|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
ВЕРНЫЙ – АЛМА-АТА – АЛМАТЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗАГАДИЛИ НАШ КРАСИВЫЙ ГОРОД
минувшее воскресенье южная столица отметила свой полуторавековой юбилей.
Особой торжественности не было: прошел традиционный день города, легкоатлетический забег и концерт
на площади. Кто хотел, тот праздновал 150-летие. Несогласные решили дожидаться тысячелетнего юбилея.
А те алматинцы, которые просто любят свой город, гуляли прекрасным осенним днем по местам своей юности,
вздыхая с ностальгической грустью: ах, как все изменилось!
Отличие первое: зелень
Еще в XIX веке губернатор Верного Герасим Колпаковский велел за каждое посаженное дерево давать
гривенник, а за каждое поврежденное – сечь плетьми. Вот так, с помощью кнута и пряника,
и зазеленел наш город. Рассказывают байку, что когда в 1970-е годы руководитель дружественной
Болгарии Тодор Живков посетил Алма-Ату, то по окончании официального визита спросил: «А где
город-то? Когда в столицу поедем? Все по какому-то садику возили…»
Для сравнения: а теперь пройдитесь хотя бы по проспекту Жибек жолы…
Отличие второе: воздух
«Ветер приносил из Алматинской долины запах спелых яблок», – писал в дневниках
путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский. Век спустя, в 1970-е годы, когда на конкурсной основе
разрабатывался генеральный план развития Алматы, архитектор Николай Иванович Рипинский изучил потоки
движения воздуха в Алматы и доказал, что нельзя высокими зданиями преграждать путь горному ветерку,
иначе город задохнется. План, разработанный Рипинским, приняли… и тут же начали его нарушать.
Первым объектом-нарушителем стало здание Национальной библиотеки. А потом построили «Самал»,
и пошло-поехало…
Для сравнения: просто сделайте вдох на любой алматинской улице.
Отличие третье: цены
Сто лет назад в нашем городе пуд муки стоил 1 рубль 20 копеек, фунт мяса – 7 копеек, ведро
картофеля – 7 копеек, апорт – до 1 рубля 30 копеек за сотню. При этом средний чиновник
получал в год 500 рублей, полицейский – 396 рублей, садовник или караульщик – 300 рублей.
Путем нехитрых подсчетов выясняется, что на эти деньги он мог приобрести 1700 кг мяса или 30 тонн
картофеля.
Для сравнения: средний алматинец на свою годовую зарплату может приобрести лишь 312 кг мяса
или 5,2 тонны картофеля.
Отличие четвертое: улицы
Они всегда возмущали жителей. Сначала улицы были немощеные, в жару над ними поднимались клубы
пыли. Горожане требовали, чтобы был организован полив улиц силами заключенных. Потом улицы замостили,
но оказалось, что они носят неправильные названия, и их начали переименовывать, причем этот процесс
начался еще до революции и продолжается до сих пор. Некоторые уже переименованы по 4-5 раз. Пожалуй,
единственная улица в Алматы, сохранившая свое первоначальное название, – это улица Гоголя.
Для сравнения: с тех пор мало что изменилось.
Отличие пятое: развлечения
Сто лет назад самым модным развлечением горожан был деревянный ящик с окуляром. За умеренную плату
можно было заглянуть и посмотреть светящиеся картинки. Называлось это изобретение
«электропанорама». Реклама призывала: «Чудо ХХ века! Спешите, спешите, спешите…
Первый раз в городе Верном! Вы увидите удава, душащего буйвола, тигра, терзающего свою несчастную
жертву, пещеру скелетов, русалку, изловленную арабами в Красном море… Вниманию мужчин!
За дополнительную плату в гривенник – сорок видов пикантных женщин. Красотки Парижа, Берлина,
Лондона и Мадрида в натуральном виде. Мадам Европа в объятиях негра. Пикантная повесть в трех частях
и красках «Так вот, моя Симона, где твоя корона!». Господам офицерам проглядеть сие зрелище
дозволялось бесплатно, а барышень и детей просили не приводить «ввиду реальности изображения
жизни».
Для сравнения: теперь бесплатно не бывает. А для офицеров тем более.
Отличие шестое: реклама
Думаете, раньше рекламы не было? Конечно, в советское время пятна билбордов не отвлекали глаз,
поскольку рекламировать было нечего. А 100 лет назад на оживленных перекрестках были установлены
вращающиеся тумбы, витрины, афишные доски. Даже на горном перевале писатель Стивен Грэхем, побывавший
в Семиречье, увидел слоган: «Покупайте калоши «Проводник». По тогдашним правилам
почему-то нельзя было давать заведениям российские наименования, а только иностранные. Поэтому
появились гостиница «Европа», магазины «Вена» и «Варшава», а трактир
«Ташкент» превратился в ресторан «Париж».
Для сравнения: правила уже другие, а ресторан «Самал» переименовали в «Белладжио».
Но на самом деле все это мелочи. А по большому счету… Наш любимый город, трижды
переименованный, трижды стертый природными катаклизмами с лица земли и отстроенный вновь, живет
и остается самым крупным и самым ярким городом страны. А в лучшую или худшую сторону он изменился –
у каждого на этот счет свое мнение.
© Ирина БАЖЕНОВА, фото – Михаил КУБЕКОВ
Опубликовано в газете «Время», 7 октября 2004 г.
|
|