|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
Алма-Ата от А до Я в калейдоскопе событий
АЛМА-АРАСАН И ДВУРОГИЙ МАКЕДОНЕЦ
споминаю, как среди среди альпийских лужаек высокогорного курорта «Алма-Арасан» молоденькая экскурсовод пыталась внушить отдыхающим факт пребывания в эти местах …Александра Великого! Того самого, что под именем Искандера и с непременной приставкой Зуль-Карнайн (Двурогий) упоминается в 18-й суре Корана. Того самого, которого считали сыном египетского бога Солнца Амона и изображали с рогатой бараньей головой. Того самого, кого и поныне считают самым знаменитым полководцем всех времен и народов (экскурсоводка величала его буднично – Александром Филипповичем).
Санаторий «Алма-Арасан» (из личного архива В.Н. Проскурина)
Девушка без тени смущения взволнованным голосом и энергичными жестами рук, старалась объяснить, как со стороны непроходимых вершин Алатау, из Иссык-Кульской долины в Яблоневую, спускалось усталое походом воинство Македонского. Как проезжали среди скал и ледников огромные шатры на колесах, влекомые слонами, верблюдами, иным гужевым транспортом. Обнаружив горячие минеральные источники, македоняне воскликнули: «О, Всевышний, да будет ал-ма-арасан!». И устроили в ущелье грандиозный бивак.
Так, или примерно так, являются миру мифы и легенды о здешних краях. Словно номады, они кочуют в досужих разговорах и научных дискуссиях, на экранах документального кино и по учебникам истории. По мере выбора столицы Казахстана – Оренбурга, затем Кзыл-Орды, Алма-Аты или Астаны – находятся неопровержимые «свидетельства» необходимости выбора столичного города, придания
особого статуса его истории и культуры. Одновременно с переездом правительства в новые центры республики интерес к прежним столицам иссякает, будто святой источник Арасан.
Когда велась в 30-е годы прошлого столетия усиленная пропаганда по обоснованию переезда столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату, в «Казахстанской правде» появилась заказная статья «Казахстан в древности был провинцией Рима». В ней без тени смущения сообщалось, что на берегу речки Алма-Атинки, в районе улицы Дачной, обнаружен археологами административный центр
с общественными и гражданскими зданиями, дворцом наместника.*
Придут другие времена и другие установки, и идеологи начнут раскручивать версию пребывания в наших краях Тимура. Мол, в 1390 году его войско двигалось маршрутом Македонского мимо горы Кок-Тюбе на Алмалык. И вновь мистификация. Алмалык – это, конечно же, Алма-Ата. Отсюда её седая тысячелетняя история. А вот что касается горы, которая носила у алма-атинцев «странное»
название – Веригина, то взяли и переименовали её в великое Кок-Тюбе. Любопытно и горько отмечать, что весь творческий потенциал наших дней обращен на Астану. Возможно, и на Акмолинщине бывал Александр Македонский.
Спуск с перевала Проходной в Чон-Кеминскую долину (фото В. Горбунова из личного архива В.Н. Проскурина)
Из великих, кроме Кира и Ксеркса, Чингиз-хана и Надир-шаха, уже «раскручивают» царицу Томирис. Мол, она также причастна к нашей истории, и потому заняла подобающее место среди героев Казахстана, что отображены в литых чугунных кружевах мемориала
на площади Республики.
* Уже в наше время на сайте государственного информагентства «Казинформ» появилась похожая по тематике статья «В поисках римских легионеров на земле Тараза – гипотезы казахстанских историков» – Прим. А.Л.
|
|