|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
конце прошлого года создан Общественный совет по реализации Государственной
программы «Культурное наследие». Корреспондент «Столичной Жизни» беседует
с членом этого совета, директором Института археологии имени А. Маргулана, академиком НАН РК,
профессором Карлом Байпаковым.
— Карл Молдахметович, каковы задачи общественного совета?
— В апреле прошлого года Нурсултан Абишевич Назарбаев наряду с важнейшими для государства
задачами в области политики, экономики, социального развития поставил вопрос и о сохранении
культурного наследия страны. О том, чтобы не только изучать наше культурное наследие, но и превратить
его в действующий предмет знакомства и познания прошлого Казахстана, чтобы оно было широко известно
в мире. Нам есть чем гордиться. Это и остатки городов на Великом Шелковом пути, и Сакские курганы,
и интереснейшие археологические находки. Казахстан внес весомый вклад в сокровищницу мировой
цивилизации. Таким образом, президентом республики была инициирована программа «Культурное
наследие Казахстана». Программа разрабатывалась различными научными институтами
и министерствами. В декабре состоялось ее обсуждение, где был высказан ряд конкретных замечаний,
предложения по приоритетным направлениям развития программы. В совет вошли видные деятели науки,
культуры и образования Казахстана.
— Программой не забыта и южная столица?
— Конечно, наш город с богатым историческим прошлым, с огромным культурным наследием,
которое насчитывает не одну тысячу лет. А это не только архитектурные постройки – это еще
и памятники старины, городища, курганы, которые были расположены на территории Алматы.
И, естественно, нужна активная работа для изучения, сохранения и использования этого культурного
наследия. По заданию акимата города департамент культуры, наш институт археологии и Музей истории
города взяли на себя задачу разработки программы «Культурное наследие» Алматы.
— Вы обмолвились, что история Алматы насчитывает более тысячи лет. Но ведь готовятся
отметить лишь 150-летие нашего города?
— 150 лет – важнейший период в истории Алматы, безусловно достойный юбилея.
Наш город имеет, однако, более длительную историю. По крайней мере, 1 000 лет назад
Алматы уже сформировался как крупный городской центр на трассе Великого Шелкового пути.
У нас есть все данные и материалы, доказывающие этот факт. В частности, монеты, которые были
найдены на территории бывшего погранучилища. Это медные монеты, сверху покрытые серебром,
а арабская надпись на них гласит, что они чеканились в городе Алмату в 1271-1272 годах.
— Карл Молдахметович, но ведь не каждое поселение можно назвать городом? Город имеет
какие-то свои определения, отличительные черты от аулов, поселков? Можно ли называть
средневековую Алмату городом?
— Алмату уже в Х веке был городом, так как здесь были развиты ремесла, были свои
монетные дворы, бурно развивалась торговля, так как Алмату входил в схему международных
и внутренних путей.
— Если я правильно поняла, то под современным Алматы находится древний город Алмату?
— В программу «Культурное наследие» вошло изучение средневекового периода
культуры города Алматы. Акимат выделил соответствующие средства на изучение древнего наследия,
и археологи с октября прошлого года вели раскопки одного из поселений, которое называлось
Серенкора и находится на южной окраине Алматы. К сожалению, оно сильно разрушено. Но сохранились
остатки стен, въезд в этот город, и получен достаточно интересный материал об истории города.
Конечно же, поднять древний город из-под современного Алматы невозможно. Но исследовать
и сохранить хотя бы его части мы обязаны.
— Культурное наследие – это ведь не только изучение и сохранение памятников
древности – курганов, остатков городов?
— В программу входит и издание книг, посвященных истории города и Алматинского региона.
И одна из первостепенных задач – создание художественного альбома, где мы могли бы собрать
все древние сокровища, найденные на территории Алматы и в его окрестностях. Также задуман
выпуск двухтомника об истории Алматы, книжки для детей, рассказывающие об истории города,
энциклопедия об Алматы.
— Имея такое богатое культурное наследие и исторические памятники, советуются ли строители
с археологами города для проведения своих работ? Не разрушают ли они археологические памятники?
— Существует закон, который предусматривает то, чтобы перед началом строительства
проводилось согласование с археологами, которые могут изучить строительную площадку. И, кстати,
при разработке программы «Культурное наследие» была поставлена задача совершенствования
законодательства в области сохранения культурного наследия и повышения ответственности за это.
Это и не позволит «ретивым чиновникам» давать добро на строительство в местах
исторических памятников. Памятников, которые можно изучить, сохранить либо превратить в музеи
под открытым небом.
— Можно ли сказать, что благодаря программе «Культурное наследие» наша страна,
наш город в частности станут объектом международного туризма?
— Великий Шелковый путь вызывает огромный интерес у многих зарубежных туристов,
которые с большим интересом приезжают в Казахстан, в Алматы, чтобы посмотреть и нашу природу,
и наши памятники, и остатки древних городов. У зарубежных гостей и туристов вызывает большой
интерес и своеобразная степная цивилизация, существовавшая на территории Казахстана. Так что
программа «Культурное наследие» охватывает многие аспекты жизни нашего государства.
— Видимо, сложно из огромного пласта истории выбрать более интересные и важные объекты
для изучения?
— По сути, весь Казахстан – это музей под открытым небом. В любом регионе нашей страны
имеются десятки, тысячи интереснейших памятников археологии. Сегодня зафиксировано порядка
30 тысяч таких объектов. Их изучение и исследование дело не одного десятка лет. Мы, естественно,
не сможем за короткий срок изучить все исторические памятники, сохранить их обязаны.
Но вот изучить и превратить в объект мирового туризма на данный момент нужно памятники
культурного наследия, которые находятся вблизи крупных городов, на трассах Великого Шелкового пути.
А то, что останется за пределами нашего внимания, будет изучаться нашими потомками. В первую
очередь необходимо возродить археологические памятники, которые находятся рядом с Алматы,
Талдыкорганом, Чимкентом. К примеру, тот же Сакский курган в Иссыке, который стал одним
из объектов паломничества туристов. И приятно осознавать, что он привлекает внимание не только
туристов, но и вызывает огромный интерес и у школьников, и у студентов, то есть у нашего
подрастающего поколения.
Сохранение культурного наследия должно стать нравственным долгом каждого человека,
проживающего на этой земле. Это наследие – память о наших предках. И думаю,, что культурное
наследие нашей страны необходимо изучать в школах уже с первого класса, а назвать этот предмет
«Родная история». Ведь историческая память должна быть у нас в крови, впитываться вместе
с молоком матери.
Опубликовано в газете «Столичная жизнь», 15 февраля 2004 г.
|
|