|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
НЕ ПРОСПАТЬ БЫ ГОДОВЩИНУ!
До 150-летия Алма-Аты осталось 365 дней
октября в Алма-Ате отметили ежегодный День города. В 2003 году это был 149-й день
рождения единственного в Казахстане мегаполиса, как и прежде являющегося политической, экономической
и финансовой столицей страны. Ровно через год нашему городу предстоит отметить своё 150-летие.
Однако вопрос о предстоящей дате поныне является остро дискуссионным. Дело в том, что
в околовластных квазинаучных кругах действует сильная группировка, оказывающее давление на акима
(мэра) города Виктора Храпунова с целью не допустить празднования 150-летия Алма-Аты в 2004 году.
Деятели этого «антиюбилейного лобби» настаивают на том, что возраст города отнюдь не 150 лет,
а… 1 500, 2 000 или даже 3 000 лет, подобно южноказахстанским городам Туркестан
и Тараз, чьи 1 500-летний и 2 000-летний юбилеи были помпезно отпразднованы в предыдущие годы.
Однако миф о «древнем Алматы» не имеет каких-либо подтверждений в истории и археологии.
Единичные археологические находки на современной городской территории могут свидетельствовать
лишь о спорадическом пребывании здесь кочевников, но никак не о постоянном существовании здесь
сколь-нибудь урбанизированного поселения. Дата же реального основания Заилийского укрепления
хорошо известна и документирована: это произошло 17 февраля 1854 года, а торжественное открытие
17 сентября того же года (по ведённому в ХХ веке григорианскому календарю это стало 29 сентября,
потому и День города отмечается в Алма-Ате в первое октябрьское воскресенье).
В 1855 году Заилийское укрепление получило название Верное, в 1867 году – статус города.
В 1921 году Верный был переименован в Алма-Ату, а в 1993-м – в Алматы (хотя законам русского языка
в его разговорной и неофициальной письменной формах больше соответствует прежняя форма Алма-Ата).
Свой первый столичный статус укрепление Верное получило в 1856 году, став центром Алатавского округа,
а вместе со статусом города в 1867-м Верный стал центром Семиреченской области. В 1929 году Алма-Ата
стала столицей Казахской автономной республики, в 1936-м – союзной Казахской ССР, а в 1991-м –
независимого государства Казахстан. Однако в 1997 году административной столицей страны был назначен
небольшой североказахстанский города Акмола (ныне Астана), а в 2001-м центр Алматинской области
был перенесён в маленький город Талды-Курган в 250 км к северо-востоку от Алма-Аты.
После этого перед 1,5-миллионным мегаполисом, лишённым вообще какого-либо административного
статуса, со всей остротой встала проблема выживания города как социума, являющегося лицом своей
страны. Дело в том, что в отличие от североамериканской системы, где Нью-Йорк или Монреаль могут
прекрасно развиваться, не будучи ни столицами США или Канады, ни даже центрами штата или провинции,
в странах евразийской традиции смысл существования городов всегда заключался исключительно
в исполнении военно-административных функций. Нашему же городу ничего не остаётся кроме как переходить
на североамериканскую систему (что было бы очень даже неплохо!) при сохранении в целом по Казахстану
азиатско-советской (что просто ужасно!) авторитарной системы управления. Но разрешимо ли это
противоречие или же оно антагонистично, что называется, по определению?..
Совсем недавно, в мае 2003 года, в соседней с Казахстаном России было отмечено на самом
высочайшем уровне 300-летие Санкт-Петербурга. В дни юбилея уроженец Ленинграда (ныне вновь Петербург)
российский президент Владимир Путин принимал в северной столице России президентов и премьер-министров
из 45-ти стран мира, в том числе и своего казахстанского коллегу Нурсултана Назарбаева. А вот захочет
ли последний, являющийся уроженцем окрестностей Алма-Аты, приглашать на 150-летие Алматы хотя бы
половину от числа иностранных глав, посетивших Петербург, да и захочет ли столько мировых лидеров
приехать в наш город? Вряд ли, поскольку значение Казахстана во внешнем мире по сравнению с Россией
вполне пропорционально соотношению численности населения РК (15 миллионов) и РФ (150 миллионов) как 1:10.
С этим соотношением можно было бы принять как данность, исходя из него в наших дальнейших
рассуждениях, если бы мы видели, что власти Казахстана всерьёз собираются отмечать через год 150-летие
своей южной столицы в масштабе хотя бы одной десятой доли от масштабов петербургских торжеств.
Например, подготовкой к юбилею Петербурга ведала специально созданная федеральная комиссия
из представителей всех ветвей российской центральной власти. Нам же пока ничего не известно о создании
хотя бы городской комиссии по празднованию 150-летия.
Далее, Алма-Ата является, видимо, единственным городом в Казахстане, не имеющим музея своей истории.
Есть лишь Центральный музей Казахстана, но в его экспозициях история крупнейшего города и многолетней
столицы республики фактически игнорируется. Музей истории и реконструкции Алма-Аты был номинально
создан в 1987 году, но так и не получил постоянного здания, несмотря на постоянные заверения
г-на Храпунова в том, что этот музей вот-вот будет открыт. В то же время идеально подходящее
для его размещения здание бывшего губернаторского дома, официально признанное историческим памятником,
сгорело в 1995 году почти что дотла, и его руины уже седьмой год возвышаются на перекрёстке проспекта
Достык и улицы бия Казыбека в историческом центре города. Бесчисленные обещания восстановить
исторический облик здания и разместить в нём многострадальный Музей города никто как будто
и не собирается выполнять.
Вот он – бывший губернаторский дом…
Также лежит в руинах и старая Верненская крепость, основание которой как раз и означало
рождение современного города. Эта крепость с её богатой по казахстанским меркам историей ни разу
не подвергалась осаде вражескими армиями, будучи всего лишь местом размещения тыловых военных
частей Российской, Красной и Советской армий. По своему историческому значению для города Верненская
крепость вполне сравнима со значением Петропавловской крепости для Петербурга, Тауэра для Лондона
или Красного форта для Нью-Дели. Однако даже и богатейшее возможности для туристического бизнеса
оставляют равнодушными и власть, и бизнес, вопреки даже бурному развитию историко-экологического
туризма в горно-степных окрестностях мегаполиса.
Старинная крепость охраняется сейчас одиноким сторожем, по его словам работником некоего
частного предприятия, будто бы получившего подряд у городского акимата (мэрии) на восстановление
отдельных архитектурных элементов как основы для создания историко-архитектурного заповедника.
Но никаких видимых глазу восстановительных или строительных работ на территории крепости не ведётся.
Развалины бывшей Верненской крепости
Однако сегодняшнее состояние даже и гораздо более молодых объектов, жизненно необходимых
современному 1,5-миллионому городу, вызывает большие сомнения в реальности их завершения
к 150-летию города. Не видно никаких попыток завершить строительство Олимпийского спорткомплекса
в элитном районе Самал, начатое ещё в 80-х годах ради приближения многолетней мечты предгорной
Алма-Аты о проведении Зимних олимпийских игр. Подача заявки в Международный олимпийский комитет
многократно откладывалась и в 90-х годах прошлого столетия, и в первые годы нового века, сейчас
речь может идти лишь уже даже не о 2008-м, а лишь о 2012 годе.
Наконец, главный позор современной Алма-Аты, видимый невооружённым взглядом любому казахстанцу
или иностранцу, въезжающему в город или покидающему его воздушным транспортом. В Алматинском аэропорту
пассажиры как внутриказахстанских, так и международных рейсов вынуждены проходить регистрацию
и таможенный досмотр на въезд и выезд в двух разных зданиях, далеко отстоящих одно от другого
и совершенно не соответствующих элементарным требованиям комфорта. Рядом строится огромный
пассажирский терминал, возводимый на месте прежнего здания постройки 70-х годов ХХ века, согревшего
дотла в одну июльскую ночь 1999 года. Однако хотя строительство было начато уже довольно давно,
и дата торжественной сдачи терминала столько раз оглашалась устами акима г-на Храпунова, а потом
столь же часто переносилась на более поздние сроки, что теперь уже мало кто из алмаатинцев верит
в то, что современный аэропорт будет когда-нибудь достроен.
Кроме того, сам проект нового терминала не раз подвергался критике в оппозиционной прессе
как весьма сомнительный в сейсмическом отношении, что слишком актуально для Алма-Аты как
для города, дважды в ХIХ и ХХ веках перенёсшего разрушительные землетрясения. Такие же проблемы
с сейсмоустойчивостью предполагаются и многочисленных зданий «элитной архитектуры», возводимых
по всему городу в неимоверном количестве, но далеко не всегда соответствующим нашим эстетическим
вкусам. В то же время строительство доступного основной массе населения муниципального жилья
практически не велось все 90-е годы.
Таков общий исторический, политический и экономический фон празднования 149-го дня рождения
южной столицы Казахстана, прошедшего 5 октября.
© Андрей СВИРИДОВ
Специально для сайта «Очерки истории Алматы», октябрь 2003 г.
|
|