|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
КОНФЕРЕНЦИЯ ПОД ЛОЗУНГОМ «1000 ЛЕТ АЛМАТЫ»
7-18 ноября 2010 года в Южной столице Казахстана под лозунгом «1000 лет Алматы» прошла научно-практическая конференция «Древняя и средневековая урбанизация Евразии: возникновение, развитие и возраст города Алматы».
Организаторами научного форума выступили Институт археологии имени А. Маргулана, Институт истории имени Р. Сулейменова и Музей истории Алматы. Поддержку оказал городской акимат. Сам аким на открытие приехать не смог, поэтому акимат представлял его заместитель Серик Сейдуманов, который был и одним из модераторов.
Конференция проходила в зале «Алтын эмель» гостиницы «Казахстан»
Состав участников был очень солидным. Это известные археологи и историки Казахстана К.М.Байпаков, Б.Е.Кумеков, М.К.Абусеитова, Б.А.Байтанаев, Е.Ж.Валиханов, Ж.К.Таймагамбетов, Д.А.Воякин, Т.В.Савельева и другие. Приехало много учёных из зарубежья – из Албании, Бельгии, Германии, Италии, Кыргызстана, России, Узбекистана, Японии.
В докладах, посвящ`нных определению возрастов городов, прозвучали отсчёты о преимущественно археологических исследованиях. И в этом новизна подхода. В мировой практике возраст города, как правило, исчисляется с даты, под которой он впервые упомянут в письменных источниках. Теперь для этой цели начинают более широко использовать данные археологии. Наглядный пример – Казань. В 2005-м отметили её 1000-летие, что было неожиданно для многих – ведь до этого она считалась намного «моложе». Но археологические находки позволили уточнить возраст.
Академик К.М.Байпаков
Центральное место на конференции занимали доклады, посвящённые изучению древностей Алматы и его окрестностей. Академик Карл Молдахметович Байпаков обобщил те данные, которые позволяют уверенно считать, что уже в X–XI вв. на территории современного Алматы сформировался город, который в одних источниках называют Алматы, в других – Алмату или иначе. Такие находки, как кузнечная мастерская с её изделиями, монетный двор и целый ряд других, позволяют говорить, что речь идёт именно о городе. Признаки города – ремесленное производство, торговая жизнь, выполнение административных функций.
Вообще археологи нашли несколько городищ, каждое из которых приурочено к той или иной реке. Одно на Малой Алматинке (на месте Военного института КНБ). Второе на Есентае (Весновке) – там, где Ботанический сад. Самое же крупное – в начале ущелья Алмаарасан, у реки Большая Алматинка. Есть еще городище Теренкара – на северо-западной окраине. Однако городская застройка уничтожила или скрыла многие археологические памятники. Об облике средневекового Алматы можно судить по городу Тальхир, существовавшему в тот же период. Его раскопки ведутся на южной окраине Талгара.
Археологические находки на территории Алматы
В Алматы была городская элита, жили и люди интеллектуального труда – поэты, учёные. Вывод об административных функциях основан на наличии монетного двора, существование которого доказывают монетой – серебряным дирхемом XIII в., найденной, как полагают, на территории бывшего пограничного училища. Нумизмату Владимиру Ниловичу Настичу удалось расшифровать на ней надпись Алмату и год чеканки.
Учёный-нумизмат П.Н.Петров
Павел Николаевич Петров, ученик Настича, рассказал о роли нумизматики в изучении средневекового Алматы. Сейчас фонд дирхемов алматинской чеканки приближается к десяти. На алматинский монетный двор указывает особая тамга, не известная на изделиях других монетных дворов. Она принадлежит семейству правителя Кайду, который контролировал все здешние перевалы. Плотность находок этих дирхемов в Казахстане и Кыргызстане показывает на локальность и непродолжительность монетного двора в Алматы. Монетное производство здесь завершено в конце XIII в. Это может быть связано с отсутствием необходимой динамики экономического развития. Был проанализирован и клад чагатайских монет, найденный в 1967 г. в совхозе «Горный гигант».
Монеты XIII в. алматинской чеканки
Дирхемов алматинской чеканки в нем нет, но о жизни города клад всё равно дает ценную информацию. По ряду признаков монеты попадали в кубышку по мере их прихода к владельцу и накапливались до примерно 1330 г. То есть средневековый город Алматы существовал, как минимум, до этого времени. Клад показывает, экономические связи города. В нём много монет из таких городов, как Шаш, Самарканд, Бухара, Отрар, Тараз, Кендже, Янге. П.Н.Петров полагает, что Алматы стал одной из жертв междуусобной борьбы между потомками Чагатая и Кайду, когда ряд городов в начале XIV в. были разорены, сожжены.
Доклады Жакена Кожахметовича Таймагамбетова и Александра Анатольевича Горячева были посвящены раскопкам в окрестностях современного Алматы – в районе реки Майбулак (Каргалы, бывший Фабричный) и в ущелье Бутаковка. На Майбулаке найдена стоянка палеолита с абсолютной датировкой 34 970 лет. Из всех этих древних находок следует, что благоприятные условия Илийской долины и предгорий издревле привлекали сюда людей, которые начали их обживать задолго до формирования собственно города.
Академик Б.Е.Кумеков
Академик Булат Ешмухамбетович Кумеков рассмотрел источниковедческий аспект проблемы возраста Алматы. Он высоко оценивает данные арабских авторов по истории средневекового Казахстана, но вот конкретных упоминаний об Алматы у них нет. Поэтому учёный предположил, что Алматы может «скрываться» под другим названием – топонимическая «двуликость» городов общеизвестна. По его мнению, город Яфанчь на карте Махмуда Кашгари и может быть тем Алматы.
Многие доклады были посвящены археологическому исследованию других городов Евразии. Ученые рассказали о своих раскопках в Албании, Афганистане, Бишкеке, Казани, Крыме, Нижнем Поволжье, Уфе, Шымкенте.
Очень интересным был доклад академика Фаяза Шариповича Хузина из Казани. Он из числа тех археологов, которые доказали 1000-летие Казани, и поделился с казахстанскими коллегами своим бесценным опытом. Так, рассказал о трудностях, с которыми пришлось сталкиваться:
— «В первую очередь это то, что наша наука, в частности, определение возраста городов, очень политизируется».
— Практически все казанские археологи, с которыми довелось общаться докладчику, испытывали если не нажим, то давление.
— «Понятно, что всем хочется жить в 1000-летнем, 1500-летнем городе. 700 или 800 лет не всех устраивает, и это приводит к тому, что возникает нежелательный союз между исследователями и политиками. Мы этого союза очень боялись. Поэтому придумали единственный способ избежать этого: все наши исследования были прозрачными».
Академик Ф.Ш.Хузин
Как рассказал гость из Татарстана, в числе приглашенных экспертов были специалисты из 20 городов России, а иностранцы – из 22 государств. Тем самым удалось избежать давления сверху.
Прошедшая конференция в городе вызвала довольно большой резонанс. В первый же день все местные телеканалы рассказали об ее открытии. А на следующий в известном издании вышла статья с критикой выводов конференции, которая еще не успела завершить свою работу. Один из участников, потрясая номером газеты, сказал, что это – «перчатка в лицо». Событие в статье на самом деле освящено поспешно, автор не счёл за труд внимательно изучить все выступления докладчиков. И преподнёс информацию так, что у части комментаторов на сайте издания возникли следующие мнения: на конференции собрались лжеучёные, на форуме был полный «одобрямс», возникновение крепости Верный в 1854 г. теперь будет вычеркнуто из летописи города.
На самом же деле всё совсем не так. И вот почему. Вывод о том, что по археологическим находкам (а это отнюдь не только чагатайская монета, описанная П.Н.Настичем) средневековый Алматы возник в X–XI вв., весьма убедителен. Это специально признали и зарубежные гости.
Не было и того, что называется полный «одобрямс». Например, профессор из Кемерово Николай Максимович Зиняков настаивал считать датой основания Алматы самое раннее упоминание в письменном источнике, каковым является серебряный дирхем 1271–1272 гг.
В целом же вывод казахстанских ученых о существовании на территории Алматы уже в X–XI вв. поселения, которое по многим признакам являлось городом, не вызвал критики, т. к. подкреплялся многочисленными археологическими находками, датируемыми указанным временем. Отсюда главный вывод форума:
«Возраст средневекового Алматы уверенно может быть определён в 1000 лет, причём он может быть уточнён в ходе последующих исследований».
Правда, один вопрос, как кажется, не прояснён до конца. Засчитывать в городской стаж тот период, в течение которого на территории нынешнего Алматы между XV в. и 1867 г. не было поселения с функциями города? В докладе академика Ф.Ш.Хузина говорилось о том, что сейчас при раскопках в городах Тетюши, Лаишево и ряде других мест Татарстана хорошо представлен домонгольский культурный слой, а потом пустота в два-три века до второй половины XVI–XVII в. Поэтому учёные Татарстана с назначением юбилеев этих городов не торопятся. При этом надеются, что связующее звено обязательно обнаружится.
Кроме того, академик из Татарстана сказал о важной научной концепции – формирование государств и городов суть взаимосвязанные процессы. Если с этим согласиться, то где связующее звено между средневековым Алматы, возникшем и существовавшем в государстве карлуков, и городом Верным, возникшем в Российской империи?! Объяснения, что, мол, жизнь из этого края никуда не ушла, люди продолжали жить оседло, не очень убедительны. Речь ведь идет о наличии или отсутствии поселения с городскими функциями. Очевидно, в науке единых критериев, как рассчитывать возраст городов, ещё нет.
Выбрасывать на «свалку истории» дату 1854 г., надо полагать, тоже никто не собирался на прошедшей конференции. Последний пункт принятой резолюции гласит:
«В 1854 году на месте средневековой Алматы был основан город Верный – Алма-Ата – Алматы, открывший новую страницу в новой и новейшей истории Казахстана».
Как говорится, жить стало лучше – жить стало веселее. В ощущение всеобщего веселья весомый вклад вносят праздники, юбилеи. Один из них – 1000-летие Алматы – безусловно, не за горами. Сначала будет обращение к главе государства. Также празднику постараются придать международную огласку, т. е. провести его под эгидой ЮНЕСКО. Очередная сессия комитета, отвечающего за юбилеи, пройдет в октябре следующего года. Год юбилея и его формат пока не известны. Возможно, как пояснили представители городского акимата, это будет во время Дня города. Польза же от празднования 1000-летия Алматы, по мнению участников конференции, очевидна – это усилит историческую привлекательность города, позволит получить дополнительные средства на реставрационные работы.
© Алоис НАЗАРОВ
Опубликовано на сайте alnaz.ru, 24 мая 2014 г.
|
|