|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ТРАНСПОРТЫ-АЛМА-АТИНЦЫ
ного лет тому назад, так много, что и не помнят уже старики, шлепал плицами по водам Иртыша
пароход под названием «Верный». Бытует мнение, что судовладельцы таким образом желали
доставить генерал-губернатору Степного Края Г.А.Колпаковскому приятное воспоминание о его службе
в Семиречье и благоустройстве им города Верного.
Впрочем, название могло служить символом верности и процветания «Товарищества
Западно-Сибирского пароходства и торговли», его акционеров Курбатова, Игнатова, Трапезникова,
иных иртышских судовладельцев. Первая пароходная навигация по Иртышу ими была предпринята в 1861 году.
Судя по рекламному проспекту 1900 года, пароход «Верный» был доступен всем сословиям
и по цене, и по комфортности. Каюты 1 и 2 класса располагались в верхней части однопалубного судна.
Для пассажиров 3 класса предназначался общий зал наверху и в трюме. Ананасы и рябчики в буфете,
цыганский ансамбль и музыка в ресторане скрашивали путникам однообразие проплывающего между Омском
и Семипалатинском степного пейзжа. На тысячеверстном голубом просторе в прошлом был расположен
один уездный городок Павлодар да десятка два малых селений, устроенных переселенцами.
В 1970 году дотоле сухопутная Алма-Ата обзавелась своим «морем»: плотина Капчагайской ГЭС,
перекрыв реку Или, образовала Капчагайское водохранилище (оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Корабли, как и люди, имеют свою судьбу, счастливую или трагическую, долгую или короткую.
Есть среди них романтики, уплывающие в страну грез под алыми парусами мечты. Есть суда-работяги,
несущие трудную, полную опасности вахту в океане. Те ставят сети на рыбу, перерабатывая дары природы
на плаву. А эти корабли-гвардейцы, с молодецкой выправкой, стерегут родные берега на разных широтах.
Но каждое из транспортов несет имя на борту, вызывающее смешение чувств встретившего судно в далеком
море, корабль в чужой гавани.
В 20-е годы революционная Россия национализировала голландское судно «Дикватор»,
и в порту Одессы матросы перекрасили и переименовали «грузовичок». Отныне судно стали
называть диковинным именем «Алма-Ата». Другой ветеран-пароход «Алма-Ата»
работал денно и нощно на реке Каме, еще со времени Первой мировой войны, и был списан только
в 60-е годы. Среди судов-алма-атинцев назовем средний рыболовный траулер, приписанный к порту Рига
и сошедший со стапелей Германии в 1975 году. И двух его собратьев 1952 и 1960 годов рождения,
что служили Волжскому и Печорскому речным пароходствам. А еще нефтеналивной теплоход-танкер,
построенный на верфях Болгарии. И, наконец, промыслово-производственный рефрижератор с названием
столицы Казахстана некогда служил верой и правдой в Астрахани, приписанный российскому объединению
«Каспрыба».
Над белой надстройкой судов-алма-атинцев видится радужная четверка позывных флагов, а в эфире
слышится четкий голос: «Я — «Алма-Ата». Как слышно? Прием!» Казалось бы,
таким простым средством судно пытается рассказать миру о нас с вами, живущих в далеком Заилийском
крае, у самых горных кряжей седого Тянь-Шаня. Имя на борту — добрая традиция, требующая
к себе постоянного внимания. Особенно, в наше эпохальное время преобразований, когда закрыто окно
с видом на Балтику, занят без боя флот Крыма, в раздоре акватория Черного и Каспийского морей.
Гражданское несогласие воцарилось и в других точках бывшего советского пространства. А судьба
кораблей и судов, названных именем городов и известных людей Казахстана, еще вчера произносисых
шефами с гордостью, сегодня никого в республике не трогает.
В трудные годы Великой Отечественной войны со стапелей американской верфи в Балтиморе был
спущен пароход серии судов типа «Либерти». При передаче его по ленд-лизу под советский
флаг судну было присвоено имя героя войны — «Генерал Панфилов». Пароход-трудяга
вписал яркую страницу в истории отчественного торгового флота, принеся большую пользу стране
как в военное, та и в мирное время. В январе 1958 года пароход «Генерал Панфилов»,
занимаясь перевозкой зерна из Канады в Союз (своеобразная морская помощь казахстанской целине),
попал в Тихом океане в жестокий шторм. Команда капитана М.Сырых проявила мужество по спасению
хлебного груза и была отмечена по прибытию в порт орденами и медалями. А вот сам пароход не смог
восстановиться, тем более, конкурировать с крупнотоннажными быстроходными контейнеровозами
и паромами. Не найдя музейной защиты, «герой войны» был пущен на металлолом. К сожалению,
его прославленное имя не было передано другим судам или кораблям.
С истории судна «Генерал Панфилов» началось мое увлечение поисками названий на борту,
связанными с родным городом Алма-Атой и прошлым республики, ее национальными героями, личностями,
знаменитостями, событиями. Гордо и уверенно нес многие годы торговый флот страны эстафету труда,
подвига, славы. В эфире акваторий земного шара звучали все новые казахстанские позывные. В 70-е годы
с развитием универсальных сухогрузных судов появились теплоходы серии «Герои-панфиловцы»
с дедвейтом (водоизмещением) 13,5 тысячи тонн и скоростью хода 18 узлов. Впервые, кроме перевозки
генеральных грузов, промышленного оборудования на судах этого типа, с необычайным раскрытием палубы,
была предусмотрена возможность размещения контейнеров международного стандарта. В 1978 году серия
судов «Герои-панфиловцы» была отмечена Государственной премии в области науки и техники.
«Я — «Иван Шепетков», «Я — «Николай Ананьев»,
«Я — «Петр Емцов»… Казалось, вечно будут звучать в круговерти морских
буден и праздников имена Героев Советского Союза. И в дальних гаванях, и у родных берегов
благодарные потомки желали им счастливого плавания. Была жизнь, достойная подражания, но увы…
Попали в разряд дефицита такт, порядочность, патриотизм, наряду с избытком масляной краски. И очередным
мазком матроса уже закрашено старое имя, выведено новое. Республика же, увязнув во внутренних
проблемах, оказалась не в силах защитить от вандализма имена на бортах плавающих памятников
казахстанской истории и культуры.
|
|