|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
РЕГУЛЯТОРЫ УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ
|
Алма-атинец Иван Трубачев охранял подъезды к Дому правительства.
«Вот милиционер раскинул руки в обе стороны — значит, движение закрыто
со всех сторон», — говорили прохожие. |
30-е годы прошлого столетия Алма-Ата постепенно превращается в столицу
Советского Казахстана. Население города между двумя переписями, 1926 и 1939 годов,
возросло в пять раз — с 45 до 222 тысяч горожан. Изменился облик столицы. Начали
освещать улицы, мостить и асфальтировать мостовые и тротуары, строить трамвай.
На обновленных улицах, особенно в центре города, на оживленных гужевым транспортом
перекрестках улиц Горького (ныне — Жибек Жолы) и Ташкентской аллеи с улицами Пушкина,
Фурманова, Красина (ныне — Валиханова) и Калинина (ныне — Кабанбай батыра),
появилось много автомобилей. Вечерняя газета «Социалистическая Алма-Ата» сообщала,
что в 1935 году автопарк Казахстана составлял 7 072 машины, из них первой категории (новых) —
39%, средней — 27%, старых — 34% и совсем негодных к эксплуатации — 175
автомашин. Было совершено в том году 282 аварии, в которых было разбито 288 машины, убито 15
и ранено 69 человек. Тем временем в столице только за несколько дней мая произошло до десяти
аварий, во время которых были убитые и раненые. Страшная статистика!
В 1938 году база «Глававтотрактордеталь» в Алма-Ате получила 109 отечественных
машин марки М-1. По улицам города пробегало 20 лимузинов ЗИС-101. Ожидалось получить
с конвейера завода имени Сталина еще 10 лимузинов, а также 50 «эмок». В городе
и близлежащих селениях насчитывалось 5 тысяч шоферов. Однако, квалификацией многие не обладали.
За нарушение правил уличного движения наказывались и пешеходы, штрафом в пять рублей. При
отказе уплаты они сопровождались милиционером к начальнику отделения, который был вправе
увеличить штраф до пятнадцатии рублей.
Перекрестки современной Алма-Аты оснащены автоматическими светофорами
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Назрела необходимость регулирования дорожным движением, обеспечения его безопасности,
контроля над техническим состоянием транспортных средств. Местная «Вечерка»
так сохранила первые впечатления о нововведениях в ГАИ (первоначально — ОРУД, то есть
Отдел регулирования уличного движения): «С 1 января 1936 года по городу дежурят
милиционеры-регуляторы, движениями рук регулирующие уличное движение. Вот милиционер
раскинул руки в обе стороны — это значит, что движение закрыто со всех сторон.
Затем, милиционер поворачивается на носках, одну руку поднимает вверх, другой указывает
направление движения — это он открывает для машин боковой проезд… Отдел наружной
службы управления милиции подготовил для пяти перекрестков города 32 милиционера-регулятора.
Шесть из них отправлены на переподготовку в Москву. Там же заказано 5 светофоров».
История сохранила имена «стахановцев» автодвижения Алма-Аты, имена первых водителей
Г.Каракая и В.Шевченко, которые освоили горные трассы Мало-Алматинского ущелья. Они довели
пробег автобусов «ЗИС-16» и «ГАЗ-АА» до ста тысяч километров без аварий
и капремонта. Сохранилось и имя первого алма-атинского регулировщика И.Трубачева, стоявшего
на посту улиц Кирова и Панфилова. Его служба была более чем ответственна: он охранял
подступы к Дому Правительства, что возник на месте бывшей Красной площади.
|
|