|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ МОЛОДОСТЬ
Сколько лет существует южная столица Казахстана?
се чаще в прессе мелькают сообщения о том, что Алматы через два года будет отмечать
150-летие. Однако ученые-археологи утверждают, что город имеет более древний возраст.
В сочинении государственного деятеля первой половины ХVI века, писателя и поэта Захиреддина
Мухаммеда Бабура есть такие сведения: «Фергана – область в пятом климате, находится
на границе возделанных земель. На востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд,
на юге – горы Бадахшанской границы, а на севере раньше были города, подобные Алмалыку,
Алмату и Янги (Таразкент), но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест».
О селении Алмату и произошедшей близ него битве с монголами сообщает и современник Бабура
автор сочинения «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати. Еще боле раннее упоминание
об области Алмалык делается средневековым историком Рашидаддином (1274-1318), который в труде
«Джами-ат-таварих» описывает события, произошедшие в Х-ХII вв. В частности,
он рассказывает о том, что Огуз-хан в одном из своих походов достиг Алатага и области Алмалык.
Видимо, название Алмалык можно географически привязать к предгорьям Заилийского Алатау и району Алматы.
И наконец, неоспоримые данные получены из нумизматических источников. В 1979 году
на территории бывшего пограничного училища и нынешнего Военного института КНБ РК было найдено
два сребреника. По внешнему виду, метрологии и технике чеканки монеты напоминали продукцию
среднеазиатских и восточно-туркестанских городов последней трети ХIII – начала XIV в.,
выпускавшуюся после известной денежной реформы Масуд-бека. К сожалению, надписи на обеих
монетах оказались неразборчивыми. Зато внимание ученых привлекло изображение никогда ранее
не встречавшейся тамги, помещенной рядом с хорошо известной по монетам тамгой Чагатаидов.
На основании этой находки востоковед и нумизмат В. Настич высказал предположение
о местном, семиреченском, происхождении этих монет и о возможном существовании в ХIII веке
монетного двора на территории современного Алматы. В 1990 году еще две монеты с теми же
тамгами, но отличающиеся от вышеописанных по оформлению (тамги на них размещены на разных
сторонах монеты) были показаны В. Настичу московским коллекционером, который приобрел
их у приезжего из Узбекистана. Одна из монет была сильно повреждена, зато в круговой легенде
второго экземпляра ясно различалось название монетного двора: «Чеканен этот дирхем
в области Алмату». Даты чеканки всех рассмотренных монет, к сожалению, невозможно
восстановить, но общая типология и остатки надписей убеждают в том, что все они, бесспорно,
относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода реформы Масуд-бека,
начатой в 1271—1272 гг.
Поставить окончательную точку в тождестве города Алмату смогли археологи, выяснившие,
что район «большого Алматы» осваивался человеком с далеких времен. Уже в эпоху
поздней бронзы (в Х—IХ вв. до н. э.) здесь находились оседлые племена, жители которых
занимались земледелием и скотоводством. В эпоху саков район Алматы стал местом обитания
сакских, а позднее – усуньских племен. От этого времени остались многочисленные
курганные могильники. Среди них выделялись огромные курганы знати – сакских царей.
Еще недавно такие курганы высились среди одноэтажных домиков старой Алма-Аты, на месте
которых сейчас стоят многоэтажки.
Следующий этап жизни на территории Алматы связан с эпохой феодализма, когда здесь
возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII—X вв. – время развития
городской культуры, оседлости этого района, расцвета торговых связей и формирования
Шелкового пути. Последний, вернее, его ответвление, проходившее через Илийскую долину,
стало наиболее интенсивно функционировать в Х—ХIII вв. К этому времени на территории
«большого Алматы» находилось несколько поселений и городов. Все они уничтожены
современными застройками, но сведения о них сохранились в научных отчетах и публикациях.
На Весновском городище, которое располагалось на территории Ботанического сада НАН РК,
в 1969 году при строительных работах найден склад керамики. При обследовании места удалось
установить, что глиняные сосуды стояли в специально выкопанной яме. Наибольший интерес
представляли два цилиндрических сосуда, один из которых был выполнен в виде крынки,
а другой похож на кувшин с двумя лепными петлевидными ручками, расписанный стилизованными
арабскими буквами. Такие сосуды были широко известны в городах Семиречья в Х—XII вв.
Самый большой интерес представляло огромное городище, расположенное на месте Военного
института КНБ РК. О нем как об остатках большого города писал В. Бартольд еще в 1894 году.
Он обследовал его вместе с городским архитектором В. Гурдэ. На поверхности городища
тогда еще сохранялись остатки построек из жженого кирпича, который жители Верного разбирали
для своих построек.
На этом месте при строительных работах и сейчас находят глиняную посуду, изделия
из бронзы и железа, а в 1980 году были обнаружены остатки средневековой кузнечной
мастерской. В ней – заготовки железа, набор топоров, а также остатки кузнечного горна.
Мастерская датируется Х-ХI вв.
Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики,
остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора – все это безусловное
свидетельство того, что здесь в Х-XIII вв. находился центр экономической и политической жизни.
Таким образом, есть все основания говорить о том, что населенный пункт, располагавшийся
на месте нынешней южной столицы, уже тогда носивший имя, созвучное сегодняшнему названию
Алмату-Алматы, существовал начиная с X века. Кстати говоря, можно предположить, что
средневековое название, также как и современное, произошло от особенностей местности:
предгорья Заилийского Алатау в те далекие времена были сплошь покрыты дикими яблоневыми садами.
— 1854 год – официальная дата основания крепости Верный, которая через 13 лет
получила статус города, – рассказывает доктор исторических наук, директор Института
археологии им. Маргулана Карл Байпаков. – Но это всего лишь эпизод в жизни города,
который существовал и развивался, по крайней мере, тысячу лет.
Да, в истории Семиречья был период, когда здесь было множество городов. Таких, например,
как Алматы, Талгар и Каялык. Потом наступило время, когда городская жизнь, я бы сказал,
здесь захлебнулась. Но точка зрения о том, что это произошло потому, что Чингисхан разрушил
все на своем пути, является не совсем верной. Семиречье, в частности, было захвачено
и подчинено монголами без каких-либо кровопролитных сражений и разрушений: владетели края
сдались Чингисхану без боя и приняли монгольское подданство без какого-либо сопротивления.
Свидетельство этому то, что при раскопках средневековых городов археологи не нашли следов
разрушения и погромов.
— Тогда почему же в Семиречье пришла в упадок городская культура?
— Вследствие политики монголов. Они все-таки принесли в Семиречье свой образ жизни
и стиль ведения хозяйства. Кочевые племена буквально затопили Семиречье. Они вытаптывали
возделанные поля, разрушали ирригационные системы… Позже начались междоусобицы
в борьбе за верховный монгольский престол. Отдельные монгольские кланы во главе с царевичами
стали воевать между собой. Словом, вторая половина XIV века – это время смут,
междоусобиц и сражений. От этих бесконечных войн страдали прежде всего горожане.
Нам известны факты, когда жители Семиречья в поисках спокойной жизни переселялись
в Фергану и на юг Казахстана. Так постепенно этот край превратился в район с доминирующим
кочевым образом жизни, но оседлая жизнь здесь не затихла. Она продолжалась, свидетельство
тому мы находим в записках путешественников. Чокан Валиханов, например, проезжая здесь
в середине XIX века, писал, что вся предгорная полоса Семиречья занята поселками оседлых казахов.
Это еще один феномен отечественной истории, который нам надо знать и помнить: казахи –
это не только номады, которые всю жизнь кочевали по бескрайним степям и предгорьям.
В Казахстане было сочетание двух видов хозяйства. С одной стороны – кочевники-скотоводы,
с другой – оседлое население. Вторые занимались земледелием. В том числе и с применением
ирригации. Это наблюдается на самых ранних этапах заселения Семиречья. А именно –
с эпохи бронзы. Когда началось заселение этого края переселенцами из России и Сибири,
то крестьяне и казаки пришли не на пустые земли. Некоторые приемы обработки земель
и искусственного орошения переселенцы, приехавшие из тех краев, где урожай зависел от погоды,
заимствовали у местного населения.
Если же заглянем в историю еще глубже, то кроме этапов развития городской культуры
столкнемся с культурой саков. Принято считать, что саки – это прежде всего кочевники,
которые покорили половину Центральной Азии и дошли до Индии. Да, были среди них
и воинственные кочевые племена, но в последние годы археологи обнаружили буквально десятки
поселений саков и сменивших их усуней, проживавших в предгорной полосе Заилийского
и Джунгарского Алатау еще в V веке до н. э.
В сокровищницу мировой цивилизации наши предки внесли, как выясняется, очень много.
Это и сакский «звериный» стиль, который стал достижением мирового искусства,
и курган Иссык, где саки с необыкновенной роскошью хоронили своих вождей, и наличие
письменности. То же самое можно сказать и о музыке. Известно, например, что в китайском
искусстве много элементов степной музыки. Жители Алматы активно занимались ремеслами.
Они делали кузнечные изделия из железа, меди и бронзы. Торговали же наши предки не только
внутри Семиречья, но и ходили с караванами в Китай и Европу.
Когда мы говорим о средневековом Казахстане, о культуре городов, то немаловажное
значение здесь имеет древнетюркская письменность. Сейчас мы, археологи, можем сказать,
что в Талгаре в X веке жили люди, которые знали тюркскую и арабскую грамоту. Свидетельство
тому – надписи, сделанные на сосудах и других предметах обихода. Это говорит о том,
что в Семиречье была грамотность.
— Как после всего сказанного можно относиться к утверждению, что Алматы всего 150 лет?
— Да, юбилей города Верного не за горами, но юбилей Алматы, который возник
1 000 лет назад, еще впереди. С моей точки зрения, отмечать какой-то отрывок из жизни
древнейшего города нелепо. В таком случае нужно праздновать и, например, 700-летие
выпуска первых алматинских денег. Я сторонник того, чтобы если уж определять дату,
то в тысячелетие, очертив всю историю города, начиная от средневекового периода
до современности, включив сюда, естественно, и верненский период, который также
был очень важным в жизни города и горожан.
У Алматы, в отличие от Москвы (возникновение селения под таким названием датируется
1 147 годом), нет, к сожалению, первой записи, но у нас, как я уже говорил, есть
археологические материалы, которые хорошо датируются. Поэтому, естественно, нужно
праздновать юбилей города с самого основания. Алматы имеет полное право войти в когорту
городов, которые имеют очень долгую историю. Думаю, что показ глубинных истоков нашей
культуры в дни, когда будет праздноваться 1 000-летие города, станет консолидирующим
фактором в жизни горожан и всего государства.
А вообще, важно отметить, что юбилеи большинства городов несколько условны. Мы знаем,
например, что в V веке нашей эры на месте нынешнего Туркестана, который в позапрошлом году
отмечал 1500-летие, уже был город. Следы его – строения и привозной материал, которые
датируются тем периодом.
© Галина ШАЛЕВА
Опубликовано в газете «Новости недели», 30 октября 2002 г.
|
|