|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ АЛМА-АТЫ
древней истории Алма-Аты написано немного. Тем больший интерес представляют
результаты исследовании Алма-Атинского археологического отряда института «Казпроектреставрация»,
уже несколько сезонов работающая по заданию Казахского общества охраны памятников истории и культуры.
Отрядом впервые проведено обследование городской территории и прилегающих к ней земель с целью
выявления, учета и паспортизации памятников древности. В результате открыты неизвестные ране
поселения, важные для реконструкции древней истории Алма-Аты. Полученная археологическая информация
в совокупности с уже известными науке данными постепенно раскрывает многовековое прошлое района,
где находится столица Казахстана.
Большое количество разнообразных памятников древности, расположенных на территории города
раньше и частично сохранившихся до наших дней, случайные находки и материалы раскопок
свидетельствуют о том, что освоение человеком района г. Алма-Аты и ее пригородов произошло
в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия местности стали важным фактором
постоянного обитания здесь человека на протяжении нескольких тысячелетий.
Судя по археологическим находкам, предгорья Заилийского Алатау были обитаемы с эпохи неолита.
Самые ранние следы появления человека в пределах современной Алма-Аты относятся к III—II тысячелетию
до н. э. Этим временем датируется полированная каменная мотыга, найденная на ул. Кашгарской
накануне войны. Мотыга лежала на глубине 1,5 м в лессовом слое, перекрытом толстыми галечными наносами.
В различных местах города и прилегающих к нему районах (Малая станица, Ботанический сад,
урочище Медео, дом отдыха «Турксиб») обнаружены случайные находки орудий труда
и предметов быта II–начала I тысячелетия до н. э.
Долгое время эти находки носили случайный характер. Наконец, в 1984 году археологи института
«Казпроектреставрация» на северной окраине столицы обнаружили поселение X—VIII вв.
до н. э. Поселение занимало верхнюю площадку высокого мыса. Функционировало сравнительно
короткий промежуток времени. Его обитатели жили в округлых, слегка углубленных в землю легких
жилищах. Занимались скотоводческо-земледельческим хозяйством. На поселении найдены глиняные
горшки, ладьевидной формы зернотерки, каменные песты, терочники и другой бытовой инвентарь.
Жители поселения имели связи с земледельческими племенами Средней Азии – носителями культуры
«расписной керамики».
Находки бронзового века во многих районах предгорий Заилийского Алатау, и, в частности,
в районах Алма-Аты являются фактом заселенности этой территории во II—I тысячелетии до н. э.
племенами андроновской культуры и поздней бронзы.
Наиболее значительными и впечатляющими археологическими памятниками Алма-Аты и ее окрестностей
последующего времени являются курганы раннего железного века, оставленные племенами саков и усуней.
Саки являлись наследниками культур эпохи бронзы. Племена саков жили с VIII в. до н. э.
по первые века н. э. в Казахстане, Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане.
Курганные могильники саков занимают огромные территории предгорных долин Заилийского Алатау.
Они сосредоточены к востоку, западу и северу от Алма-Аты; в районах Талгара, Иссыка, Тургеня,
Кегеня, Каскелена, Узун-Агача, Чемолгана, Дмитриевки, Бурундая и т. д. Величественные
курганы (крупнейшие из них достигают высоты 16—18 м, диаметра 90—100 м) тянутся цепочками
вдоль террас и по краям сухих русел.
Территории Алма-Аты и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом
сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. Множество курганов этой эпохи
располагалось в Тастаке, Большой и Малой станицах, в районах плодоконсервного комбината,
Аксае, по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Карасу и других местах.
Но постепенное расширение городской территории, интенсивная ее застройка и реконструкция
привели к тому, что большинство курганов уничтожено, срыто и застроено частными
и современными жилыми массивами. О местах расположения древних курганных некрополей теперь
можно судить лишь по старым планам города, литературным источникам и воспоминаниям старожилов.
Как показало обследование городской территории в 1984—86 гг., здесь не сохранилось
ни одного кургана в «чистом», т. е. непотревоженном виде. А общая численность
их составляет чуть более полутора десятка.
При раскопках сакских захоронений Алма-Аты и ее окрестностей, а также при случайных
обстоятельствах, нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных
высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы,
оружие (кинжалы, наконечники стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки.
Эти находки свидетельствуют, что район Алма-Аты и прилегающие к ней земли были местами
постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся
не одну сотню лет, позволяют считать Семиречье одним из центров их расселения.
До недавнего времени поселений второй половины I тысячелетия до н. э. в пределах
Алма-Аты известно не было. Алма-Атинским археологическим отрядом проведены раскопки
на остатках поселения III—II вв. до н. э., расположенного в районе
аппаратно-студийного комплекса Казахского телевидения. Поселение занимало естественную
возвышенность между ул. Тимирязева и пр. Аль-Фараби, по ул. 6-й
Кирпично-Заводской. Раскопки показали, что это было полуоседлое поселение типа постоянного
сезонного стойбища или кочевья. При раскопках найдены зернотерки, терочники, керамическая
посуда, пряслица, кости животных. В нижнем слое памятника обнаружены очаги. Основным
занятием было скотоводство. О занятии земледелием говорит огромное количество зернотерок.
Остатки такого типа поселений и аналогичная керамика известны в других местах города
(РУРТ, район автостанции «Таугуль», склон г. Кок-Тюбе на левом берегу
р. Казачки).
После того, как сакский племенной союз распался, политическая гегемония и земли
Семиречья, Южного Казахстана перешли к племенным объединениям усуней и кангюев. У них
были поселения – зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня или глины.
В усуньское время на территории Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько
поселений. Одно из них располагалось на правом берегу р. Весновки, на территории
совхоза «Горный гигант». Здесь в 1936 г. были раскопаны зольники, обломки
глиняной посуды с сетчатыми отпечатками. Поселение относилось к I—III вв. н. э.
Аналогичная керамика была обнаружена в районе аэропорта. В начале 70-х гг. на территории
совхоза «Горный гигант» было найдено ювелирное украшение IV—V вв., что говорит
о наличии здесь жизни и позднее.
Все это говорит о значительной концентрации и долговременном обитании населения
в районе Алма-Аты и ее окрестностей в первой половине I тысячелетия н. э.
Во второй половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского
каганата. В раннее средневековье Семиречье последовательно входило то в одно, то в другое
государственные образования, возглавляемые тюркскими правителями. Время распространения
и господства тюрков в Семиречье оставило своеобразные археологические памятники –
тюркские курганы VI—IX вв. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны курганами
малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния. Каменные изображения
людей неоднократно находили в предгорьях Заилийского Алатау, в том числе, и в районе
Алма-Аты (территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Весновка
и Б. Алматинка). Захоронения тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной
окраине центральной усадьбы с-за «Алатау», ныне вошедшего в пределы города,
а также в районе аэропорта.
В IX—X вв. на предгорьях Заилийского Алатау и в Илийской долине, позднее чем в других
районах Казахстана, образовались средневековые поселения и города.
В IX—X вв. на месте Алма-Аты и ее окрестностей находилось несколько небольших поселений.
В XI—XII вв. они превратились в крупные поселения, или даже небольшие городки.
Остатки этих поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в 20-е гг. нашего столетия.
К сожалению, своевременно они не были изучены и постепенно «поглотились»
городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о себе случайными находками.
Наиболее раннее поселение с материалами IX в. располагалось на правом берегу
р. Весновки на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1939 г. были
исследованы две усадьбы, окруженные земляными валами. Раскопки обнаружили жилой комплекс
с очагом из камней, обломки тандыра. Среди находок – бусы из сердолика, железные ножи,
обломки столовой, кухонной и хозяйственной керамики.
На территории «Горного гиганта» находилось еще одно средневековое поселение.
Расположено в горах на правом берегу р. Каменки (участок бригады №2). Занято садами
и посадками клубники. На поверхности поселения в большом количестве валяются фрагменты
керамики X—XII вв., жернова.
Более крупными и по-видимому поздними были поселения, расположенные в междуречье Весновки
и Малой Алматинки, при выходе их с гор в долину, и на территории Ботанического сада.
Первое поселение было осмотрено в 1922 году археологом В. Д. Городецким.
Тогда еще сохранялась топография памятника.
Поселение занимало площадь около 1,5 кв. км. На поверхности были заметны следы
построек а виде фундаментов из речных валунов, земляные валы 15x25 м, 18x40 м. Хорошо
прослеживались остатки оросительных систем и древних полей. В окрестностях поселения были
найдены куски крупных керамических сосудов, жернова, металлические предметы. В наши дни
на месте поселения находятся погранучилище, дома, дачи, проложены асфальтированные улицы.
В 1978 г. здесь были обнаружены остатки кузнечной мастерской, от которой сохранился кузнечный
горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м. Рядом находилась яма-хранилище,
где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые изделия – топоры, кетмень, наконечник
пахотного орудия. В 1984 г. Алма-Атинским археологическим отрядом собран подъемный
материал – фрагменты керамики кругового изготовления с волнистым орнаментом, куски
жерновов. Поселение датируется XI—нач. XIII вв.
Несколько раз находили средневековые сосуды на территории Ботанического сада. Внешних
признаков поселения здесь не сохранилось. Археологический памятник спланирован и распахан,
занят участками цветоводства. На пашне в северо-западном углу сада часто встречаются обломки
глиняной тонкостенной посуды, сформованной на круге. В 1969 г. в этом районе случайно
обнаружен клад керамики – два хума, пять кувшинов, баночка с двумя ручками и два
поливных сосуда. Керамика характерна для XI—нач. XIII вв.
Из случайных находок средневековья на территории г. Алма-Аты заслуживают внимания
печь для обжига хумов (третий участок кирпичного завода №3) и водопроводные керамические
трубы (угол улиц Масанчи и Пастера).
В окрестностях Алма-Аты (юго-западный угол п. Заря Востока) сохранился один
из характерных памятников городской культуры Северо-Восточного Семиречья
XI-нач. XIII вв. – торткуль. Торткуль расположен на правом высоком берегу
р. Теренкара и относится к типу городищ-убежищ. Представляет собой трапециевидный
в плане (230x320 м) четырехугольник стен (валов) с башнями по периметру. Валы шириной 12 м,
высотой 1,7—2,5 м. С трех сторон окружен рвом шириной 52 м, глубиной 1,5 м. В середине
северной стены сохранился въезд с башнями по углам, радиусами 6 м. Внутренняя поверхность
городища почти ровная. На ней встречены обломки посуды, изготовленной на круге и ручной лепки.
Поселения на месте Алма-Аты, как и другие оседлые центры Северо-Восточного Семиречья;
образовались на трассах караванных дорог. В районе г. Алма-Аты и Талгара подгорное
направление Шелкового пути разветвлялось на несколько степных дорог, ведущих на Восток.
Выгодное расположение, конечно, не могло не сказаться на росте и укреплении поселений.
Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период
Семиречье стало частью владений государства Караханидов (942—1212 гг.). Время их правления
характеризуется резким подъемом экономической и культурной жизни оседлых центров.
В X—XII вв. города выросли численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся
керамические водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только
в крупнейших городах типа Отрара, Испиджаба, Тараз, но и «молодых», удаленных
от этих знаменитых городских центров. Раскопки городища Талгар показали, что его улицы
в конце XI—нач. XIII вв. мостились камнем.
В XI—нач. XIII вв. выросли и поселения района Алма-Аты. Одно из них позднее стало
называться Алмату. Город с таким названием упоминается в источниках начала XVI в. (Бабур)
и локализуется исследователями на месте современной Алма-Аты. Известный востоковед
В. В. Бартольд считал, что до XVI в. Алмату в источниках упоминается под другими
названиями. Ответить на вопрос, какой из археологических памятников является остатками
Алмату, сложно. Археологи В. Д. Городецкий и А. X. Маргулан полагают,
что это – поселение в междуречье р. Малой Алматинки и Весновки.
Таким образом, археологические материалы говорят, что Алма-Ата возникла не на пустом месте,
а в районе, где издревне жили люди. Территория города хранит культурные напластования разных эпох,
племен и народов.
© Ф. ГРИГОРЬЕВ, археолог
Опубликовано в газете «Горизонт», 24 декабря 1988 г.
|
|