|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творчество В.Н. Проскурина |
|
|
|
|
|
Творчество других авторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
С ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ ТЕБЯ, АЛМАТЫ!
фициальная история Алматы начинается в 1854 году: на речке Малая Алматинка была заложена русская крепость, получившая название Верный и в 1867 году ставшая городом. Однако история Алматы уходит в глубь веков. В сочинении государственного деятеля первой половины XVI в. писателя и поэта Захириддина Мухаммеда Бабура сказано: «…Раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату». Бабур упоминает о городе, расположенном на месте нынешнего Алматы. О селении Алмату сообщает и современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати, автор сочинения «Тарих-и-Рашиди».
Более раннее упоминание об области Алмалык есть в «исламизированной» версии об Огуз-хане, которую приводит Рашид-ад-Дин (1274—1318) в выдающемся труде «Джами ат таварих». Историк пишет, что Огуз-хан в одном из походов достиг Алатага и области Алмалык, где в местности Ак-Сайя навестил воинов-ветеранов. Видимо, название Алмалык можно соотнести с предгорьями Заилийского Алатау и районом Алматы.
Неоспоримые данные получены из нумизматических источников. В 1979 г. на территории бывшего пограничного училища найдены
две серебряные монеты. Автор находки В.Н. Настич высказал осторожное предположение о местном, семиреченском происхождении монет и о возможном существовании монетного двора в XIII в. на территории современного Алматы. В 1990 г. ещё две монеты были показаны В.Н. Настичу московским коллекционером. В круговой легенде второго экземпляра ясно различается: «Чеканен этот дирхем в области (балад) Ал м т в году пять…». Слово «Алмт» выбито без точек и согласовок, но его графика в целом, вкупе со всем вышеизложенным, позволяет уверенно читать его как Алмату и видеть в нем наименование населенного пункта, в XIII в. располагавшегося на месте недавней столицы Казахстана и уже тогда носившего имя, звучащее и сегодня по-казахски как Алматы. Эти монеты, бесспорно, относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода реформы Масуд-бека, начатой в 1271—72 гг.
Окончательную точку поставили археологи
Район «большого Алматы» осваивался человеком с далеких времен. Уже в эпоху поздней бронзы в X—IX вв. до н. э. здесь находились оседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством, жили в полуземлянках, составлявших небольшие поселения скотоводов и земледельцев.
В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских, а позднее усуньских племен. От этого времени оставались многочисленные курганные могильники: среди них выделялись огромные курганы знати – «сакских царей». Совсем недавно такие курганы поднимались среди одноэтажных домиков старого Алматы, но сейчас почти все они срыты и застроены многоэтажными постройками. И лишь единичные курганы еще сохранились. Уцелело несколько таких курганов в окрестностях города, в частности, группа из трех курганов находится на восточной окраине.
В таких курганах, в гробницах из бревен тянь-шаньской ели хоронили сакских царей и знать в богатых одеждах, украшенных золотыми нашивками, с наборными поясами, оружием, драгоценными изделиями, утварью, глиняной и деревянной посудой. О роскоши свидетельствуют материалы из раскопок кургана Иссык.
Большая коллекция сакских бронзовых светильников, котлов и жертвенных столов собрана на территории Алматы и вблизи него.
Интересен жертвенный стол, который известен как «семиреченский алтарь». Так, найденный до революции в окрестностях Верного он хранится в Эрмитаже и представляет собой стол на четырех низких ножках. По бортику расположены 25 фигурок крылатых барсов.
Уникальный светильник найден в Алматы на поверхности распаханного кургана. Это четырехугольный столик на конусовидной подставке. На четырех углах укреплены фигурки крылатых барсов. Котлы, светильники, жертвенники и другие ритуальные изделия из бронзы являлись принадлежностью сакских храмов или святилищ. Остатки одного (III—II вв. до н. э.) обнаружены на южной окраине Алматы.
Здесь же найден бронзовый светильник – круглая жаровня на конусовидной ажурной подставке. В центре скульптура конного лучника. Этот жертвенник связан с культом огня. Фигурка всадника-лучника воплощает солнечное божество Митру. О нем в Авесте и Ригведе сказано как о «владыке рогатого скота». Так что храм, где найден жертвенник – храм огня.
К более позднему усуньскому времени относится «Каргалинская диадема». Найдена она при загадочных обстоятельствах в горах Заилийского Алатау в Каргалинском ущелье на высоте 2300 м. Это длинная золотая пластина из двух частей. Ее длина – 35 см, ширина – 4,7 см. На пластинке растительный орнамент с вплетёнными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нём женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, оседланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре ее находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой.
Первый исследователь диадемы А.Н. Бернштам предположил, что диадема принадлежала шаманке, и датировал ее I в. до н. э.-II в. н э., предполагая, что в семантике изображений нашли отражение культовые влияния Ирана и Китая.
Однако новейшие исследования позволили понять смысл изображений, определить их происхождение и расшифровать весь сюжет в целом, уточнена и датировка каргалинского захоронения – II в. до н. э. Изображения на диадеме связаны с широко
распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов – Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинская диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на пантере, реже – на тигре. Главные животные дионисийского культа – олень и козел, медведь. Водоплавающие птицы – гуси-лебеди, изображенные на диадеме, символизировали плодородие. На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображения которого имелись на диадеме; земная – место жизни людей и животных, и небесная – обитель богов и птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизировал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы способствовали связи и контакты по Великому шёлковому пути.
Следующий этап жизни на территории Алматы связан с эпохой феодализма, когда здесь возникают и формируются поселения и города. Это конец VIII-X вв., время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета в орбите международных торговых связей по Шелковому пути. Последний, вернее, его ответвление через Илийскую долину, стал наиболее интенсивно функционировать в X-XIII веках. К этому времени на территории «большого Алматы» находилось несколько поселений и городов.
Городище Алматы №1 (X-XIII вв.) находилось на территории колхоза «Горный Гигант». Въезд в городище прослеживается в середине южной стены. Расположено оно между глубокими оврагами, что усиливало его обороноспособность. Ещё одно – «Весновское городище» – располагалось на территории Ботанического сада НАН РК в г. Алматы. В 1969 году здесь найден клад керамики. Сосуды с росписью в виде стилизованных букв арабского алфавита.
Однако наибольший интерес представляло огромное городище, расположенное на месте, где находилось пограничное училище. О нём, как об остатках большого города, писал В.В. Бартольд ещё в 1894 г. Он обследовал его вместе с городским архитектором В.П. Гурдэ. На поверхности городища тогда ещё сохранялись остатки построек из жжёного кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек.
На этом месте находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году нашли остатки средневековой кузнечной мастерской, а в ней крицы – заготовки железа, набор топоров, а также тигли и остатки кузнечного горна. Мастерская датируется X—XI вв. И с этим же городищем связаны находки вышеописанных монет XIII в. с указанием места выпуска – область или город Алмату. Размеры городища, наличие в нем построек из жжёного кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора – безусловное свидетельство, что здесь в X-XIII вв. находился именно город – центр экономической и политической жизни город, который играл важную роль в жизни Жетысу.
Можно заключить, что современный город Алматы под именем Алмату сформировался в X-XI вв. История его насчитывает не менее тысячи лет, а район Алматы обживался задолго до этого, ещё в эпоху бронзового века, за две тысячи лет до того, когда возник здесь средневековый город.
© Карл БАЙПАКОВ, профессор археологии
Опубликовано в газете «Казахстанская правда», 20 марта 1998 г.
|
|