|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
ОДИН ДЕНЬ И ПОЛТОРА ВЕКА
первое воскресенье октября южная столица Казахстана отметит очередной День города.
В отличие от многих других официальных и полуофициальных праздников, даты проведения которых не поддаются
логическому объяснению, этот имеет очень даже правильное расположение в календаре (хотя его учредители
могли этого и не знать, в нашем городе вообще не очень многие об этом знают).
Дело в том, что город наш со своим трёхчленным именем Верный – Алма-Ата – Алматы имел
своим эмбрионом Заилийского укрепление, основанное по указу императора Николая I от 17 февраля 1854 года
(дата по принятому в то время «старому стилю», в современном исчислении это будет 1 марта).
Приступив к выполнению императорского указа весной того же года, первооснователи укрепления во главе
с майором М. Перемышльским, за полгода вчерне обустроившись на новом месте, провели торжественную
церемонию основания укрепления 17 сентября 1854 года.
В этот день православная церковь отмечает память святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери
их Софии (Мудрости). Согласно действующему в наше время календарю, к любой дате ХIХ века при её пересчёте
на «новый стиль» прибавляется 12 дней (а в ХХ и ХХI веках – 13). Таким образом, день
основания нашего города должен отмечаться 29 сентября, а значит, нам, алмаатинцам, вполне логично
праздновать День города в первое воскресенье после этой даты – в текущем 2003 году это будет 5 октября.
Вера, надежда, любовь… и мудрость
Церковная и народная память о святых великомученицах Вере, Надежде, Любови и Софии, принявших
смерть за новую веру во времена гонений на первых христиан в I веке от Рождества Христова, была
в середине ХIХ столетия замечательным образом увековечена в предгорьях Небесных гор Тянь-Шаня.
Первоначальное «черновое» название Заилийского укрепления как-то сразу не прижилось,
зато естественным образом возникло название Верное: одновременно в память той самой Веры, которую
отмечали в день основания города, но также и от вполне мирского, но не менее святого для людей ХIХ века
понятия Верность. И уже в следующем 1855 году укрепление стало официально именоваться Верным,
а в 1856 году оно получило свой первый столичный статус, став центром Алатавского внешнего округа
Области сибирских киргизов и резиденцией пристава Большой киргизской орды, сиречь казахского Старшего
жуза. В 1867 году этот Алатавский округ был преобразован в Семиреченскую область Туркестанского
генерал-губернаторства, а укрепление Заилийское – в областной город Верный. Есть современная
версия, будто тогда же рассматривался и альтернативный вариант имени города – Алматинск
(по названию речки Малой Алматинки, в те времена настолько полноводней своего нынешнего состояния,
что её могли счесть не речкой, а рекою). Однако предпочтение было всё же отдано отвлечённым материям
веры и верности.
Чуть раньше, на рубеже 50-х и 60-х годов ХIХ века, на восточных и западных подступах к Верному
были основаны казачьи станицы Любовинская (Каскелен), Надеждинская (Иссык) и Софийская (Талгар),
век спустя получившие статус городов-спутников Алма-Аты. Понятно, что все досоветские годы святые
Вера, Надежда, Любовь и София были небесными покровительницами столицы Семиречья и трёх пригородных
станиц (первый верненский собор в Большой Алматинской станице, ещё задолго до постройки Вознесенского
кафедрального, назывался именно Софийским – сейчас его пытаются восстановить). А главный
престольный праздник, отмечаемый в начале многокрасочного семиреченского бабьего лета, был общим
для всех четырёх поселений. И очень хорошо, что в современном Алматы эта традиция, пусть даже
и «с заднего крыльца», возродилась в виде Дня города. Тем более что в 2004 году нашему
городу предстоит достойно отметить своё 150-летие.
Про наши 150 и питерские 300
Что ни говори, но иногда и в откровенной тавтологии бывает заложен большой смысл: всё-таки
150-летие города случается один раз в полтора века. И ещё это число составляет ровно половину
от 300-летия Санкт-Петербурга, каковую дату «чванный Петрополь» (строка петербургского
поэта Н. А. Некрасова) столь торжественно отпраздновал в мае этого года. Северная столица
России, этот «безобразного города чистый двойник», он же «великий город с областной
судьбою» (строки из песен современных питерских бардов) – как много общего в его
исторической судьбе с судьбою нашей южной столицы Казахстана!..
Это и тройная смена имени (Петербург – Петроград – Ленинград и вновь Петербург),
и трагедия брошенной столицы государства, и неустойчивость природного положения города. Вспомним
катастрофические питерские наводнения (см. пушкинский «Медный всадник») и сравним
их с алма-атинскими селями и землетрясениями…
А вот ещё одна красивая параллель: в дореволюционном Верном ежедневно отмечали наступление
полудня выстрелом из пушки с куртины Верненской крепости – по образу и подобию знаменитого
выстрела с кронверка Петропавловки («Пусть на Заячьем острове нам о часах В полдень выстрелом
гулким напомнит орудье, И пусть в небе кораблик на всех парусах Вечно мчится к его ожидающим
людям!» – это строки питерского барда Александра Розенбаума, кстати, уроженца
восточно-казахстанского города Зыряновска).
А ещё имперский Санкт-Петербург поставлял Верному и Семиречью просвещённых губернаторов
и почти не коррумпированных чиновников (в существовании каковых нелегко поверить зрителям сериала
«Бандитский Петербург», но бывали и такие), военных врачей, инженеров и архитекторов.
Не забытый поколениями верненцев и алмаатинцев генерал Герасим Колпаковский похоронен
в Александро-Невской лавре, воротами которой заканчивается Невский проспект. Сын первого верненского
городского головы и строитель наших замечательных соборов и теремов Андрей Зенков был выпускником
Николаевской военной академии.
Могила первого губернатора Семиреченской области
Тотальный сталинский террор, в отдельных своих проявлениях направленный острием специально
против потенциально мятежного Питера, и ленинградская блокада наполнили Алма-Ату ссыльными
и эвакуированными питерцами. С их лёгкой руки и острого, несмотря на всё ими пережитое, языка
известный отрезок алма-атинской улицы Калинина от Оперного театра до ТЮЗа долго ещё называли
«Невским проспектом» (а уже в другую эпоху – «Бродвеем» и «Бродом»).
Ленинградские архитекторы составили для Алма-Аты как новопроизведённой столицы Казахской ССР
генеральный план застройки, распланировав пространство между западным краем города и отдельным
в то время селом Тастак 22-мя линиями по образцу Васильевского острова. К великому стыду алмаатинцев,
почти все наши линии, кроме пяти самых незаметных, переименованы, равно как и улица Ленинградская.
А ведь переулок Джамбула в Адмиралтейской части Питера не только сохранён, но даже и в дни празднования
300-летия Нурсултан Назарбаев торжественно открыл в этом переулке памятник автору строк
«Ленинградцы, дети мои!».
Памятников же основателям нашего города Перемышльскому и Колпаковскому как не было, так и нет,
и даже не слышно, чтобы планировалось их ставить. Да что там памятник, когда в городе нет даже улицы
имени его первооснователя (как, например, в Усть-Каменогорске есть улица майора Лихарева). Улица же,
точнее аллея имени генерала Колпаковского в дореволюционном Верном, была (с 1918 по 1997 год это
был проспект Ленина, ныне Достык). Теперь же, после многих бюрократических проволочек, именем
Колпаковского названа окраинная улочка Новосельская. Но даже и это можно было бы счесть более-менее
приемлемым вариантом, так как она тянется вдоль старой Верненской крепости – исторического ядра
нашего города, и доходит до автовокзала «Саяхат» – его восточных автобусных ворот.
Однако за два года после официального переименования на новоназванной улице Колпаковского
так и не появилось ни одной таблички с новым именем. Видимо, ждём буквального наступления 150-летия,
но вот дождёмся ли?..
Много ли успеем за год, коль ещё и не начинали?
В дни празднования питерского 300-летия и сразу после него мы вдоволь нагляделись, наслушались
и начитались не только парадных репортажей, но и самой суровой критики и язвительного сарказма
в адрес «зоолетия», как злобно острили недовольные питерцы. (И охотно повторяли московские
журналисты, которым любое возвышение северной столицы России – нож острый в солнечное сплетение).
Язвили и критиковали, в общем-то, справедливо – за показуху и вопиющие недоделки в реставрации
и реконструкции зданий, за безвкусный «новодел», наконец, за хамское отношение к простым
петербуржцам, которых вынуждали часами ждать проезда по перекрытым улицам и разведённым мостам
сановных гостей президента Путина из 45-ти стран мира. Понимая и разделяя антиюбилейные чувства
российских критиков и иронистов, я в то же время заметил за себой и совсем другое чувство – зависть.
Причём не чёрную, а белую зависть: им хорошо, они-то празднуют, а мы когда будем?!..
Нет, конечно, нельзя сказать, что факт предстоящего 150-летнего юбилея Верного –
Алма-Аты – Алматы совсем уж игнорируется. Вот уже несколько алма-атинских газет начали печатать
городоведческие статьи под рубриками с цифрой «150». Вот и аким города Виктор Храпунов
в нескольких интервью журналистам самых разных СМИ делился планами акимата относительно
восстановления сгоревшего почти что дотла в 1995 году губернаторского дома и размещении в нём
Музея истории и реконструкции города, созданного аж в 1987-м, но так и не заимевшего собственного
помещения. В одном из интервью аким даже пообещал восстановить в качестве историко-архитектурного
музея-заповедника Верненскую крепость. Точнее было бы сказать – построить заново, так как
от этого фортификационного сооружения остались лишь фрагмент земляного вала да железобетонный забор
середины ХХ века, не имеющей ни малейшего отношения к историческим бастионам и куртинам позапрошлого столетия.
Разумеется, не были забыты в предъюбилейных интервью нашей «городской головы»
также и обещания кровь из носу завершить и торжественно сдать в эксплуатацию гораздо более
молодые объекты. К примеру, пассажирский терминал, возводимый на месте прежнего аэропорта,
сгоревшего от перегревшейся фритюрницы за одну летнюю ночь 1999 года. Но уж этой-то
«горячей точке», завершающей перечислением Большую Тройку главных больных мест нашего
города, а именно «апорт, метро, аэропорт» – мы помним, сколько раз ей назначали
«Час Икс»!.. Например, к 10-летию независимости Казахстана, то есть к 16 декабря 2001 года.
Ну так ведь и на строительстве трёхуровневой транспортной развязки на пересечении проспектов
Раимбека и Рыскулова с краснофонарной улицей Саина ещё и нулевого цикла не возвышается, а ведь
тоже объект был бы из разряда юбилейных.
Конечно, я прекрасно понимаю, сколь некорректно сравнивать Санкт-Петербург с его мировым статусом,
почти равным статусу «вечных городов» Рима, Афин или Иерусалима, с нашим городом,
чьё значение, скажем честно, ограничивается пределами Казахстана, Центрально-Азиатского региона
плюс бывшего СССР, ныне СНГ. И потом, ведь питерское 300-летие готовилось не менее трёх лет
и завершало собою специальную федеральную программу с миллиардным финансированием. Сколько бы там
бюджетных долларов не раскрали там прототипы героев «Бандитского Петербурга», но даже и то,
что после них осталось, наверняка перекрывает весь городской бюджет нашего Алматы. Да и, в конце концов,
попросту говоря, всё-таки 300 лет ровно вдвое больше и круглее, чем 150.
Однако даже и в пределах тех возможностей, которые у нас всё же имеются, ещё далеко не поздно,
а напротив, можно и нужно начинать делать что-то реальное. Да начать хотя бы с составления разумной
концепции и более-менее реалистической программы, рассчитанной пусть не на три года, но хотя бы
на оставшиеся 365 дней.
© Андрей СВИРИДОВ
Опубликовано в газете «Без опасности», 30 сентября 2003 г.
|
|