ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Город Верный…

ХРОНИКА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

В
 начале XX века Россия вступила в новую стадию развития — период империализма, характеризующуюся небывалой концентрацией промышленности, появлением более новой, совершенной техники, оживлением всей хозяйственной жизни. Технический прогресс, начавшийся в центральных областях, коснулся и окраин огромной империи. И вот в Семиречье появились «доселе невиданные самодвижущиеся экипажи» — автомобили. Прозванные коренным населением «шайтан-арба», они постепенно вошли в быт и жизнь и вскоре стали одним из средств передвижения, начали курсировать между населенными пунктами Казахстана.

Сегодня мы расскажем о зарождении автомобилизма в Казахстане, основываясь на документах, выявленных в фонде И-44 «Семиреченское областное правление», который хранится в Центральном Государственном архиве Республики Казахстан. Фонд содержит сведения большой научно-исторической и практической ценности, отражающие общественно-политическую, экономическую и социально-культурную жизнь Семиречья с середины XIX века до октября 1917 года.

Публикуемые документы расположены в хронологической последовательности. К публикации отбирались прежде всего подлинники. Большинство документов дано в извлечениях, опущены места, не представляющие интереса. Они в тексте отмечены отточием. Археографическая подготовка документов к печати в основном проведена согласно правилам издания документальных источников. Им даны авторские заголовки, но полностью сохранены стиль документов, орфография и пунктуация. Необходимые для читателей пояснения по содержанию текста даются в примечаниях, расположенных после каждого документа.

Эта публикация была подготовлена заместителем директора Центрального Государственного архива Республики Казахстан Н. П. Кропивницким.

Итак, эра зарождения автомобилизма в документах и фактах…

1. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА ТУРКЕСТАНСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА О ПРАВИЛАХ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВНЕ ГОРОДОВ СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ(1)

г. Ташкент 1909 г. октября 3

I. Общие правила

1) В пределах уездов Семиреченской области разрешается движение только тех автомобилей, которые допущены к тому по их осмотру и испытанию.

2) К управлению автомобилями допускаются только лица, получившие на то разрешение по надлежащем испытании.

3) Означенный осмотр и испытание автомобилей (ст. 1) и испытание лиц на допущение к управлению автомобилем производится особой, под председательством областного механика, комиссией…

II. Осмотр и испытание автомобилей

6) автомобиль признается годным для езды, когда по осмотре и испытании его комиссией (ст. 3) будет найдено, что он удовлетворяет нижеследующим требованиям: а) Резервуары, трубы и всякие другие части, предназначаемые для взрывчатых или воспламеняющихся веществ, должны быть устроены таким образом, чтобы из них не могло проникнуть наружу вещество, способное причинить взрыв или пожар; б) Автомобиль не должен при движении производить чрезмерный шум, а также распространять дым или пыль; в) Автомобиль должен быть снабжен достаточно прочным механизмом, направляющим его движение, точно повиноваться этому механизму и легко делать крутые повороты; …д) Всякий автомобиль должен быть снабжен двумя тормозными приборами, действующими быстро, верно и независимо один от другого. Каждый из этих приборов должен обладать достаточной силой, чтобы остановить движущийся по ровной и сухой мостовой со скоростью 12 верст(2) в час автомобиль на протяжении не более 3-х сажен(3). е) Автомобиль должен быть снабжен сигнальным аппаратом, подающим явственно слышные сигналы; …з) Автомобиль должен быть снабжен двумя фонарями, расположенными спереди по сторонам, и одним фонарем, помещенным сзади и с левой стороны имеющим на стекле изображение нумерного знака, присвоенного экипажу. Фонари не должны иметь цветных стекол…

7) О допущении автомобиля к езде из Семиреченского областного Правления выдается удостоверение, в коем представляется нумер присвоенного экипажу знака. Удостоверение это возобновляется ежегодно; нумер же экипажа остается прежним.

8) Лица, получившие разрешение на допущение автомобилей к езде, обязаны представлять свои автомобили ежегодно, в период с 15 марта по 15 апреля, в комиссию для осмотра и испытания.

9) Присвоенный автомобилю нумер должен быть означен на двух металлических дощечках белыми цифрами по темному фону… Дощечки с нумерами прикрепляются на видном месте: одна спереди, а другая сзади автомобиля.

10) Присвоенный автомобилю нумер должен быть кроме того отчетливо обозначен на заднем фонаре красным цветом…

III. Испытание и разрешение на управление автомобилем

13) Разрешение на управление автомобилем выдается лицам обоего пола, не моложе 18-летнего возраста и не свыше 60 лет, не страдающим глухотой, слабостью зрения, не увечным, здоровым.

14) Разрешение выдается лишь тем лицам, которые на произведенном в комиссии (ст. 3) испытании докажут свое умение управлять автомобилем, пользоваться всеми находящимися при нем приборами и производить небольшие починки в случае легкой порчи экипажа. Разрешение на управление автомобилем может быть отобрано комиссиею и начальником полиции данного места, если шофер или владелец, имеющий право управления автомобилем, будет замечен а ясно неосторожной езде или в управлении автомобилем в нетрезвом виде, независимо от привлечения к законной ответственности…

16) Лицо, получившее разрешение, обязано выданный ему из областного Правления разрешительный билет и приложенную к этому билету фотографическую карточку постоянно иметь при себе во время движения автомобиля.

17) Полученное разрешение есть личное, передача разрешения другому лицу и пользование разрешением, принадлежащим другому лицу, воспрещается.

IV. Правила езды на автомобиле

19) Лицам, управляющим автомобилем, вменяется в обязанность: а) не допускать скорости движения пассажирского экипажа более 30 верст в час, при проезде же через населенные пункты и в расстоянии трех верст от них, скорость автомобиля должна быть уменьшена до 12 верст в час, а для грузовых экипажей в зависимости от веса повозки; …г) Принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля; д) При испуге лошади автомобиль обязан остановиться; е) Следовать правой стороной или серединой, если того потребуют обстоятельства, но отнюдь не переезжая на левую сторону дороги; ж) Предупреждать сигналом о приближении автомобиля встречных, стоящих на пути и обгоняемых им лиц, объезжая последних с левой стороны; з) При проезде через населенные пункты подавать сигнал при приближении к перекресткам и перед всеми крутыми поворотами; и) Зажигать фонари с наступлением сумерок.

20) Езда автомобилей в перегонку воспрещается.

21) Управляющий автомобилем обязывается уступать дорогу крестным ходам, похоронам, и другим процессиям, пожарным обозам, проходлщим частям войск, арестантским партиям и всем экипажам, а при недостатке места останавливаться, пока они не проследуют…

27) Размер автомобильного колеса должен удовлетворять формуле: В-0,6р 1/d, где В — ширина в дюймах(4), d — диаметр колеса в дюймах, Р — полная нагрузка на колесо в пудах(5).

30) При езде на автоматических экипажах и велосипедах лица ими управляющие обязаны исполнять требования полиции относительно направления, движения, скорости езды и останавливаться по первому требованию полиции.

31) Виновные в нарушении настоящих обязательных постановлений подвергаются административным порядком денежному взысканию до 500 рублей или аресту до 3 месяцев.

Ф. 44, оп. 1, д. 50909, лл. 7-12. Заверенная копия.

-------

(1) Публикуемый документ является первым сводом Правил дорожного движения в Семиречье. По просьбе А. П. Зенкова он был опубликован газетой «Семиреченские областные ведомости», 1912, №9-10. См. док. №2.

(2) 1 верста = 1,0668 км.

(3) 1 сажень = 213,36 см.

(4) 1 дюйм = 2,54 см.

(5) 1 пуд = 16 кг.

2. ПИСЬМО ОБЛАСТНОГО ИНЖЕНЕРА А. П. ЗЕНКОВА(1) РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ «СЕМИРЕЧЕНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»(2) С ПРОСЬБОЙ ОБ ОПУБЛИКОВАНИИ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

г. Верный 1912 г. января 12

Препровождая при этом обязательное постановление о порядке движения вне городов Семиреченской области автоматических экипажей (автомобилей), утвержденное журналом Совета Туркестанского Генерал-Губернатора от 3-го октября 1909 г. за №43, строительное отделение по поручению областного Правления просит напечатать в «Областных Ведомостях» и 50 экз. отдельных оттисков на прилагаемой при сем бумаге.

Независимо от сего строительное отделение просит напечатать в неофициальной части «Областных Ведомостей» в отделе «Новости дня», — что 16 сего января Военным Губернатором области дано коммерсанту сел. Большой Токмак Бабахану Нурмухамедбаеву разрешение на пробное автомобильное движение…

Обл. инж. Зенков.

Ф. 44. оп. 1, д. 50909, лл. 5-6. Подлинник

-------

(1) 3енков Андрей Павлович — талантливый военный инженер, автор проектов ряда уникальных зданий г. Верного: Свято-Вознесенского Кафедрального собора, Военного собрания (старое здание Дома Офицеров, сейчас Государственный музей национальных музыкальных инструментов), магазина тканей купца Габдувалиева (ныне магазин тканей по ул. Жибек Жолы, между ул. Кунаева и ул. Валиханова)

(2) Газета, выходившая с 1870 по 1918 г. под названиями: «Публикации по Семиреченской области», «Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому району», «Семиреченские областные Ведомости».

3. ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ КОММЕРСАНТА СЕЛЕНИЯ БОЛЬШОЙ ТОКМАК БАБАХАНА НУРМУХАМЕДБАЕВА ВОЕННОМУ ГУБЕРНАТОРУ СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РАЗРЕШЕНИИ ОТКРЫТИЯ ПРОБНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

г. Верный 1912 г. января 11

Желая, первоначально, на пробу устроить автомобильное движение в районе: Пишпек, Токмак, Арасан, Мерке и Верный, я предполагаю купить один автомобиль и в мае сего года совершить пробные рейсы, и ежели найду для себя это дело выгодным и дорогу вполне удобною и возможною для езды на автомобилях, то прошу разрешить мне подать вашему Превосходительству заявление не позже 1-го августа с/г с просьбой разрешить взять мне концессию на время и за проездную плату по взаимному соглашению, тогда я выпишу еще два-три автомобиля, пока же благоволите разрешить мне произвести только лишь пробу. До 1-го августа прошу право на получение концессий оставить за мной…

Бабахан Нурмухамедбаев.

ф. 44, оп. 1. д. 50909, л. 1. Подлинник.

4. ИЗ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ КОММЕРСАНТА Б. НУРМУХАМЕДБАЕВА ТОКМАКСКОМУ УЧАСТКОВОМУ ПРИСТАВУ О ПЛАНЕ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОСООБЩЕНИЯ В СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

с. Токмак 1912 г. февраля 24

На предложение господина Военного Губернатора Семиреченской области от 16 февраля 1912 года за №3400(1), объявленное мне Вашим Высокоблагородием 23 февраля с. г. имею честь заявить для доклада Его Превосходительству следующее:

1) автомобильное движение я предполагаю открыть в мае месяце с. г. в районе Пишпек — Токмак — Арасан — Кутемалды до городов Пржевальска, Верного и их уездов и с. Мерке Аулие-Атинского уезда…(2)

3) В Токмаке, Верном, Пржевальске, Пишпеке и Мерке иметь для пассажиров удобные, теплые, светлые, чистые помещения с отдельными комнатами для мужчин и женщин.

4) На каждой станции для пассажиров буду иметь кипяток за известную плату.

5) После осмотра и испытания комиссией первого автомобиля и получения одобрительного отзыва, исследовав дороги, я предполагаю в августе месяце, приобрести еще два автомобиля и таким образом будет установлено правильное движение автомобилей между названными пунктами с указанием времени прихода и отхода автомобилей…

8) Обязуюсь, что проводники и шофферы будут трезвые, предупредительные и внимательные к пассажирам…

10) Автомобили будут самых лучших фабрик и крепкой конструкции.

11) Для основательного изучения автомобильного дела мною командировано лицо в Россию, которое будет заменять механика или шоффера на случай болезни последних. Я в полной уверенности, что предпринимаемое мною дело несомненно принесет пользу населению Семиреченской области и не теряю надежды, что начатое предприятие найдет поддержку со стороны Начальства.

Бабахан Нурмухамедбаев

ф. 44, оп. 1, д. 50909, лл. 20-22. Подлинник.

-------

(1) Документ не обнаружен.

(2) Ныне Джамбулская область.

5. ИЗ АКТА КОМИССИИ ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ ОСМОТРА И ИСПЫТАНИЙ ПЕРВОГО АВТОМОБИЛЯ В г. ВЕРНОМ

г. Верный 1912 г. июля 28

РЕЙНВАЛЬД

Первый шофер г. Верного Иоганн Эдуардович Рейнвальд
 
24 сентября 1912 г.

ф. 44, оп. 1, д. 50909, л. 51

Мы, нижеподписавшиеся, осматривали и испытывали автомобиль, предъявленный областному Правлению в гор. Верном коммерсантом селения Токмак Бабаханом Нурмухамедбаевым на предметдвижения его вне городов Семиреченской области. Автомобиль фирмы «Берлье»(1) вес 90 пудов, длина с крыльями 6,5 аршин(2), ширина 2,5 аршина, высота с верхом 3 аршина, без верха 2 аршина, число лошадиных сил 90. Двигатель бензиновый, 4-х цилиндровый, 4 ленточных тормоза, подача сигналов металлическим рожком с резиновой грушей. Назначение — пассажирский, освещение двумя большими ацетиленовыми фонарями и двумя малыми керосиновыми. Допускает крутые повороты. Остановлен может быть на полном ходу на протяжении 10 сажен. Автомобиль удовлетворяет всем требованиям, изложенным в пунктах «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», «з» (см. док №1), причем по последнему пункту владелец обязан на оси задней с левой стороны поместить фонарь с изображением на стекле нумера «1». Автомобиль уже был в употреблении. Владелец обязан иметь спереди и сзади автомобиля на дощечках белыми цифрами «1-й». Шоффер — крестьянин Лифляндской Губернии, Юрьевского уезда(3) Кудинской волости Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд постановлением комиссии признан весьма опытным и вполне умелым для управления настоящим автомобилем…

Испытание проводилось ездой по городу, поворотами среди улицы, и затем была поездка из города по Капальскому тракту до станций Карасук и обратно, по сильно избитой дороге с глубокими колеями, ухабами, через арыки, по крутым спускам и подъемам до 30°, к мостам через Карасук и Малую Алматинку…(4)

С подлинным верно: Областной инженер Зенков

ф. 44, оп. 1, д. 50909, л. 41 и об. Подлинник

-------

(1) «Берлье» — французская автостроительная фирма, основанная инженером Берлье, автором проектов пневматической почты Париж — Лондон и электрической подземки (метро) в Париже.

(2) 1 аршин = 71,12 см.

(3) Ныне Эстония.

(4) Следуют 5 подписей должностных лиц областного правления.

6. МЕДИЦИНСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ ПИШПЕКСКИМ УЧАСТКОВЫМ ВРАЧОМ ИОГАННУ ЭДУАРДОВИЧУ РЕЙНВАЛЬДУ, ПЕРВОМУ ШОФЕРУ г. ВЕРНОГО

г. Пишпек 1912 г. сентября 20

Дано это крестьянину Лифлянской губернии Иоганну Эдуарду Рейнвальду, 26 лет, в том, что он обладает хорошим общим здоровьем, а также и хорошим зрением и слухом, и потому препятствий для управления им автомобилем с этой стороны не встречается, что подписом и приложением казенной печати удостоверяю.

Пишпекский участковый врач

ф. 44, оп. 1, д. 50909, л. 46. Подлинник

7. ПИСЬМО КОММЕРСАНТА БАБАХАНА НУРМУХАМЕДБАЕВА ВОЕННОМУ ГУБЕРНАТОРУ СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОДАЖЕ ПРИНАДЛЕЖАВШЕГО ЕМУ АВТОМОБИЛЯ «БЕРЛЬЕ» №1 ВОДИТЕЛЮ ДАННОГО АВТОМОБИЛЯ ИОГАННУ РЕЙНВАЛЬДУ

г. Верный 1913 г. 13 сентября

Имею честь заявить Вашему Превосходительству, что принадлежащий мне автомобиль фирмы «Берлье» под №1, предназначенный для пассажирского движения вне городов Семиреченской области, мною в половине сего сентября месяца продан шофферу поименованного автомобиля Иоганну-Эдуарду-Анленцену Рейнвальду.

Бабахан Нурмухамедбаев

ф. 44, оп. 1, д. 50909, л. 70. Подлинник.

8. ПРОШЕНИЕ И. РЕЙНВАЛЬДА НА ИМЯ ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА СЕМИРЕЧЕНСКОЯ ОБЛАСТИ О РАЗРЕШЕНИИ ОТКРЫТИЯ ПАССАЖИРСКОГО АВТОСООБЩЕНИЯ ПО СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Верный 1913 г. октября 20

Прошу Ваше Превосходительство разрешить мне езду с пассажирами в городах Семиреченской области и вне городов на принадлежащем мне шестиместном автомобиле системы «Берлье». Автомобиль 40-60 сил с кузовом дубль-фаэтон, шасси №355. Автомобиль этот в прошлом году был областным инженером освидетельствован и найден вполне годным для езды.

Шоффером при автомобиле буду я сам, Рейнвальд. Испытание в знании шофферного дела мне было произведено тем же областным инженером. Автомобиль занумерован №1.

Резолюция: Выдать разрешение.

4/Х 913. Зенков.

ф. 44, оп. 1. д. 50909, л. 71. Подлинник.

9. ПРОШЕНИЕ КРЕСТЬЯНИНА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ СТАВРОВСКОЙ ВОЛОСТИ ДЕРЕВНИ КОПЫТОВО НИКОЛАЯ ЕФИМОВИЧА СУРОВЦЕВА НА ИМЯ ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РАЗРЕШЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА СОБСТВЕННЫХ АВТОМАШИНАХ

ТАКСОМОТОР LAURIN&KLEMENT

Так выглядел таксомотор Laurin&Klement
 
г. Верный 1914 г. июля 16

13 сего июля я прибыл в город Верный с двумя автомобилями, право же на езду на таковых по Семиреченской области я не имею, а потому покорнейше прошу распоряжения Вашего Превосходительства разрешить мне ездить на выше упомянутых автомобилях как в городе Верном, также и в пределах всей Семиреченской области. Причем докладываю, что автомобили системы «Лаурин и Климент» 16/18 сил, а также при сем прилагаю свидетельство на право езды Московского Градоначальника за №23374.

ф. 44, оп. 1. д. 50909, л. 79 и об. Подлинник.

10. ИЗ АКТА КОМИССИИ ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ ОСМОТРА И ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЯ НИКОЛАЯ СУРОВЦЕВА

г. Верный 1914 г. июля 16

Мы, нижеподписавшиеся, свидетельствовали автомобиль системы «Лаурин и Климент», в 16-18 сил, товарного типа, весом шасси в 1250 килограммов, принадлежащий крестьянину Владимирской Губернии деревни Копытово Николаю Ефимовичу Суровцеву, причем владелец, он же шоффер, согласно свидетельства Московского Градоначальника имеет право управлять автомобилем и при проверочном испытании опытность его подтвердилась. Автомобиль находится в исправном состоянии, должен по Семиреченской области носить №2-й, ярко обозначенный на фонарях, спереди и сзади.

Областной инженер Зенков

ф. 44. оп. 1, д. 50909, л. 81. Подлинник.

P. S. Итак, вы ознакомились с документами, которые ясно свидетельствуют, кто был первым «шоффером» в Верном, какие автомобили впервые промчались по его улицам. Однако, мне приходилось слышать рассказы старожилов, которые утверждают, что первый автомобиль появился в нашем городе ранее 1912 года. Что же, возможно эти автомобили ездили без регистрации. Но увы, все эти рассказы не имеют документального подтверждения. Тем не менее, если кто-то из вас располагает какой-либо информацией на эту тему, у кого, возможно, есть фотографии автомобилей, сделанные в те уже далекие годы в Верном, пишите нам. Мы обязательно поместим ваш рассказ на нашем сайте. А об автомобилях «Берлье» и «Лаурин и Клемент» (предшественник «Шкоды»), упомянутых в приведенных документах, мы постараемся вскоре рассказать подробнее.

© Юрий ЗЫКОВ
Опубликовано на сайте «Автопанорама»

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета