 |

 |
содержание |
 |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество В.Н. Проскурина |
 |
 |
 |
 |
 |
Творчество других авторов |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|
 |
 |
|
 |
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
 |
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ УЕЗДА
 |
Аркашка Лейбзон — комсомолец, еврей, лучший рабочий, герой пьесы
«Зови фабком»… Сашка Керенский — «артист императорских театров» |

ще в 1872 году молодые офицеры Верненского гарнизона добились передачи любителям драмы
и комедии здания старого манежа, которое уютно располагалось на правом берегу Алматинки. Энтузиасты
переоборудовали манеж, устроили сцену, партер, амфитеатр. Из числа любителей избрали
хозяина-распорядителя — К.Р.Нойшевского, майора 10-го линейного батальона, и художественного
руководителя и режиссера — областного врача Л.И.Мациевского. Первой постановкой молодого театра
стала пьеса А.Н.Островского «Не в свои сани не садись».
На день сорокалетия музыкально-драматического театра Верного стародавний зритель вспоминал день
21 ноября 1872 года, как все начиналось: «Помещение для зрителей было переполнено публикой.
Кого, кого здесь только не было среди собравшихся на спектакль: генералы, офицеры, чиновники, казаки,
солдаты, кучера, киргизы, нарядно одетые дамы и девицы, казачки, солдатские жены, иные с младенцами
на руках. Все это красило партер яркими цветами и радовало глаз артиста, смотревшего сквозь отверстие,
проделанное пальцем в занавесе…».


Здание Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю.Лермонтова
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
На сцене манежа в разные годы играли многие талантливые верненцы, которые продолжили театральные
традиции вплоть до дней нынешних, до преобразования верненских подмостков в драмтеатр имени Лермонтова.
В истории верненского театра есть одна занятная страница, связанная с гастролями ташкентского
музыкально-драматического общества. Среди господ ташкентцев находим имя гимназиста Саши Керенского,
будущего премьера временного российского правительства и почетного старика семиреченского казачества.
В советские времена имя Александра Керенского если и упоминалось историками, то, исключительно,
с сарказмом и иронией. Мол, лучше бы он остался артистом. Он действительно мог состояться не
в политике, а на сцене. Его таланту рукоплескали города и веси Туркестанского края. В письмах
к родным он шутливо подписывался «Артист Императорских театров».
В послереволюционные годы в Алма-Ате Верненский театр был преобразован в Советский. Одновременно
создавались татарские, украинские и даже австро-венгерские (!) самостоятельные труппы, красноармейские
агитбригады «синеблузников» и «красных юрт», начал работать ТРАМ — театр
рабочей молодежи. По воспоминаниям режиссера Канабека Байсеитова, «ТРАМ располагался в клубе
Совторгслужащих, бывшем купеческом особняке Кургановых, на улице Юных Коммунаров. Здесь зрители
увидели первые казахские спектакли «Енлик-Кебек», «Золотое кольцо»,
«Волостной посягатель». Здесь раскрылся талант несравненной Куляш (тогда зрители ее
звали Гульбахрам), ее братьев Айтбека и Манарбека Ержановых, Шары (Гульшары) и Курманбека
Джандарбековых, Елубая Умурзакова».
С переносом столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату частный кинотеатр «Орион» на улице
Советской был представлен казахским любителям сцены Орынбеку Бекову и Жумату Шанину. Здесь ими была
поставлена «Женитьба» Гоголя. При Казгостеатре была создана русская драматическая труппа
под руководством М.Соколова. За один сезон актеры подготовили 23 премьеры. В одной из рецензий
читаем: «ТРАМ поставил пьесу «Зови фабком». Простыми и яркими мазками автор пьесы
характеризует выпад антисемитов. Аркашка Лейбзон — комсомолец, еврей, лучший рабочий, герой пьесы.
И в этом его беда…». Спектакли, конечно, были разными по художественному уровню, но
само их количество говорило о том, что театр городу был нужен. Писателю Николаю Анову в его скупых
воспоминаниях о старой Алма-Ате, о театре 20-х годов, однако, сказать было нечего: «Служащие
кончали работу рано, в три часа. Жизнь была дешевая, располагала к безделью. В кино показывали
старые фильмы, театра не было. С нетерпением ждали гастролеров из Ташкента. Прошел слух, что
приедет артист Дымов и будет поставлена нашумевшая пьеса Арцыбашева «Ревность». Но
тут произошло событие, всколыхнувшее весь город. Вместо артиста Дымова неожиданно приехал
в сопровождении трех инженеров Владимир Сергеевич Шатов, начальник строительства Турксиба. Город
только и жил разговорами о будущей железной дороге».
В 1933 году режиссер Жумат Шанин встретился во Фрунзе с гастрольной труппой Юрия Рутковского
и пригласил его организовать русский драматический театр в Алма-Ате. С этой памятной встречи
и стали искусствоведы Казахстана вести отсчет верстам творческого пути лермонтовского театра Алма-Аты.
|
 |