|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
АЛМА-АТИНСКИЕ МОТИВЫ
ак называется фотовыставка, открывшаяся в алма-атинской галерее современного искусства
«Улар». В двух залах ее размещены работы известных фотомастеров, лауреатов множества
международных выставок Валерия и Ольги КОРЕНЧУК. Это своеобразная визуальная фотопоэма из 150
снимков посвящена 150-летию южной столицы Казахстана.
Здесь нет «проходных» фотографий. И, понимая это, вы вовлекаетесь в бесконечно
пульсирующий ритм Алма-Аты. Зима, лето – все времена года. Солнце, дожди и туманы, укутывающие
городские скверы и улицы. Утренние лучи, пробивающиеся сквозь листву, и – таинство южных ночей
с причудливой игрой неоновых огней. Уловленные каким-то необыкновенным везением мгновения городской
жизни, вызывающие неподдельный интерес, а порой и улыбку. Покоряющие добротой, нежностью, трепетной
сиюминутностью.
Город. Он такой разный, трогательный и живой! Вот целующаяся парочка среди толпы. Продавщица,
одевающая в витрине мужской манекен. Девушка с зонтиком, ожидающая кого-то под знаком «Стоянка
только служебных машин».
Бедолага-автолюбитель, с головой под крылом своей колымаги – то ли Тянитолкай, то ли
автокентавр. Прикованная цепью уличная урна. Трогательная надпись «Я люблю тебя, Люда!»
на мокрой от дождя или слез бетонной стене. Ветеран в танкистском шлеме, торгующий нехитрым скарбом.
Полиция, разгоняющая пикетчиков. Заседание Кабинета министров в президентской резиденции…
Всеобъемлющая, многогранная фотолетопись города, созданная средствами фотоискусства. Тут неординарные
ракурсы, использование специальных насадок, фильтров, длительных и многократных экспозиций, зуммирования
и прочих профессиональных хитростей, позволяющих авторам самый обычный вид превратить в фантастически
феерическую картину и передать зрителям любовь к родному городу.
Валерий Дмитриевич и его дочь Ольга – коренные алмаатинцы. Валерий родился в последний
предвоенный год. В школьные годы увлекался судомоделизмом, пропадал в Доме пионеров, хотя и не чурался
искусства. Участвовал в спектаклях школьного драмкружка, которые ставились даже на сцене ТЮЗа. Газета
«Ленинская смена» в те годы то писала о нем, как о будущей звезде сцены, а он поступил
в Ленинградский кораблестроительный институт. Впрочем, и там его ждала очередная встреча с Музой.
— В первый же месяц студенческой жизни у своего земляка Левы Буданцева, тогдашнего аспиранта
ЛГУ, – вспоминает Валерий Дмитриевич, – я увидел журналы «Ческословенска фотография».
Сразу пришла мысль с первой же стипендии купить фотоаппарат и заняться всерьез фотографией. Но стипендии
были маленькие, а цены большие, так что я приобрел «Зоркий-2С» только в 1959 году. Но за это
время проштудировал всю фотографическую литературу, что была в институтской библиотеке
и «Салтыковке». В то же лето, будучи на каникулах, начал снимать Алма-Ату. У нас на курсе
алмаатинцев было трое, и ребята подшучивали: «У вас там верблюды по улицам ходят!». Осенью
на факультете сделал первую выставку, показал, как выглядит наш город. И так – каждую осень, пока
учился. Естественно, поначалу снимал все самое новенькое и эффектное. Потом почувствовал обаяние
старины – красоту непритязательных двориков, покосившихся заборов, фактуру изъеденных солнцем
и дождем досок, журчание арыков, прелесть нерукотворных натюрмортов, что встречались тогда на каждом
шагу. Слава богу, зарубежные фотожурналы научили все это видеть. Оставалось лишь скомпоновать кадр
и поколдовать в фотолаборатории.
Как Валерий, уже будучи инженером Алма-Атинского завода имени Кирова, колдовал в тесной ванной
своей квартиры, знают жена, дети да коллеги по фотоклубу «Медео». Публика видит только
результаты. И они впечатляют. На 610 международных выставках демонстрировались его работы. Удостоены
сотни наград, включая Гран-при «Золотой глаз-77», 8 международных премий
«За социалистическое фотоискусство» и 7 золотых медалей.
Работы Ольги, видеоинженера телеканала «Южная столица – Алматы», экспонировались
на 71 международной выставке, награждены дипломами в Аргентине, Пакистане, США.
В последние годы фотодинастия создает совместные проекты: «Таллин. Четвертое измерение»,
«Народ отстаивает свои права», «Санкт-Петербург глазами алмаатинцев»,
«Укрощенный Давид, или Вещей загадочная жизнь».
— Среди отзывов Петербургской выставки, проходившей в Музее имени Кастеева, – говорит
Валерий Дмитриевич, – мне больше всего понравился этот лаконичный: «Очень хорошо. Без сюсюканья
и злобствования. Вот так бы снять Алма-Ату!». Для нас это было весьма приятной оценкой и напутствием,
наказом. У себя в фотоклубе мы решили весь нынешний год посвятить юбилею города и провести серию выставок.
Например, «Алма-Ата глазами Виталия Федоровича Билькова» – он патриарх художественной
фотографии Казахстана и снимает наш город с начала пятидесятых. В клубной коллекции хранится его снимок
«8 марта 1953 года» – день похорон Сталина у Оперного театра. Потом надо бы сделать
выставку династии Ионовых. Это целых четыре колена фотографов, начиная с Нестора Ионова, что в 1901 году
снял караван верблюдов, на котором в Илийск доставили части первого парохода. Очень много негативов
по Алма-Ате у Владимира Михайловича Шургаева. Да еще два поколения Елагиных охватывают почти 80 лет жизни
третьей столицы Казахстана. Но все тормозится отсутствием средств. Упомянутые товарищи – пенсионеры,
а чтобы только отпечатать фотографии, нужно долларов двести-триста. И не можем найти спонсоров даже
в нашей мэрии.
Уже с февраля известный алма-атинский краевед Владимир Проскурин, живущий теперь в Берлине, стал
бомбардировать Валерия Коренчука письмами, поздравляя его с юбилеем города и сообщая исторические
подробности становления Верного. К сожалению, история сохранила не так уж много фотографий вековой
давности. Но кое-что осталось. Сейчас фотомастера по старым снимкам разыскивают эти места, чтобы
в том же ракурсе запечатлеть запечатленные тогда объекты. Заключительная выставка юбилейной серии будет
называться «Алма-Ата вчера, сегодня и позавчера».
© Людмила ЕНИСЕЕВА
Опубликовано в газете «Известия-Казахстан», 21 августа 2004 г.
|
|