|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
НА 150-ЛЕТИЕ АЛМА-АТЫ ИСТОРИЮ НЕ ПОЗВАЛИ
ткрывая юбилейные празднества, аким Храпунов долго вызывал дух президента Назарбаева,
но так его и не дозвался…
3 октября 2004 года в Алма-Ате праздновали юбилейный День города, долженствовавший ознаменовать
собою славную дату «150-летие современного Алматы». Воспроизводим здесь эту официальную
формулировку, хотя если говорить неофициально и прямо, то никакой другой истории любимой нашей Алма-Аты,
помимо той, что началась в 1854 году, на историческом горизонте достоверно не наблюдается. Однако здесь
и сейчас взяло верх одно весьма странное и чрезвычайно стойкое нежелание определённых (и весьма
влиятельных) кругов позволить единственному в Казахстане мегаполису отмечать его родные 150. Видимо,
это может помешать внедрению в беззащитную историографию официальных мифов и легенд о гипотетических
1000, 1500, 2000 или даже 2500-летиях «вечного Алматы».
Среди учёных фантазёров всех превзошёл главный начальник над казахстанскими археологами академик
Карл Байпаков, работающий сразу в двух «удревнительских» направлениях археологии
по-назарбаевски. Так, в виртуальных «подземельях ведьм» президентской столицы Астаны-Сатаны
(это не инсинуации автора-злопыхателя, это компьютерная программа Word так интерпретирует отсутствующее
в словаре название!) археолог-мифотворец откопал столицу казахских белых гуннов, великий город Бузук
(правда, откопал пока только на кончике пера, подобно своему немецкому тёзке Карлу с его
«непобедимым, потому что верным» учением). Вы спросите, кому и для каких
конъюнктурно-политических нужд понадобился древний город башибузуков (судя по его якобы названию)?
Всё очень просто – для подводки исторической базы под правильность столь же исторических решений
Нурсултана Назарбаева о перекочёвке столицы республики.
Что же касается насильственного удревнения возраста Алма-Аты, в 1997 году брошенной вскормленным
ею президентом-кочевником на поток и разграбление (за неполные семь лет у города отобран статус не только
столицы, но даже и областного центра), то здесь не сразу и поймёшь: ей-то за что такое наказание в виде
опрокинутого в прошлое «1000-летнего рейха» по-казахски? Многочисленные выступления
археологического бастыка в основном базировались на будто бы выкопанной его подчинёнными (сидя на скудном
госбюджете, какой псевдонаучный бред не подпишут?) монете, отчеканенной в каком-то тысячи двести лохматом
году на монетным дворе правителя города Алматы. При этом г-н Байпаков драгоценную монету не показал
телезрителям даже издали, равно как и не стал объяснять, отчего бы это монетный двор, просуществовавший
несколько веков, за все свои века оттиснул один-единственный медный грошик, где же его остальная продукция,
почему её образцы ни разу не всплывали в музеях и коллекциях etc. etc.?
Юбилеи брошенных столиц и действующие президенты
Всё это было бы смешно – в конце концов, мало ли «нагнали пурги» за постсоветские
годы в других уголках СНГ? Вон современный половец Мурат Аджи объявил немцев, французов и итальянцев
потомками тюрок, научно-патриотические же фантасты Бушков и Петухов расписали историю Руси изначальной
аж до ледникового периода, президент-физик Аскар Акаев с размахом отпраздновал 3000-летие кыргызской
государственности, в то время как математик Фоменко, напротив, упразднил всю мировую историю как никогда
не бывшую. Однако отнюдь не до смеха нам, исторически вменяемым алмаатинцам, любящим и почитающим
священные камни нашей родной Алма-Аты – «города, не похожего ни на одни город на свете».
(Это первые строки «Хранителя древностей» Юрия Домбровского, в каковом романе, кроме прочего,
описана газетная авантюра 1936 года с публикациями в «Казахстанской правде» совершенно
безумной статьи «Казахстан был римской колонией, а Алма-Ата – её столицей»).
Ибо под разговоры о величии «древнего Алматы» у нас фактически УКРАЛИ праздник, отказав
нашему любимому городу в проведении достойного его юбилея, каковой бывает раз в полтораста лет. Всё равно
как если бы в соседней России в 2003 году питерский завоеватель Москвы В. В. Путин (вспомним
восхитительный лозунг молодых питерских флэшмоберов: «Вова, домой!») своею никем не ограниченной
властью похерил бы празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Допустим, основываясь при этом на показаниях
неких российских удревнителей о существовании на месте Невского и Литейного тысячелетнего поселения
древних кривичей или радимичей.
Однако Владимир IV, несмотря на всю свою православно-самодержавную народность, такой глупости не
сотворил, а наоборот, обеспечил проведение питерского «зоолетия» на таком уровне, чтобы память
осталась на века. А заодно и поправив свой международный имидж (в данном случае это и имидж России тоже),
зазвав в Северную Пальмиру и по-царски приняв в ней первых лиц 45-ти развитых стран мира. Нурсултану I
этого почему-то не захотелось или не понадобилось: может, перестраховался, опасаясь, что может не собрать
кворума, ибо Буши да Блэры могут и не поехать на малую родину «Казахгейта»? Впрочем, думается,
тут во главе угла стояло не это, а просто общее ноговытирательское отношение к Алма-Ате одного бывшего
алмаатинца чемолганского происхождения, столь хорошо заметное по всей его политике последнего десятилетия.
Так или иначе, по той ли, этой ли причине, а вернее по совокупности причин, долгожданное
полуторастолетие Алма-Ата было вмято в прокрустово ложе рядового Дня города, каковой муниципальный
праздник действующий глава государства вообще не почтил своим присутствием – не по чину.
Ни на алма-атинском Арбате с пусть хотя бы даже и отфильтрованным каэнбэшниками народом не пообщался,
ни главный праздничный парад на площади Республики не открыл со сцены и не принимал с трибуны.
Зато командовавший парадом бессменный южностоличный аким Виктор Храпунов (бессменный как раз
с того 1997 года, когда столица стала южной) свою вступительную речь начал и кончил славословиями
«лично дорогому» Нурсултану Абишевичу и его мудрой евразийской политике. Зато о главном
предмете юбилейных торжеств – об истории города президентский назначенец в образе мэра не вымолвил
ни единого словечка. В своей речи он не назвал НИ ОДНОГО имени собственного, если только не считать
как минимум трижды в короткой речи упомянутого Нурсултана – никого из великих верненцев
и алмаатинцев прошедших полутора столетий. Не назвал, хотя бы даже и в самом беглом перечислении,
ни первооснователя Заилийского укрепления майора Перемышльского, ни великого первоустроителя города
Верного и Семиреченского края генерала Колпаковского, ни первого верненского городского головы (ну хоть
бы в свои предшественники по должности его записал наш мэр – ага, щас!..) Павла Матвеевича Зенкова
и его сына Андрея Павловича, ни даже имени общепризнанного строителя Алма-Аты Динмухамеда Кунаева.
Его-то, впрочем, мэр-аким обмолчал старательнее всех прочих – и правильно, солнце на небе должно
быть только одно…
Таким образом, нелюбимая падчерица наших «неизвестных отцов» города и государства,
алма-атинская Клио с патронируемой ею историей выпала как из площадных торжеств, так и в целом
из программы. Точнее, даже и не попала туда вовсе.
Год назад и теперь: повторение непройденного
Ровно год назад, открывая на страницах специализированной газеты «Без опасности» свою
научно-познавательную и историко-публицистическую рубрику «Верный – Алма-Ата –
Алматы – 150 лет», мы по горячим следам прошлогоднего Дня города (случилась такая наивность,
что хоть и не вспоминай) восприняли и описали его 149-й день рождения именно как предъюбилейный.
Да простится нам не слишком короткая цитата из собственной нашей статьи о прошлогоднем событии:
«Прошедший День города приятно удивил: как будто что-то сдвинулось в этой сфере. Вот даже
и о Верненской крепости, и о Губернаторском доме, оказывается, думаем не мы одни (донеслись вдруг
сведения), но отчасти и городские власти задумались тоже. И хотя пока что ничего не делается на
практике, но хотя бы в теории эти вопросы кем-то рассматривались и продолжают рассматриваться.
Обнаружились подвижки и в концептуальном плане: в ходе нынешнего празднования было официально признано,
что через год предстоит отметить именно 150-летие современного города. И столь же официально
подтверждено намерение отпраздновать юбилей на широкую ногу, как подобает полуторамиллионному мегаполису.
Наконец-то мы услышали из уст градоначальника–акима, что разработана концепция предстоящего юбилея
и создана государственная комиссия по подготовке к празднованию. То есть теперь можно сказать, что
рассчитанной на год вперёд кампании был дан старт прямо с нынешнего дня» (газета
«Без опасности» за 10.Х.2003).
Ровно год спустя нам приходится констатировать: ничего из услышанного, прочитанного и повторенного
нами год назад за прошедший год с мёртвой точки не сдвинулось, а кое-где эта самая «точка»
стала ещё более мёртвой, то бишь померла окончательно. Пресловутую «Концепцию» мы так
и не прочитали, юбилейную комиссию так ни разу и не увидели ни очно, ни по ТВ, да и вообще очень похоже
на то, что её даже и не создавали. В стенах бывшей Верненской крепости (выражение «в стенах»
не следует понимать буквально – нет там никаких стен кроме неисторического бетонного забора)
за год не вбито ни единого колышка под давно разработанный проект создания архитектурного
музея-заповедника. Ну, а губернаторский дом на перекрёстке улицы Губернаторской (Советской/Казыбек би)
с проспектом генерала Колпаковского (Ленина/Достык), восемь лет после пожара 1996 года простоявший
в виде руин (памятник истории и архитектуры, разорённый дотла, но всё ещё сохранявший свои архитектурные
контуры и тем самым внушавший надежды на восстановление здания и размещение в нём бездомного Музея
истории города) – этот объект и вовсе перестал существовать.
Последний сохранявшийся до нашего времени памятник самого старого в истории Верного и Семиречья
местожительства высшей государственной власти над городом и краем нынешние власти стёрли с лика Геи
в буквальном смысле «без шуму и пыли». Пятничным вечером 24 сентября автор этих строк,
проезжая мимо на «маршрутке», бросил взгляд за забор – там возвышались те же руины,
что и год, и восемь лет назад. А уже вторничным утром 28 сентября, пробегая мимо аллеей Парка
панфиловцев, споткнулся и чуть не упал на месте – дома-то ан нету!..
Этот факт чудовищен и сам по себе, и по одному из составляющих его факторов – пусть
и не главному (не всё ли равно, когда именно снесли?), но потрясающего своим цинизмом: памятник
150-летней истории города уничтожили ровно за неделю до празднования этого самого 150-летия…
Допустим, чисто теоретически сей административный вандализм можно было бы… нет, ни в коем
случае не оправдать, но хотя бы скрепя сердце примириться с ним. Допустим, мы поверили объяснениям,
что каркас сгоревшего здания и впрямь не подлежит использованию по сейсмическим показаниям. Но это
только в том случае, если бы 3 октября на Дне города здесь же, на дне идеально разровненного
и на совесть (насколько здесь применимо это слово) зачищенного от мельчайших остатков здания
неглубокого котлована прошла бы церемония закладки первого камня под строительства «новодела»
для Музея города. Год назад нам обещали, что год спустя музей в восстановленном или вновь построенном
на этом месте здании уже откроется.
Однако ничего подобного не произошло и вряд ли когда произойдёт – так что, уважаемые алмаатинцы,
будем ждать появления на проспекте Достык очередного бизнес-центра или элитного жилого комплекса…
какого по счёту – посчитайте сами, проехавшись по проспекту отсюда и до начала дороги на Медео,
а насчёт кому что принадлежит – почитайте широко известное открытое письмо ба-альшого знатока
всех этих дел и делишек Заманбека Нуркадилова, опубликованное в марте сего года.
Ничего для истории, но хоть что-то для культуры
Культурная программа Дня города-2004 в целом была весьма обширна на почти любой вкус, и что очень
отрадно, в рамках Года России в Казахстане.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. В Центральном музее искусств имени Кастеева 3 октября открылась
уникальная для всех послесоветских лет выставка русской живописи XVIII–XX веков. Среди представленных
имён – Аргунов, Боровиковский, Левицкий, Рокотов (век осьмнадцатый), Венецианов, Тропинин,
Айвазовский, Поленов, Маковский, Суриков, Репин… Картины этих титанов кисти, чьи имена входят
в «обязательный набор» и код великой русской культуры, мы успели осмотреть сразу же
после церемонии открытия утром 3 октября. Осмотр второго выставочного зала, отведённого для экспозиции
русского авангарда первой трети ХХ века, мы оставили на послепраздничные дни. Нашему читателю, который
пожелает приобщиться к буйству русских красок, советуем поспешить – выставка продлится только
до 11 октября.
Выставку русской живописи открыл аким города В. В. Храпунов. Начав свою вступительную
речь со здравицы в честь «150-летия истории современного Алматы», г-н мэр дважды помянул
казахстанского президента и однажды – российского, после чего перешёл ближе к делу, упомянув
первого верненского профессионального художника Николая Хлудова и великую собирательницу живописи,
основательницу Музея искусств Любовь Плахотную. Если бы церемония открытия выставки проходила в формате
пресс-конференции, мы бы обязательно попытались задать городскому голове вопрос: а как там дела
с опубликованным лет 10-12 назад решением кого-то из ваших предшественников в этой должности
о переименовании одной из улиц Большой станицы в улицу Хлудова? То решение так и осталось лишь на газетной
бумаге, а улица получила имя совсем другого человека. А о том, чтобы в городе появилась улица Плахотной,
даже и решений не принималось. Хотя за чем же дело стало, равно как и за увековечением памяти
основателей города М. Перемышльского и Г. Колпаковского?..
ТЕПЕРЬ НЕМНОГО О МУЗЫКЕ. По линии всё того же Года России проводился в Казахской государственной
филармонии имени Джамбула II международный конкурс юных пианистов имени Сергея Прокофьева. Автор этих
строк, не обладая вообще никаким музыкальным слухом и плохо воспринимая музыку «без слов»,
счёл за лучшее предоставить поход в филармонию и художественную оценку мероприятия истинным знатокам
и любителям музыки. Зато наше алма-атинское историческое сознание очень греет тот факт из Большого
энциклопедического словаря, что автор балета «Ромео и Джульетта» и симфонической сказки
«Петя и волк» (оба произведения 1936 года) написал свою оперу «Война и мир» (1943),
будучи в эвакуации в Алма-Ате. И – редчайший случай в ономастике нашего города, не слишком
благодарной к «чужим» гениям! – имя великого композитора ХХ столетия было в 1992 году
нанесено на карту Алма-Аты. Причём нанесено по соседству с названной тогда же улицей Брусиловского
(ученика) и через пару кварталов от именуемой так с середины 50-х улицы Рахманинова (учителя).
Ещё одним музыкальным форумом у нас был II международный фестиваль духовых оркестров с участием
коллективов из Казахстана, России, Греции, Турции и Южной Кореи. Два предпраздничных дня во время
их репетиций в разных уголках старого центра города на радость горожанам «…сверкала
под солнцем оркестров начищенных медь» и гремела «…орудийная медь», извлекаемая
военными музыкантами из жерл своих геликонов и валторн. И уже в ходе главного представления на площади
Республики 10 оркестров из 5-ти стран заполнили собою половину дневной концертной программы, плюс
основную часть вечернего концерта. В его завершение все десять оркестров вместе сыграли «Музыку
королевских фейерверков» Генделя, предварившую грандиозный фейерверк в реале.
Ну, а для алма-атинских любителей современной эстрады (мы бы употребили и более современное
слово – попсы, но не хотим никого обижать) вечером 2 октября на реконструируемом по требованию УЕФА
Центральном стадионе состоялся концерт российских звёзд Витаса, Жасмин и Авраама Руссо.
И НАКОНЕЦ, ПАРУ СЛОВ О КИНО. Накануне и во время Дня города на площади Абая перед Дворцом
Республики, в нём самом и в Доме кино проходил II казахстанский кинофестиваль «Звёзды Шакена»,
посвящённый памяти Ш. Айманова. Дело хорошее, но вот нашлось ли у его устроителей время и место
для отдачи должных почестей не только титульному во всех смыслах этого слова Шакену, но
и его многолетним друзьям и соратникам – оператору Марку Берковичу и сценаристу Льву Варшавскому?
Не говоря уже об эвакуированных в Алма-Ату московских и питерских корифеях «советского
Голливуда», учителях молодого Шакена? Для справки: в Алма-Ате есть улица Айманова (бывшая
11-я линия), но нет улиц ни Эйзенштейна, ни Пудовкина, ни Шкловского, ни Галины Улановой, ни Натальи Сац,
ни даже Юрия Домбровского.
И, насколько нам известно, на «Звёздах Шакена» не проводилось такой обычной на любом
уважающем себя кинофестивале вещи, как ретроспективы фильмов на определённую тему – в нашем
случае фильмов об Алма-Ате или снятых в Алма-Ате. Хотя вот уж что очень бы не помешало, и здесь дело
явно не ограничилось бы одними лишь картинами (или фрагментами из оных) времён Отечественной войны,
но неминуемо дошло бы и до «Чужой белой и рябого» Сергея Соловьёва или «Иглы»
Рашида Нугманова, не говоря уже о фильмах «казахской новой волны» конца 80-х и 90-х годов.
И последнее о кино – на стыке с телевидением: накануне 150-летнего Дня города признанный
алма-атинский режиссёр-документалист Александр Головинский презентовал «городу и миру»
первый из намеченных им к съёмке 24-х телефильмов об Алма-Ате. Не знаем, польстит ли их автору это
сравнение или, наоборот, вызовет у него кривую усмешку, тем не менее хотим пожелать режиссёру
создать на алма-атинском материале нечто сравнимое с 20-серийным проектом Леонида Парфёнова
«Российская империя», который был посвящён 300-летию Санкт-Петербурга.
* * *
Итак, резюмируем: 150-летие «лучшего в мире города» любимого города прошло совершенно
безобразно в отношении сохранения, реставрации и популяризации истории «современного Алматы».
С другой стороны, празднование юбилейного Дня города прошло достаточно ярко в культурном отношении
(живопись, музыка, кинематограф), хотя и практически без какой-либо привязки к собственно Алма-Ате
и её 150-летию (за исключением презентации телевизионной эпопеи А. Головинского).
Так бы юбилей и остался с выведенной далеко за скобки алма-атинской Клио, не будь в нашем городе
такого явления, как частные фото- и художественные галереи и их владельцы. Только благодаря совместным
усилиям галерей «АРК», «Тенгри-Умай» и «Улар», арт-центра
«Алма-Ата» и фотоклуба «Медео» городская история с географией получили хоть
какие-то права гражданства на 150-летии города. Но подчеркнём особо: всё это были частные галереи
с весьма ограниченными материальными и финансовыми возможностями. Именно они представляли в данной сфере
гражданское общество, и будь оно посильнее, мы бы прекрасно отметили 150-летие своего города даже
и без Храпунова с Назарбаевым.
© Андрей СВИРИДОВ (фото – его же)
Опубликовано на сайте «Куб.кз», 9 октября 2004 г.
|
|