|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОД УПРАВЛЕНИЕМ МИЛАНЦА
|
Верный в произведениях итальянского композитора
Луки Ланжели. А почему бы и нет? |
од Новый 1900 год со сцены Общественного собрания Верного были исполнены хоры
из историко-романтической оперы Дж.Мейербера «Пророк». Руководил хором и оркестром
Лука Ланжели, итальянец, приехавший в Верный из далекого Милана. Здесь он числился капельмейстером
Штаба войск Семиреченской области. На тихой Копальской улице миланец «снял угол»
в верненском доме Троерановых. Здесь долго хранились вещи итальянца, его дирижерская палочка.
Лука Ланжели в центре своего симфонического оркестра. Справа — директор гимназии Матвей Вахрушев
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Л.Д.Ланжели был известен не только как хормейстер. Он много писал, причем, отдельные
музыкальные вещи посвятил городу Верному. Он создал симфонический оркестр, память о котором
осталась на редких фотографиях прошлого. Хормейстер из Милана познакомил верненскую публику
с замечательными оперными произведениями Дж.Россини и А.С.Даргомыжского, Дж.Верди
и П.И.Чайковского. Бессмертная опера Р.Леонковалло «Паяцы» была исполнена
на верненской сцене уже через восемь лет со дня ее создания. Правда, в сценах. Деятельность
Ланжели на подмостках тогдашней российской глубинки — явление уникальное. Для больших сцен,
требующих значительного количества исполнителей, Лука Доминикович привлекал артистов казачьего
и церковного хора, гимназистов, певцов-энтузиастов. Скупые сведения о замечательном верненском
дирижере, приглашенном из знаменитого театра Ла Скала, разбавим редкими подробностями
его участия в создании в нашем городе музыкальной школы и консерватории.
Умер Лука скоропостижно, в неполные шестьдесят лет и был похоронен в нашей земле в начале
лета 1910 года. Друзья и поклонники верненского композитора поставили памятник и на могильной
плите оставили простую надпись: «Итальянский подданный, дворянин, Лука Джирома Доминикович Ланжели».
В 1912 году, к столетнему юбилею Отечественной войны, жители Верного впервые познакомились
с оперой М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в постановке преемника
Ланжели Л.П.Соловьева. К юбилейным дням режиссеры торжества обратились к нотным записям покойного
миланца и нашли оперную версию военного совета Кутузова с генералами во фроловской избе перед
Бородинской битвой. Любопытно отметить, что 30 лет спустя, в годы другой Отечественной войны,
эвакуированный в Алма-Ату композитор Сергей Прокофьев также обратился к этой теме и для своей
оперы «Война и мир» написал музыкальную картину «Военный совет в Филях».
Крайне проблематично было бы связывать истоки прокофьевского музыкального письма с провинциальной
постановкой. Однако, приятно сознавать, что, кроме алма-атинской версии «Войны и мира»,
существовал и верненский оригинал оперы.
|
|