|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
БЕЗ ПЯТИ – МЕГАПОЛИС
осье «НП». Сергей Мартемьянов – вице-президент Союза архитекторов Казахстана
с 2000 года, президент алматинского Союза архитекторов – с 1998-го, директор широкопрофильного
проектно-строительного бюро с десятилетним опытом работы в разных городах страны, лауреат
Республиканской премии в области архитектуры (1984 год). Особую известность и авторитет коллективам,
возглавляемым Мартемьяновым, принесли проекты, по которым построены сеть магазинов «Французский
дом» в городах Казахстана, в том числе центральное здание на проспекте Абая (совместно
с французской фирмой «Бривердель» и московской – «Подъем»), а также
оборудование и интерьеры магазинов в городах Казахстана, гостиница «Акжайык» в Атырау,
ресторан «Алтын Алма», «Детская деревня» в Актау, музыкальная школа на улице
Виноградова в городе Алматы.
— В будущем году Алматы исполнится 150 лет. Как вы относитесь к этому событию?
— Есть предложения наших архитекторов – достаточно широкого плана. Не хотелось бы,
чтобы акция была единовременной, подобно Году культуры, когда все надеялись, что это даст большой
импульс культуре, а все, наверное, свелось к пышным мероприятиям, растрате денег не по назначению.
Наши специалисты подготовили для акима Алматы программу форсированного развития города в русле
150-летия. Если взять юбилей за точку отсчета, то с этого момента Алматы должен продвинуться
в глобальном развитии. Мы предложили определить стратегию развития города. Готовы посвятить этой
дате научно-практический семинар, то есть – ряд акций, которые могли бы в стратегическом плане
дать материал для анализа и рассуждений в акимате, отраслевых государственных структурах, которые,
конечно, работают в этом направлении, наверное, для бизнесменов, в том числе для деятелей культуры.
За это время город прошел ряд экономических и социальных формаций, пережил катаклизмы, серьезные
землетрясения, сель. Необходимо заглянуть назад и решить, что делать дальше.
— Стало заметно, что в городе стало как-то тесно, на дорогах угрожающие пробки.
— Предел развития города действительно очень близок. Мировая практика показывает, что город
хорошо управляем и развивается экологически грамотно, когда в нем от полу- до полутора миллионов
жителей. По протяженности коммуникаций и инженерных условий такой город способен обеспечить своих
граждан и часть приезжих. Тогда этот город – живой организм. Наш город скоро станет мегаполисом,
с трудом управляемым, распадающимся на отдельные районы. Такая проблема уже остро стоит в Москве.
Алматы эксплуатирует генеральный план развития, принятый еще в 30-х годах (разрабатывался в основном
нашими специалистами, одним из участников проекта был архитектор Белоцерковский). Город рождается,
растет, стареет. И чтобы он не умер, нужны серьезные мероприятия.
— Есть города, которым 700-800 лет, у них все нормально. Может быть, воспользоваться их опытом?
— Именно положительный опыт западных стран с рыночной экономикой может быть полезен Алматы.
В этом смысле Нью-Йорк – не самый лучший пример. Плохо, что нет научно-исследовательских институтов
в области градостроительства в Казахстане. Но даже если завтра приказом подобный институт учредить,
вряд ли найдется достаточное количество кадров. Нужен хотя бы научно-методический центр республиканского
уровня. Правда, раздаются голоса о реанимировании Госстроя, который в советское время нормировал
все и вся. Возрождать старую бюрократическую схему в нашей рыночной системе? Не отношусь к сторонникам
этой идеи. Более действенной была бы научно-практическая помощь серьезного научно-методического центра
практикующим архитекторам. А у нас любовь к архитекторам просыпается под юбилей.
— Как и любовь к горожанам. Современные застройки производятся без учета желаний граждан,
часто с нарушением всех санитарных норм.
— Любая городская структура должна создаваться гармонично, с участием людей. Горожане должны
быть действующими лицами этого шоу. Еще в советское время в Прибалтике горожане ревниво оберегали
старую центральную часть городов, куда не пускали даже машины. Трепетное отношение к таким местам
воспитывает народ в целом. На Западе генеральные планы строительства, развития городов утверждаются
муниципалитетами с участием больших комиссий от горожан, общественных организаций, деятелей культуры.
Нужна работа с населением и сотрудничество власти с профессионалами – Союзами архитекторов,
проектировщиками. Архитекторы не молчат, сам я неоднократно обращался через СМИ, предостерегая
не строить в определенных местах, призывал привлекать профессионалов в планировании строительства
особенно в сейсмоопасных зонах. Дилетантизм в этой области опасен.
— Назовите хотя бы одну из роковых ошибок в застройке.
— На Кок-Тюбе строятся 3-4-этажные дома, что категорически запрещено. Вырытые котлованы
заполняются дождевой водой, слой глины «слабеет», на глубине 5-6 метров появляется жидкая
глина. И она уже не может держать большие нагрузки. Строительство происходит без топосъемки,
без геологических изысканий, без расчета конструкций будущих домов.
— Не будем «о грустном» в предъюбилейном разговоре… Чем сегодня гордятся
наши архитекторы?
— В центральной части города все строится в основном профессиональными специалистами.
Никто не бросит камень в наших инженеров, архитекторов, обладающих большим опытом и знаниями
строительства в девятибалльной зоне. Мы могли бы валюту не только на нефти зарабатывать, но
и экспортируя наши мозги, не вывозя их за рубеж, а предлагая собственный опыт. Такой уникальный опыт,
например, как в области сейсмостроительства. И сюда бы приезжали учиться строить в девятибалльной зоне,
как к тибетским ламам – медицине. Поводов для гордости было бы больше, если бы муниципалитет
оставался более открытым для обсуждения городских строительных программ.
— Какой уголок города нравится президенту Союза архитекторов Алматы? Где вам приятно
расслабиться, насладиться городским пейзажем?
— Для меня праздник в любое время года – выехать на Медео. А сейчас золотая осень,
я бы уже не раз там оказался, но так занят, что только мечтаю об этом. Мы не уважаем свое предгорье,
а это практически курорт. Такой уникальный ландшафт, не каждый город имеет подобное обрамление. Своих
зарубежных коллег я как-то возил на Кок-Тюбе, потом в район Большой Алматинки, на Медео – все это
за какие-то минуты, не отрываясь от города, видел восхищенные глаза моих зарубежных
друзей-профессионалов. Но, к сожалению, мы не можем ухаживать за своими красотами: в горах грязно,
замусорено, не умеем восстанавливать, благоустраивать лучшие уголки. Нам не хватает осознания, где
мы живем: ни гражданами, ни нами – архитекторами, ни властными структурами. Но что касается
особых мест в городе – старая часть Алматы наиболее дорога. Может быть, это ностальгическое
отношение, но понятие «наш милый город» определяется квадратом от проспекта Ленина-Достык
и до Ауэзова, до стадиона. Это и есть сердце Алматы: со старыми домами, улочками, скамеечками. Город
без таких вещей – не город, а место проживания, вахтовый поселок. Живой город остается детям,
внукам, которые привносят что-то свое.
Битломания в большом городе
— Вы откликнулись на нашу полосу «Битломания», решили высказать свое отношение
к созданию мемориальной композиции памяти Джона Леннона или группы «Битлз» в целом. Мы очень
рады, что наша акция привлекла внимание президента Союза архитекторов.
— Идея того, что у нас будет зажжен свой огонек «Битлз», мне очень симпатична.
Но именно живой огонек. Музыка прославленной группы – живая структура. Это не камень, в который
хотят воплотить память о «великолепной четверке». Музыканты пели для людей, находя в них
живой отклик. Особенно отрадно, что идея создания некоего памятного сооружения исходит от алматинцев,
поколения «семидесятников», которые и ныне неравнодушны к явлениям культуры, облику города.
Мне бы меньше всего хотелось превращать в кусок камня с табличкой или в «мужика» на коне
с гитарой то, что для нашего и последующих поколений составляли битлы. Уровень нашей цивилизованности
мы могли бы показать в идее этого сооружения: комплекса или какого-то уголка. Не берусь судить, что
именно это будет. Мне представляется место, где будет часто звучать музыка, будут собираться люди,
не только на улице, но и в помещении. Возможно, там возникнет фонотека со старыми пластинками –
наверняка, у многих они сохранились. Неплохо, если будет предусмотрена эстрада для музыкантов, групп.
Уверен, что музыка «Битлз», призывающая к разуму и красоте, будет жить еще много лет.
Предлагаю сделать широкий открытый архитектурный городской конкурс. Большое количество людей могут
подсказать массу оригинальных идей. Многие еще не знают о вашей инициативе. Но участие профессиональных
людей в конкурсе даст возможность создать нечто оригинальное, то, что объединит горожан. За эту идею
будут горячо биться сторонники, нужно лишь дать ей ход.
© Галина ГАЛКИНА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 7 ноября 2003 г.
|
|