИЯ натолкнулась на ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС, за которым находились МЫ.
Слабые ручейки, просочившиеся сквозь этот занавес, пробудили бурные реки в наших душах, принесли
тепло, свежесть и энергию. Мы переписывали песни и тексты, обменивались информацией, сводили
с ума наших подруг песнями «Битлз». Мы все научились играть на гитарах.
Пролетели годы, а любовь к «Битлз» осталась, она стала глубже, но такой же
неиссякаемой. Наша страна стала независимым государством. У нас появилась возможность претворять
в жизнь многие мечты. Одна из них — поставить в культурной столице Казахстана памятник битлам.
Эта идея зажглась во мне, когда я ставил свечу на мемориал Джона Леннона Strawberry Fields
на его 60-летии в Центральном парке Нью-Йорка 8 октября 2000 года, куда мы пришли вместе с моим
старшим братом Айдаром. Я тогда подумал: «Вот было бы здорово, если б и у нас было такое
место в городе!». А когда по новостям ТВ увидел, как Фидель Кастро открывает памятник Джону
Леннону в парке рокеров в Гаване, то подумал, что надо действовать. Написал письмо Йоко Оно,
спросил ее разрешения. Через свою адвокатскую контору она ответила, что не возражает, только
надо показать ей проект памятника. Тогда все мы думали: поставить памятник Леннону как основателю
«Битлз» или всей группе. Конечно, все хотели поставить памятник всей группе.
Наш проект поддержал Британский Совет в лице тогдашнего директора Джеймса Кеннеди. Он написал
очень теплое письмо в нашу поддержку акиму Алматы Виктору Храпунову, отметив, что «это
настоящий пример народной дипломатии, инициативы, идущей от граждан» и что «Британский
Совет берет на себя административную и логистическую поддержку по приглашению на открытие
памятника Пола Маккартни и Ринго Старра». С нами встретились представители акимата, но
вердикт в итоге был отрицательным: «Считать нецелесообразным установление памятника Джону
Леннону, поэту и музыканту, и ливерпульской группе «Битлз» в городе Алматы».
Мне, конечно, было жаль, что представители Виктора Храпунова оказались людьми близорукими:
не увидели, какой резонанс произвело бы открытие памятника «Битлз» в преддверии
150-летия города Алматы осенью 2004 года! Тем более что расходы по сооружению памятника
и обустройству территории вокруг него брали на себя многочисленные спонсоры, то есть из бюджета
города не было бы истрачено ни тиынки.
В октябре 2004 года я, будучи на родине «Битлз» в городе Ливерпуле, обратился
к мэру города Франку Родерику с письмом, где просил поддержать нас морально. Со мной встретились
прекрасные люди — Линн Мессенджер, личный помощник лорда-мэра Ливерпуля, и Мэгги Барр,
директор международного департамента мэрии, которые передали мое письмо мэру Ливерпуля. Большую
поддержку оказали мне посол Республики Казахстан в Великобритании Ерлан Идрисов и его сотрудники,
прекрасные ребята. В ноябре месяце мы получили из мэрии Ливерпуля письма: акиму Храпунову, послу
Идрисову и мне. Лорд-мэр Ливерпуля написал своему коллеге в Алматы о том, что мэрия Ливерпуля
поддерживает идею алматинцев установить памятник «Битлз» в культурной столице Казахстана
и надеется, что наши планы сбудутся. Однако ответа от акимата так никто и не получил»…
В письме Камиле Магзиевой отражена история создания сегодня уже вполне материальной бронзовой
композиции легендарной группы «Битлз».
Новый импульс нашему проекту придал депутат Европарламента Струан Стивенсон, с которым меня
познакомила прекрасный человек, талантливый ученый и организатор науки Камила Магзиева. Струану
Стивенсону удалось убедить Пола Маккартни поддержать наш проект и дать разрешение APPLE
на установку памятника «Битлз».
Ринат Шаяхметов
© Галина ГАЛКИНА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 14 апреля 2006 г.
|
|