ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

В СВОЕМ ДОМЕ БУДТО НА ПОСТОЕ

Р
ассказывают, что есть города, где сохраняют первый домик, возведенный предками, пусть крохотный, всего в три окошечка. Или первое посаженное прадедом дерево. Скажем, яблоньку, тем более, если она дала название поселению. Не говоря уже о названиях первых улиц, площадей, скверов. Есть города, где вместо монументов функционерам-временщикам ставят памятные знаки общечеловеческие — будьте растоптанный башмак или посох первопоселенца.

Со дня закладки Алматы, времени основания первых алматинских поселений, прошло всего 145 лет. За эти десятилетия город испытал много социально-экономических и политических потрясений, включая и природно-климатические, превращаясь то в столицу Советского Казахстана, то в социалистический город-сад, то просто в южную столицу или областной центр уже нового государственного объединения. Город трижды менял свое исконное название, трижды возрождался из руин страшных землетрясений и бурных паводков с гор.

За прошедшие годы, однако, не сохранилось полностью ни одно из свидетельств былых времен. В библиотеках отсутствуют образчики провинциальной журналистики, литературы и искусства; в музеях — предметы провинциальной культуры, быта, техники; в архивах — фонды провинциальных ведомств, учебных заведений, сословий. Будто не было вовсе горожан торгового и промышленного, духовного и военного свойства. Сплошь революционеры, партийные, советские и хозяйственные работники, герои социалистического производства. Однако их творчество также не подвергалось ревизии потомков.

В Алматы не сохранилось ни одного памятника архитектуры эпохи города Верного, искажены или разрушены многие здания и скульптурные сооружения социалистической Алма-Аты. Алматы — словно легкомысленная, парящая в грезах бабочка, не признающая родства ни с гусеницей, ни с куколкой. Будто с изменением названия города не было и преемственности поколений.

У казахов живуч на языке крылатый афоризм «столица наша — наше седло», подразумевающий временный характер городских поселений, Отсюда, надо полагать, особое отношение к памятникам архитектуры, к раритетам истории и культуры. О страсти разрушения соотечественников писал еще в прошлом веке Чокан Валиханов. А современный поэт Олжас Сулейменов, чьи размышления стали хрестоматийными, однажды заметил: «История наша — несколько вспышек в ночной степи. У костров ты напета, на развалинах Семиречья, у коварной, обиженной Сырдарьи. Города возникали как вызов плоской природе и гибли в одиночку».

Любопытны в наши дни размышления, будирующие воображение простого горожанина о том, что современный Алматы сформировался еще в средние века. И, таким образом, история его насчитывает не менее тысячи лет. Иные ура-патриоты углубляют прошлое до эпохи бронзового века, считая, что регион обживался прачеловеком за тысячу лет до Рождества Христова. Однако убедительных источников — ни письменных, ни иных свидетельств прошлого — приватизаторы истории представить не могут. Археологические находки становятся предметом редких научных дискуссий, недоступных широкой общественности.

По мере выбора столицей Казахстана из жертвенных городов — Оренбурга, Кзыл-Орды, Алма-Аты, Акмолинска — ученые свой творческий потенциал немедленно обращали на аранжировку особого статуса столичной истории, столичной культуры. Одновременно с переездом правительства в новую столицу интерес к прежнему главному городу республики иссякал. Пример тому — не только сегодняшние разговоры о тысячелетней истории южной столицы и исключительности Астаны в хронике времен и народов. Еще в 30-е годы, когда шла усиленная работа по обоснованию выбора между Кзыл-Ордой и Алма-Атой, на страницах «Казправды» появилась заказная статья с весьма знаковым названием «Казахстан в древности был провинцией Рима». Ее автор, профессор В.Н.Кораблев, руководитель археологической экспедиции местной Академии наук, убедительно заявлял: «Здесь, на берегу Алмаатинки, которая в отдаленные времена носила иное наименование, в районе 10-20-ти домов по Дачной улице был расположен административный центр провинции с представительскими зданиями и дворцом наместника».

Так была положена абсурдная, но весьма аппетитная версия о превосходстве новой столицы над другими городами Казахстана. Автор не упоминает в статье имени наместника Рима, иных подробностей. Он и его коллеги разовьют эту мысль в последующих сенсациях. Придут другие времена и другие установки, когда идеологи начнут раскручивать сочинения древних авторов. Окажется, что еще в 1390 году войско Тимура двигалось из Ташкента к Иссык-Кулю, затем мимо легендарной горы Кок-Тюбе на некий Алмалык и далее через Каратал на берега полноводного Иртыша. Ну чем не повод для возвеличивания южной столицы. Алмалык, без доли сомнения, конечно же, современная Алма-Ата, скажут ученые мужи. Ну а Кок-Тюбе… И переименовали Веригину гору. Известную так не одному поколению горожан.

Подобным образом возрождается «историческая справедливость» во многих аспектах городской жизни.

Если продолжать тему о древнем происхождении города, то необходимо отметить тех, чьими рунами, умом и талантом создавался праАлматы. Считается, что благодатное Семиречье исстари привлекало взоры купцов, коммерсантов, меценатов, Мол, богатые караваны иноземных государств размеренно, из столетия в столетие, направлялись в Илийскую долину к подножию Яблонных гор. Правда, остается неясным, с кем народы вели торговлю, если в те же средние века города региона были разрушены набегами монголов, джунгар или кокандцев. И дело даже не в легендарных генуэзских купцах, мифических их путях-дорогах. Удивляет другое, почему память благосклонна только к иноземным героям, именами которых сегодня пестрит современная карта Алматы. Но нет в названиях улиц доморощенных алматинцев, на чей торгово-промышленный капитал действительно строился, рос и благоустраивался город в течение последних ста с небольшим лет. Выходит, что история избирательна, и с изменением социально-политического климата чаще, чем времена одного года, она способна, словно флюгер на крыше, меняться от одного удобного положения к другому, от одного полюса в любую другую сторону горизонта.

Люди прошлого оказались сегодня в поле зрения нашего пристойными приемами, с точки зрения текущего момента, рассматривая их в зеркале современных оценок и мнений. Забывая о том, что о земляках надо помнить иначе — взвешенно, великодушно, беспристрастно. Только тогда прошлое станет неотъемлемой частью нашего настоящего бытия, послужит на благо и в будущем.

Ни в одном из изданий об Алма-Ате, туристско-экскурсионного или справочно-энциклопедического свойства, вы не найдете биографий людей прошлого, о первом губернаторе края Герасиме Колпаковском, о первом настоятеле Туркестанской епархии владыке Софонии, о первом мэре города Павле Зенкове. Вся их вина в том, что они жили и творили в эпоху «царского проклятого прошлого», думали и мечтали не по-нашему. Уместно привести слова историка Н.И. Костомарова: «…истинная любовь к отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде. Отечеству нет никакого бесчестия, если личность, которую по ошибке признавали высокодойлестною, под критическим приемом анализа представится совсем не в том виде, в каком ее научились видеть. Притом же не следовало бы забывать, что безусловно добродетельных и безупречных людей на свете не бывает и прежде не было».

Опубликовано в газете «Новое Поколение», №3/87, 21.01.2000

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета