ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

ОТРАР: КУПЕЧЕСКАЯ ГАВАНЬ, В КОТОРУЮ ЗАХОДИЛИ КИПЧАКИ

В
  начале прошлою тысячелетия на Сырдарье городская культура достигла наивысшего расцвета. Среди казахстанских степей появился Отрарский оазис. А именно — на территории в 250 квадратных километров выросли до десяти больших и малых городов.

ГИБЕЛЬ ОТРАРА

В 1991 г. режиссер Ардак Амиркулов снял по сценарию Светланы Кармалиты и Алексея Германа 2-серийный фильм «Гибель Отрара», который в современном кинопрокате идет под названием «Тень завоевателя»
 
Древние замки и пригороды Отрара (в древности он звался Тарбан, Турар-банд, Фараб) давно занесло зыбучим песком, покрыло колючим кустарником. Поселения превратились в загадочные оплывины и холмы. Но города Сырдарьи остались в народной памяти.

В средневековый период здесь жил ученый-энциклопедист Востока Абу Наср аль-Фараби. Здесь находилась легендарная Отрарская библиотека, в которой занимались выдающиеся выходцы Фараба. Многочисленные купеческие караваны, с которыми странствовали ученые и миссионеры, способствовали развитию торговли, науки, искусства, ремесел, духовною мира Отрарского оазиса. В городе размещались кварталы талантливых мастеровых — гончаров, хлебопеков, кузнецов, ювелиров.

Средневековый Отрар был окружен глиняной стеной, которая опоясывалась с внешней стороны глубоким рвом. В город можно было попасть через трое ворот, снабженных перекидными мостами. Ученые считают, что к XVII столетию население цветущего оазиса достигло 5-7 тысяч человек. Город был благоустроен. Его улицы мостились кирпичом, действовали общественные бани, был устроен водопровод. Жили отрарцы кварталами из 6-15 саманных домов, в отделке которых применялась художественная плитка, жженный или сырцовый кирпич. В интерьере широко использовались суфы (глиняные, с подогревом лежанки), ниши в стенах и очаги.

Средневековый путешественник Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани описывает и кочевническую жизнь Отрарского оазиса, такую древнюю и совершенно особую форму жилья, как шатры, передвигающиеся на колесах. Он пишет: «Около юрты высокостепенного ханского могущества ознакомился с теми домами, я много удивился необычайному строению домов. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками, очень красивыми и искусными. И казалось, что вся ставка наполнена этими превосходными, стоящими на высоком основании домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества. В общем, доставили на повозках свыше десяти тысяч шатров! Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Каждый большой шатер мог вместить 20 или более человек, чтобы сидеть в нем спокойно и удобно. Такой большой шатер привязывали на повозке, в повозку впрягали несколько верблюдов и везли».

В 1219 году после шестимесячной осады Отрара монголы сломили сопротивление горожан, жестоко расправились с ними, а город разрушили.

К началу XIX столетия старые города на Сырдарье окончательно потеряли свою былую славу. Этому было много причин. Прежде всего борьба и войны со среднеазиатскими ханствами и упадок караванной торговли. По проведенной переписи, в некогда цветущем Туркестане оставалось лишь 1000 семей, в Карнаке и Икане — до 300, в Сауране — 100, а в Отраре и Сузаке проживало до 40 семей.

Сегодня перечисленные города представляют «золотое кольцо» поселений юга Казахстана. Они интересны не только специалистам-ученым, но и туристским фирмам, представляющим достопримечательности нашей республики зарубежным гостям и отечественным путешественникам.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета