ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Город Верный

ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО

В
  книжном поле Казахстана недавно появился «Свод памятников истории и культуры города Алматы», созданный по инициативе ведущих ученых республики Е. Г. Малиновской-Рюнтю, М. М. Нурпеисова, В. П. Проскурина. История Алматы с древнейшего времени в памятниках материальной культуры собрана учеными в уникальном издании. Впервые сделана попытка рассказать читателю подлинно человеческую историю любимого города.

ТИТУЛ

Титульная страница книги «Свод памятников истории и культуры города Алматы»
 
Каким был облик города в разное время? С чего все начиналось и почему исчезло с течением времени? По каким законам производилось градостроительство и чем сегодня примечательна южная столица в области архитектуры? На эти и многие другие вопросы дают ответ авторы новой книги. Это не просто перечень документальных фактов с фотографиями, это попытка дать читателю возможность увидеть город глазами пытливого, неравнодушного, любящего человека. Каждая статья и каждый комментарий — не сухая научная данность, а живое прочтение истории.

В чем несомненные достоинства книги с научной точки зрения? Во-первых, впервые в издании такого рода делается не просто попытка представления бывшей и существующей застройки, а также памятников прошлого и настоящего, но глубокого и тонкого анализа историко-культурного наследия города. Исследователями проделана огромная работа — и это без преувеличений. Как рассказывает Елизавета Малиновская-Рюнтю, приходилось собирать материал буквально по крупицам: данным из архивов Алматы (и даже Москвы), газетным материалам прошлых лет, журналам, отчетным документам. Что поражает исследователя: дореволюционные архивы богаче и гораздо полезнее для истории, чем послереволюционные.

— В дореволюционных архивах можно найти все полезные, необходимые сведения: хранятся чертежи, документы, письма, — все то, что поможет исследователю воссоздать историческую картину, — говорит Е. Малиновская-Рюнтю. — В советское же время хранили только «номенклатурные дела»: постановления, резолюции, приказы. И никаких фотографий, записей заседаний, дискуссий — ничего! Это пренебрежение своей историей. Это борьба с искусством…

Ломать стереотипы и штампы пришлось по ходу работы над сборником.

— Специфика архитектурного наследия Алматы и практика работы над предшествующими томами «Свода памятников истории и культуры» привела к необходимости преодоления сложившихся в советской науке приемов подачи материала. К примеру, если ранее в томах «Свода памятников» давался анализ только существующих строений, то сегодня авторы используют материалы по несохранившимся объектам, расширяя представление об истории Верного и его градостроительной специфике. Дух каждой эпохи восстанавливался по крупицам: документам, газетам и журналам.

Советский подход подразумевал и свои критерии при отборе актуальности изучения и сохранения различных сооружений. Современные исследователи отходят от этих штампов, анализируют множество архитектурных строений и памятников эпох, определяя их местоположение в общей культурно-исторической картине города. Разумеется, такой подход во многом основан на личных впечатлениях, знаниях и особом чутье ученого. Как пишет Е. Малиновская-Рюнтю, это «взгляд на современную архитектуру как бы из будущего».

Следует отметить и еще один немаловажный факт: впервые исследователи представляют библиографическую картину города: читатель имеет возможность ознакомиться с теми, кто жил, работал, строил, украшал и укреплял город, с меценатами и благотворителями, проектировщиками и исследователями — с теми, кто оставил свой след в истории Верного — Алма-Аты — Алматы.

Одна из главных задач исследователей: запечатлеть, донести до потомков архитектурный облик города, здания и сооружения, характеризующие годы, эпохи. Некоторые объекты архитектуры были потеряны уже в ходе работы над книгой. К примеру, было снесено здание Госбанка, как ветхое и не представляющее культурной ценности. И этой же участи подвергаются многие другие здания, служившие вехами какой-либо ушедшей эпохи. Исследователи встревожены судьбой архитектурных сооружений: если такими темпами будет производиться снос зданий, то мы утратим (и уже утратили) целые пласты культурно-исторического наследия.

© Ирина ГАЙКАЛОВА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 19 января 2007 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета