|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
|
В феврале 1912 года верненцы всерьез занялись рекламой.
Местный «Мюр и Мерелиз» предлагал покупать калоши только фабрики «Проводник»! |
начале прошлого столетия местная газета «Ведомости» не без иронии писала,
что в условиях повальной болезни поддержать репутацию кустарного предприятия или несостоявшегося
заведения пышной вывеской с громким названием, следовало бы подумать о переименовании Верного
в город… Реноме.
Повальную болезнь, то есть рекламу — вечный двигатель торговли, распространяло
«Первое Туркестанское бюро рекламирования фирм», созданное в Ташкенте. В Верном
прибыльным делом занимались мещанин Василий Рыжаков, торговец Мир Саид Мухамедов и местный
фотограф Павел Лейбин. Благодаря их кипучей деятельности «город Реноме» украсился
неузнаваемо. Над резными крылечками одноэтажных домов крепились массивные вывески:
«Торговый дом Г.А.Шахворостов с С-ми и Ф.А.Пестов», «Наследники коммерции
советника Н.И.Иванова», гостиница «Европа», ресторан «Париж», кинотеатр
«ХХ век».
Так выглядел в 1911 году популярный магазин купца Исхака Габдулвалиева
(оригинал фото см. на сайте «Алматы и окрестности»)
Популярный в Верном магазин модной обуви «Вена» однажды дал интригующую рекламу:
«…из Америки по слухам, едут высокие дамские шевровые полусапожки из разноцветной кожи
до 17 рублей. Что будет среди местного дамского общества? Целое землетрясение!». Тем временем
оптовики рекламировали аптекарские товары: «…муку и молоко Нестле, альбуминное железо
Грюнинга, гематоген Гомеля покупайте в аптеках и магазинах Верного». А вот новинка строительного
сезона: «Лучшая крыша «Руберойд» превосходит толь и железо, не ржавеет,
не вытекает и не требует окраски, и главное — дешевле». Торговал «лучшей крышей»
года магазин города «Гостиный двор Шахворостоваݏ, в начале века названный путешественниками
местный «Мюр и Мерилиз». Любопытно отметить, что названия предприятиям, заведениям,
ресторанам нельзя было давать российские, а только иностранные. Первым в этом списке
«пострадал» стародавний трактир Верного «Ташкент». Его, согласно новым
правилам рекламы, переименовали в ресторан «Париж».
Об особенностях рекламирования в начале прошлого века узнаем из письма мещанина Василия
Рыжакова в Верненскую городскую управу и рассмотренного гласными в феврале 1912 года. Просителю
было дано исключительное право в течение пяти лет заниматься рекламным делом, не смотря
на контракт с ташкентским «Бюроݏ, подписанный еще в 1909 году. На оживленных
перекрестках были устроены афишные доски, витрины, киоски, вращающиеся тумбы по проектам
местных зодчих А.П.Зенкова и Ф.Г.Ядровича. Писатель Стивен Грэхем, побывавший однажды в Семиречье,
запомнил слоганы на горном перевале: «Покупайте калоши «Проводник» или
«Пей индийский чай и будь богат». И мечтательно заключил: «Ну и пусть это
предложение калош и чая было нацарапано, а не отпечатано типографским шрифтом, да и сделано-то
скорее всего энтузиастом, решившим таким образом избежать налога на рекламу… На перевале
Абакумова я увидел будущее Америки — великую коммерческую Сибирь, в которую когда-нибудь
американцы начнут эмигрировать в поисках работы так, как русские эмигрируют в Америку сейчас».
Слова эти были сказаны летом 1914 года.
Тем временем Рыжаков исправно платил городу с рекламы 100 рублей в год. Место рекламы,
по тем временам, стоило одну копейку за квадратный вершок (вершок — 45 мм). За расклейку
рекламы по городу поденщики брали 2 рубля с тысячи объявлений. По цвету, размерам и прочим
параметрам можно было определить, куда посетитель попал: в ресторан, кабак, ренсковый погребок
или пивную лавку. На все был определен государственный стандарт, вплоть до табличек с названиями
домов, номером дома и квартала, фамилией домовладельца. Такая рекламная деятельность велась
в городе с 1879 года. Но после землетрясения 1887 года — замерла, надо полагать,
до учреждения в начале прошлого столетия «Первого Туркестанского бюро рекламирования фирм».
|
|