|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ЩЕГОЛИХИ В ШАЛЬВАРАХ
началу прошлого века в Верном появились «значительные по архитектуре»
магазины, общественные клубы, учебные заведения, — одноэтажные здания, украшенные ажурным
литьем и гранитом низеньких крылечек, резным кружевом надверший и массивных ставен, уставленные
рекламными щитами и вычурными вывесками: гостиницы «Европа» Грязнова, «Византия»
Милобалашвили, «Отель» Прокофьева, ресторан «Париж» Коношенко, электротеатр
«ХХ век» Сейфулина, магазин мод «Реноме» Румша, парикмахерская
«Гигиена» Белова, бани «Термы» Титова и Жиленкова. Среди прочего, —
художественной и словесной мишуры, — выделим магазины по продаже колониальных товаров
Шахворостова и Габдулвалиева. Оба располагались по главной Торговой улице, соперничая друг
с другом броским видом, модным товаром и безупречным обслуживанием. Первый, прозванный покупателями
за щедрость и внимание к гостям «верненский Мюр и Мерелиз», торговый двор не сохранился.
Второй, известный под современным названием «Кзыл Тан», прожил долгую купеческую жизнь,
стоит и по наши дни.
Магазин Исхака Габдулвалиева в советское время превратился в «Дом ткани», а затем — в «Кзыл Тан»
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Внешний вид горожан, модная одежда девиц и парубков, внутреннее убранство верненских домов
и благоустройство улиц зависели от успеха многочисленных ремесленных заведений и заботливых
мастеровых. В начале века среди местных щеголих и денди популярностью пользовались портные
Мойша Калиш, Павел Чечерин, Егор Дегтянников, Алексей Колпаков, Павел Тимченков, Лаврентий Белов
и мастер бешметов Мухамедгали Ташходжаев, белошвейки А.Г.Велижанина, А.П.Фомина, А.А. Черемных,
чулочницы Т.И.Томилина и А.К.Хоенская, парикмахеры Е.М.Белов и Н.С.Виноградов. Мастеровые
постоянно имели клиентов и многочисленные заказы, а потому жили безбедно. За шитье сюртука
портные взимали в среднем от 5 до 8 рублей, дамского платья — от двух с полтинной до семи
рублей. Тачать сапоги из товара заказчика местные умельцы брались за семь целковых. Месячная
зарплата кухарки составляла от 4 до 8 рублей, горничной — от 3 до 6 рублей. Содержание
кучера обходилось в 5-10 рублей, а дворника — от 4 до 6 рублей ежемесячно. Наемному
рабочему по хозяйству, со столом и постоем у хозяина, обыкновенно платили 120 рублей в год.
Частная система обслуживания населения в Верном была необычайно развита. В городе процветали
химчистка и красильня А.Т.Маталасновой, заливка галош Егора Гужева, имели известность сапожные
мастерские Игнатия Булыгина, Семена Короткова, Спиридона Королева, Степана Налимова, Ивана
Пащенкова, Федора Шевченко и Михаила Черепанова, популярны были артельщики по пошиву головных
уборов Илья Гоголев, Самуил Гершун, Алексей Киселев и Селивестр Аринушкин, скорняжники Павел
Рыжих и Алексей Тюпин.
Мода во все времена менялась вместе с окружающей средой. Кроме увлечения театром, модным
считалось посещать новинки века — казино, игорные дома или сословные клубы, рестораны.
Строительство железных дорог привело к увлечению путешествиями, а значит — к созданию
дорожных костюмов. Поездки на курорты вызвали моду на купальные костюмы. В жизнь людей вошли
фотография и кино, которые еще шире распространяли моду, делая ее интернациональной. Французские
выкройки старались добыть все провинциальные дамы, так же, как местные дэнди — английские
журналы мод. Впрочем, предметы отделки платьев и сам костюм в конце 19-го столетия стали
изготовлять фабричным способом, тем самым, вычурные формы заказных платьев у дорогих портних
сменились в следующем веке на стиль одежды, совместимый с трудовым образом жизни модниц.
На формы женского костюма влияла общественная жизнь и политика — стремление к эмансипации,
борьба за образование, за гражданские права женщин. Появляются в широком обиходе юбки с блузками;
костюмы, состоящие из юбки и жакета; обыкновенное пальто и даже куртка а ля Гарибальди. В начале
прошлого столетия уже обнажилась ножка, правда, до щиколотки. Чтобы прикрыть вырез на платье,
не скрывая при этом грудь и плечи, придумали парадную прозрачную блузку шемизетку. Была сделана
дерзкая попытка ввести в моду короткий кринолин и длинные шаровары и, уж совсем неслыханное,
юбку-шаровары. Несомненно, на экстравагантность щеголих повлиял театр, популярный русский балет
«Шахерезада», оформленный художником Львом Бакстом. Одна из причин относительного
упрощения одежды объясняется модным занятием спорта. Молодежь освоила велосипед, верховую езду,
крокет, теннис, плавание. И лишь дорогие украшения подчеркивали богатство, превосходство
над другими соперницами, носившие, в лучшем случае, вышивку, сутаж, кружева и блестки.
Женская фигура имела характерную форму, напоминающую слегка изогнутую латинскую букву S:
«отставание» нижней части корпуса от верхней, наклоненная вперед «голубиная грудь»
и втянутый живот. Приданию модной фигуре способствовал корсет, туго стягивающий талию до нормы —
около 55 см в объеме. Но некоторые женщины предпочитали неприталенные платья, прозванные
«реформаторским мешком».
Для модного стиля модерн в ходу были шелковые ткани с растительным орнаментом — шифон,
тафта, крепдешин, а также репс, бархат — мягких, переливчатых тонов; бальные туалеты,
украшенные бесчисленными оборками из модных белых и черных кружев. Чулки носили предпочительно
черного цвета. Обувь была на каблуке, и туфли, и сапожки на шнуровке, высокие боты. В середине
19-го столетия появилась резиновая обувь.
В моде были высокая прическа с шиньоном различной формы на темени и валиками над лицом
и непременными шляпами с большими полями, украшенные лентами, перьями, вуалью. Назывались они
«шантеклер», и вошли в моду под влиянием одноименной пьесы Эдмона Ростана. Летом дамы
носили соломенные шляпы типа мужского канотье. Перед Первой мировой войной появились в моде шляпки
в стиле русского деревенского повойника и яркие сарафаны. Появляться дамам в обществе без шляпки
не дозволялось. Дополнением к костюму служили длинные бусы, цепи, складные веера из перьев или тюля,
усеянного блестками, лорнеты на шнурке вокруг шеи, боа или муфты, перчатки, меленькие сумочки
на длинном шнурке, летом — кружевные зонтики, служившими одновременно тростью.
Костюм модника делился по назначению — визитный, бальный, домашний, каждодневный.
Особенно элегантным считалось мужское английское пальто-гавелок с пелериной и мешкообразное
пальто-сак. Его еще называли «николаевская шинель». Но чаще горожане носили бекеши —
короткое пальто в талию, спереди отделанное шнурами. В конце века появились смокинги
(первоначально — туалет для курения), к которому полагались черные брюки с черными шелковыми
лампасами. Постепенно вышли из употребления цветные фраки, брюки светлых тонов, в полоску или
в клетку. Однако, остались черные, более бесформенные, суженные книзу брюки мешкообразного покроя
(кстати, шальвары или шаровары начали носить первыми мужчины: с 1881 года это был элемент
национальной российской армии. Казаки их носили заправленными в сапоги).
К фраку надевали обязательно белый жилет. В моде мужских рубашек появился стоячий воротник
с отворотами. Под фрак надевали белый галстук, завязанный бантом. В моде были манишки, заменяющие
рубашки, и накрахмаленные манжеты. Обязательно было ношение монокля и платочка, в верхнем кармане
сюртука, и элегантной тросточки. К началу века длинные, расчесанные на косой пробор волосы,
часто завитые в локоны, бородку и усы, мужчины стали коротко стричь. Наиболее постоянным в моде
головным убором был цилиндр, жесткая фетровая шляпа мелона или канотье. Позднее появился котелок
и шапокляк — складывающийся цилиндр, удобный для визитов. По одежке, вернее, головным уборам,
определяли место человека на социальной лестнице. В сельской местности каждый знал, что ему
надевать — гречневик или шпилек, кучерскую или ямскую шляпы. Мода на обувь была более
изменчива: носили ботинки на кнопках или со шнуровкой; открытые туфли надевали на балы; поверх
обуви надевали штиблеты (что-то вроде кожанных или суконных гетр на пуговицах); острый нос обуви
постепенно сменился на тупой, а каблук достиг пяти сантиметров.
|
|