|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
ПЕРЕЧЕРКНУТЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ АЛМАТЫ
прошлом году алматинцы пусть не так шумно, но все-таки отметили
«сомнительный» 150-летний юбилей родного города. Накануне события, как
известно, развернулась горячая дискуссия, в которой приняли участие известные ученые –
академики Карл Байпаков, Абдуали Кайдаров, профессора Мамбет Койгелдиев и Уахит Шалекенов:
они на основе археологических и исторических фактов доказывали более древнее происхождение
Алматы. Но, к сожалению, все высказанное ими осталось неуслышанным.
— То есть, как всегда, власть и популизм взяли верх над общественной мыслью
и наукой, – говорит доктор исторических наук Кинаят ЗАРДЫХАН, которого
мы пригласили выступить в качестве эксперта по вопросу, сколько же лет
Алматы на самом деле. – Если смотреть истине в глаза, то в прошлом году
мы отмечали не юбилей города, а дату его сожжения в 1851 году царскими
войсками и построения на месте Алматы в 1854 году русской военной крепости Верный.
Обосновывая свою точку зрения, профессор К. Зардыхан привел ряд примеров.
— Возьмем историю Москвы – одного из древнейших городов северо-восточной
Руси, появившегося здесь в период правления князя Юрия Долгорукого (XI-XII
века). Историков до сих пор мучает вопрос – откуда город взял свое название?
Одна из версий связана с монгольским нашествием. Внук Чингиз-хана Бату-хан
(Батый) перед тем, как сжечь этот древнерусский город осенью 1237 года,
назвал его Mushgiyu Gol hoto – город на берегах Кривой реки.
Известность Москва приобрела лишь в ХIV веке, когда стала центром Великого
Московского княжества, следующий пик популярности пришелся на 1492-й год,
когда Москва стала центром мирового православия и город прославился как
«Москва – Третий Рим».
Когда монгольские войска в 1237 году дошли до города, то на берегах «Mushgiyu
Gol – Кривой реки» стояли укрепления типа обычного европейского замка.
Сами славяне называли их «детинцем» и «градом», а
монголы – «хэрэмлом», то есть защитной стеной. И все же, несмотря
на то, что город был сожжен, россиянам это не помешало в 1997-м году праздновать
850-летие главного города страны.
— И это правильно, – отмечает профессор К. Зардыхан. – Когда и как отмечать
юбилей – дело хозяина.
Следующий пример, приведенный профессором, – столица Китая. Некогда Пекин носил
название Чзун-ду (главная ставка). Чингиз-хан в 1215 году сжег дотла этот
город. Его внук Хубилай-каган в 1260-1264 годах заново возродил столицу
Китая под названием Вэй-жин (северная столица) как столицу империи Юань.
А ныне китайцы спокойно пишут о древней истории Пекина, начиная с тех
времен, когда город назывался Чзун-ду.
Нынешнее название «Улан-батор» столице Монголии в 1924 году
дал казах Турар Рыскулов, но несколько лет назад монголы с полным правом
отмечали 800-летие древнего города Урге. И в этом не было ничего странного.
И только Казахстан, выбившись из общего ряда, отмечал не дату основания
древнего города Алматы, а дату его сожжения.
— Я не могу дать ответа на вопрос, откуда идет столь уничижительное отношение
к собственной истории, зато, опираясь на ряд источников, могу изложить
историю возникновения городища Алматы, которая уходит корнями в глубокую
древность, – говорит Кинаят Зардыхан. – Это доказано археологическими
исследованиями. Памятники древней культуры сохранились на территории города
и его ближайших окрестностях: на берегах рек Большая и Малая Алматинка,
Весновка, Аксай, а также на южной окраине города – на территории совхоза
Горный Гигант и в окрестностях Ботанического сада, Коктюбе и других местах.
Среди них курганы сакских племен, обитавших в Жетысу в VI-III веках до
нашей эры. Археологи определили их возраст – две с половиной тысячи лет.
Инвентарь, обнаруженный на месте захоронения знаменитого Золотого человека
(территория современного Талгара), относится к «звериному стилю»:
седло, крючки для упряжи, рукоятка меча сделаны из бронзы в виде фигурок
различных животных. Этот период историки называют сако-усуньским.
Непосредственно на территории самой Алматы найдены изделия, изготовленные
древними ремесленниками. Это клады бронзовых котлов, предназначенные для
ритуальных праздников. Такой стиль археологи и историки относят к стилю
воюющих государств, который охватывает период от V века до нашей эры до
III века нашей эры. Такими воюющими государственными объединениями на
территории современного Казахстана были племена восточных саков и усуней.
По мнению русского востоковеда ХVIII века Никиты Бичурина (в монашестве
— Иакинф), государство усуней было кочевым. Главной его ставкой был город
Чигу, который был расположен на берегу Тэмирту-нора (нынешний Иссык-Куль)
недалеко от реки Или. Регион Алматы, входивший в окрестности этого города,
находился под властью сако-усуньских владений. Сведений о том, что восточные
саки, усуни и канглы были древнетюркскими народами, на сегодняшний день
имеется предостаточно.
Одно из ранних землевладельческих поселений усуней обнаружено на южной
окраине Алматы, на территории совхоза Горный Гигант. Археологические находки
в этой местности специалисты относят к раннему средневековью. Их возраст
исчисляется двумя тысячами лет.
Следующий период в истории Алматы – это эпоха господства кок-тюрков (сюда
относятся тюркские, западно-тюркские, тюргешские, карлукские и караханидские
каганаты). В составе этих государств наибольшую роль играли племена усуней,
тюргешей, кай-кыпчаков, впоследствии ставшие основным этническим ядром
казахского народа.
Отдельные историки склонны считать, что развитие городов на территории
Казахстана было прервано монгольскими завоеваниями.
— Действительно, монгольское нашествие привело к упадку и разрушению многих
городов Казахстана и Средней Азии, – соглашается с этим К. Зардыхан. –
Но исследованные нами источники свидетельствуют о том, что Алматы продолжал
существовать и после нашествия монголов, поскольку жители города вместе
с жителями всего Восточного Жетысу в 1218 году добровольно подчинились
завоевателям, и здесь не происходило никаких сражений.
Город Алматы и во второй половине XIII века продолжал оставаться крупным
торгово-культурным и ремесленным центром. В это время здесь чеканились
монеты. А этой привилегией, как известно, обладали только крупные города
и ставки, считавшиеся центрами политической жизни.
Знаменитый даоский монах Цю Чу – Чзи (Чан Чунь) в 1219 году был специально
приглашен Чингиз-ханом, и через два года пути он со своими спутниками
подъехал к берегам реки Или. В своей книге «Описание путешествия
на Запад» он писал: «Сразу после переправы через нее мы проехали
ряд городов, прежде чем добраться до Самарканда».
Какой же город мог находиться на его пути сразу после переправы через
Или, если существовавшие тогда города Баласагун, Куз-Орда и Тараз находились
далеко в стороне от этой реки?
По мнению К. Зардыхана, вполне допустимо предположение, что одним из этих
городов мог быть Алматы, так как он в то время был абсолютно нетронутым
после недавнего монгольского нашествия.
Русский историк ХХ века Владимир Бартольд считал, что «постоянные
смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии, привели к полному разорению
населения и оставлению ими городов».
— Он имел в виду период завоевательных, захватнических и разорительных
походов правителя Мавераннахра – эмира Тимура – против средневековых государств
Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория
Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала), – говорит К. Зардыхан. –
В 1370-1390 годах Тимур совершил более десятка жестоких и разрушительных
походов против вышеназванных государств. Многие города на территории Казахстана –
Сыганак, Сауран, а также сотни других населенных пунктов – пришли в
упадок. Разрушение Алматы тоже относится к этому времени. Этот факт зафиксирован
в «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати, где, кстати, кроме всего прочего
дается и точное название города – «Алматы». Автор, в частности, пишет:
«Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли
до рубежей Алмату и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми
караитского племени (кереями). После битвы они заключили мир и вернулись
к эмиру Тимуру; тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края».
Из этого следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников,
отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так
как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических
хрониках. Письменное упоминание о нем, спустя века, появляется на военной
карте джунгарского завоевателя Цевен-Рабдана в 1723-1727 годах. Данная
карта раньше хранилась в Урумчи. Чокан Валиханов использовал ее в своих
«Записках о киргизах». Он сделал перечень географических названий
регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте.
Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал «Алматы».
Название Алматы значится еще и в материалах биографии Зая Бандида – монгольского
историка и религиозного деятеля, автора «Ясной письменности»
(«Тодо бичиг»). В этой книге, наряду с названиями Талгар и Курти,
стоит и Алматы. Запись относится ко второй половине ХVII века.
Кинаят Зардыхан утверждает, что все это свидетельствует о том, что местность
Алматы существовала, возможно, и гораздо ранее ХIII века.
Когда в 1850 году сюда прибыл с войском полковник Гудковский, замок Алматы
уже стоял. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не
решился взять город штурмом и ушел восвояси. В 1851 году сюда привел войска
уже другой полковник – Карбышев. Он разрушил и сжег Алматы. И в 1854 году
на месте города было возведено укрепление Верный.
В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики
Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату. И, лишь обретя свою
независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь обрела свое
настоящее название – Алматы, соответствующее грамматике казахского языка.
© Кинаят ЗАРДЫХАН
Опубликовано в газете «Страна и мир», 7 октября 2005 г.
См. реплику В. Н. Проскурина
«Горит Алматы синим пламенем»
|
|