Vernoye-Almaty.kz – Очерки истории Алматы |
|
1000-летний Алматы?
1000 ЛЕТ АЛМАТЫ
История нашего города берёт своё начало в первом тысячелетии до нашей эры
лматы вырос не на пустом месте, имеет свою предысторию и историю, которая во многом расходится с устоявшимися взглядами на «колониальное» происхождение южной столицы. Так, территория Алматы ещё до прихода в середине XIX века отряда майора Перемышльского представляла собой населённый казахами благодатный оазис в чаше горных вершин Алатау.
Н. Назарбаев
История нашего города берёт свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. По крайней мере, в этом уверены многие исследователи – учёные-археологи. Академик Карл Байпаков на почве изучения древнейшего периода обживания людьми региона Жетысу собрал богатую научную базу, подтверждающую трехтысячелетний возраст Алматы. Но учёные всего мира, собранные по его инициативе за «круглым столом», официально подтвердили только тысячелетнюю историю города.
Что ж, как говорили древние мудрецы, любой самый длинный путь начинается с первого шага. Учёные продолжают работать, находя очередные свидетельства, позволяющие удревнить возраст казахстанского мегаполиса до трёх тысяч лет.
И всё же осенью совершенно официально мы отметим тысячелетие любимого города.
Пока же не грех всякому числящему себя алматинцем, а гостям города и подавно, отправиться на экскурсию в музей. Он находится на проспекте Достык между улицами Шевченко и Кабанбай батыра, там, где восседает отлитый в бронзе великий акын Жамбыл.
Напомним, что переезд музея города в новое здание проходит постепенно. Уже с осени музей будет располагаться в старинном особняке, что многие годы был медучилищем на улице Кабанбай батыра между проспектом Сейфуллина и улицей Наурызбай батыра. Здание это было построено в верненский период для сирот. Так что торопитесь застать и увидеть экспозицию по старому адресу.
Итак. Войдя в зал, вы сразу же окунаетесь в атмосферу древнего Алматы. На стендах и в шкафах представлены артефакты из раскопок древних городищ.
Почему во множественном числе – «городищ», если речь об одном городе? Потому что Карл Байпаков в результате многолетних исследований пришёл к выводу, что такое близко расположенное друг к дружке количество обитаний древних людей можно смело называть регионом Алматы.
Конечно же, экскурсовод начнёт рассказ с предыстории. Вы узнаете, что в эпоху бронзы на территории Жетысу и Алматы располагались десятки поселений и могильников андроновской культуры, относящиеся ко II – началу I тысячелетия до нашей эры. Жители занимались земледелием, скотоводством. Появляется ирригация, расцветают ремесла. Главным достижением эпохи является развитие металлургии и горного дела. К этому периоду относятся и первые ювелирные изделия из золота. Наиболее значительным памятником этого времени на территории Алматы является поселение Бутакты. (Не премините спросить, как добраться до городища Бутакты, и в ближайший выходной день посетите место древнейшего поселения наших предков) Судя по увиденному в музее, можно смело говорить о даровитости андроновцев. Их искусство представлено наскальными рисунками в фотографиях. Они повествуют о религиозных верованиях того времени, бытующих в Жетысу.
На территории нашего края петроглифы встречаются повсеместно, но самым ярким памятником являются рисунки урочища Тамгалы. (И в это святилище, сохранившееся из глубин тысячелетий, можно съездить)
Но вернёмся на экскурсию в музей.
…В первом тысячелетии до нашей эры происходит становление ключевых форм скотоводческого хозяйства. Эти раннегосударственные формации сакских и позднее усуньских племен достигли высокого уровня развития.
Археологами найдены уникальные произведения ювелирного искусства, среди них костюм Золотого человека из кургана Иссык, каргалинская диадема. На территории современного города располагались грандиозные погребальные комплексы – могилы царей с богатым инвентарём. Последним сохранившимся памятником является некрополь Боралдай. (Некрополь расположен на северо-западной окраине Алматы)
Концентрация крупных некрополей, святилищ и поселений указывает на то, что с VII века до нашей эры до начала новой эры регион Алматы являлся одним из духовных и религиозных центров степного кочевого пояса Евразии.
…Переходим к следующим экспонатам и узнаём…
Саки – это название большого народа, отдельные племена которого жили с VIII века до нашей эры по первые века нашей эры в Казахстане.
Центр «Страны саков» был на месте могил их предков. Так как в древних обществах единство народа олицетворяли вожди, то священным сердцем страны саков было место, где они хоронили своих царей. Этим местом в IV–I веках до нашей эры было Жетысу. Ни в одном другом регионе Казахстана не встретишь такого количества грандиозных царских курганов сакской культуры.
Курганы, иногда достигающие нескольких десятков метров в диаметре, группируются в могильники, внутри которых они разливаются как по времени возведения, так и по величине, конструкции и другим особенностям обряда.
Выделяются курганы царей племенных объединений. В нескольких случаях неподалеку замечены остатки храмов огня, атрибутами которых были медные и железные триподы, алтари и жертвенные столы, курильницы и котлы, предназначенные для совершения религиозных церемоний.
И всё это в подлинном виде вы увидите в музее города!
Медные котлы, алтари, жертвенные столы использовались для религиозных церемоний.
Основная масса медных котлов на территории Алматы найдена у входов в ущелья, в межуречье Большой и Малой Алматинок, у подножья гор, на их прилавках, где ещё в середине ХХ века были различимы цепочки могильных курганов, тянувшихся вдоль предгорий.
Как правило, находки котлов случайны. Они были зарыты тщательно, иногда вместе с жертвенными столами, алтарями и светильниками, курильницами. В некоторых случаях котлы меньшего размера и светильники уложены в самый большой котел и закопаны в определенных местах. Таких своеобразных кладов на территории Алматы найдено четыре.
Алматинские котлы отличаются от всех остальных тем, что они медные, а не бронзовые, и выделяются своей нарядностью.
Наряду с медными котлами, которые из-за своей вместимости использовались для поминальной тризны, бытовали и керамические, бытового назначения.
«Покидая» доисторический период, экскурсовод вам расскажет про Тюркский каганат (552-644 гг.). В результате завоевательных походов тюрки простёрли свои владения от Маньчжурии до Чёрного моря. После завоевания Средней Азии они стали хозяевами торгового пути, соединявшего Запад и Восток.
В VI-XIII веках Жетысу поочередно входил в состав различных средневековых государств. В 704 году здесь пришли к власти тюргеши. Их вытеснили тюркоязычные племена карлуков, образовавшие в VIII-IX веках Карлукский каганат. В 942 году на смену им приходит государство караханидов, в образовании и развитии которого, вплоть до XII века, карлуки продолжают играть основную роль.
В эпоху караханидов начинается расцвет городской культуры, ремесла, торговли. Письменные источники сообщают о нескольких крупных средневековых городах Жетысу в IX-XV веках – Алмату, Тальхире, Каялыке, Баласугуне и других. Все они находились на Великом шёлковом пути.
…И наконец, мы узнаём, что к XV веку на территории нынешнего Казахстана завершился процесс формирования единого этноса, получившего название «казахи». Однако к этому времени древний Алматы разрушен захватчиками. А какой был город! С развитым и разносторонним ремесленным производством, со своей чеканкой монет, водопроводом и канализацией. А вокруг простирались поля с пшеницей и другими злаковыми – горные ледники всё лето снабжали горожан и дехкан водой. Для правильного полива люди построили прекрасную ирригационную систему. Она сохранилась вплоть до XIX века. Увидав благодатную территорию с «прекрасными – как писал в донесении майор российской армии Перемышельский – пажитными землями в междуречье Больших и Малых Алматы», военные решили: крепость для защиты местности будем ставить здесь.
Вскоре крепость стала городом, и сюда стали съезжаться не только военные чины, но и учёные люди. Стали они изучать историю региона Алматы.
Она, как и любая история, неотделима от исторического пути края и страны в целом.
В музее города мы узнаём…
Обострение междинастийной борьбы потомков Орда-Ежена (старший сын Джучи, внук Чингисхана) и потомков Шейбана (третий сын Джучи) привело к уходу султанов Керея и Жанибека с подвластными им племенами в государство Могулистан, в Жетысу. Здесь в местности Козыбасы, недалеко от Алматы, в 1465-1466 годах было провозглашено Казахское ханство.
Воины Казахского ханства заявили свои претензии и стали отвоевывать исторически принадлежавшие им земли. В XV веке борьба казахских ханов с шейбанидами (потомки Шейбана) закончилась присоединением городов Созак (ныне село в Южно-Казахстанской области), Сыганак (средневековое городище на востоке современной Кызылординской области), Сауран (городище на территории современной Южно-Казахстанской области), Отырар, Ташкент.
В период правления хана Касыма в рамках единого государства была объединена почти вся этническая территория казахского народа. Казахское ханство превратилось в одно из крупнейших государств Центральной Азии. Численность населения здесь превысила миллион человек, о государстве казахов стало известно в Западной Европе.
Тем не менее всё в этом мире переменчиво – тьма воинов собиралась в поход на востоке от Казахского ханства…
Централизованное Джунгарское ханство было создано в 1635 году в Западной Монголии. Джунгары могли выставить боеспособную конную армию общей численностью до 100 тысяч воинов. Они сами производили холодное оружие и доспехи, сумели наладить производство пороха, фитильных ружей, пушек. Над Казахским ханством нависла реальная угроза со стороны могущественной Джунгарии. В основе конфликта между государствами лежала борьба за землю, пастбища. В течение двух веков велись непрерывные сражения казахов с джунгарами.
Выдающимся событием в освободительной борьбе казахского народа против джунгар стала Аныракайская битва, произошедшая весной 1729 года в местности Итишпес Алакуль, недалеко от озера Балхаш, в 200 километрах от Алматы. Казахское ополчение наголову разбило джунгарское войско.
После разгрома Джунгарского ханства Китаем в 50-х годах ХVIII века хан Абылай вернул исконные казахские земли и развил дипломатические отношения с соседними государствами.
В начале XIX века усиливается захватническая политика Кокандского ханства, продвигающегося в регион Алматы. Оказавшиеся перед угрозой завоевания правители Старшего жуза в 1824 году приняли российское подданство.
Русские учёные, изучая Жетысу, что в переводе означает Семиречье, установили и зафиксировали: упоминание о городе Алматы (Алмату) встречается у Бабура, Мухаммада Хайдара Дулати, Рашид ад-Дина. Неоспоримые данные о существовании в средние века города Алматы получены из нумизматических источников. На монетах, найденных на территории Военного института КНБ (бывшего погранучилища), выбиты чагатаидские тамги, даты и название монетного двора – «баллад Алмату». Письменные, археологические и нумизматические источники свидетельствуют о том, что именно здесь сформировался населенный пункт, который соответствовал принятым в науке признакам города, таким как центр административной власти, ремесла и торговли.
Этот город стоял на Великом шёлковом пути – одном из значительных достижений мировой цивилизации. Это была дорога купцов, дипломатов, ремесленников, учёных и миссионеров. В конце ХIV – первой половине XV веков источники сообщают о потере городом статуса политического центра и его запустении. Причинами упадка городской культуры были последствия монгольского нашествия, феодальные междоусобицы и затухание торговли на Великом шелковом пути.
И вот мы добрались до 1854 года, когда в целях стабилизации обстановки в регионе на месте средневекового города Алмату было заложено военное укрепление Верное.
Но это, как принято говорить, другая, новая история старого города. И опять же артефакты нового периода в изобилии собраны в музее города.
Приходите, здесь вам расскажут и покажут много интересного.
Автор благодарит работников музея города за предоставленные научные работы и возможность слушать их интереснейшие рассказы.
© Василий ШУПЕЙКИН
Опубликовано в газете «Вечерний Алматы», 4 и 7 июня 2016 г.
|