ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание
 
Творчество В.Н. Проскурина
 
Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика








Очерки истории Алматы
Краеведческие очерки В.Н. Проскурина

УЗОРЫ ФОТОСЮЖЕТОВ ОРДЭ

Ф
отограф Ордэ, среди коллекционеров и архивариусов остающийся таинственным по фамилии и удивительным по ремеслу 80-90-х годов XIX века, проявляется сквозь матовое окошко прошлого в истории и культуре самых разных мест – Кульджинского края, Кашгара, Средней Азии, Кавказа, Балкан, Бессарабии, Греции, Турции…

Из своих путешествий Ордэ привозил неповторимые по содержанию и технически прекрасно выполненные на стекле и на бумаге фотоснимки. Тем удивительнее, что до сих пор так и не удалось отыскать достоверных сведений биографического характера об этом уникальном фотомастере!..

АРХИЕРЕЙСКАЯ УЛИЦА. ФОТОГРАФ - Ф.ОРДЭN

Гостиный двор, начало Архиерейской улицы. Снимок из архива МАЭ РАН с комментарием автора: «Верный. Архиерейская ул. №1127. В 1854 г. сюда высланы из Сибири казаки основатели Заилийского укрепления на р. Алматы»

В фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге удалось обнаружить четырехтомный альбом под названием «Кавказ и Средняя Азия», составленный из 135 фотографий на паспарту. На альбоме указано: «Фотографии Ф. Ордэна». Первый том содержит фотографии улиц строящегося в ту пору Верного, причём снятые как до, так и после катастрофического землетрясения 28 мая 1887 года. Так что произведения Ордэ можно относить к археологической науке!

РАЗВАЛИНЫ ПОКРОВСКОГО СОБОРА. ФОТОГРАФ - Ф.ОРДЭN

Покровский cобор после землетрясения

Подписанные рукой Ордэ названия свидетельствуют о том, как назывались первые улицы Верного: скажем, Гостиный двор, Колпаковская аллея (до этого – Соборная улица, а ныне – проспект Достык), улица Архиерейская (после землетрясения 1887 года она стала называться Первогильдейской, а ныне – Зенкова). Снимал он торгово-промышленные заведения, первые архитектурные здания, горожан и бытовые сценки.

ГУБЕРНАТОРСКАЯ УЛИЦА. ФОТОГРАФ - Ф.ОРДЭN

Губернаторская улица. Дворец губернатора и гимназия

Летом 1884 года светописцу удалось заснять в Верном Большой Семиреченский алтарь, ныне хранящийся в экспозиции Эрмитажа. Однажды казак из Малой станицы Степан Егорин во время хозяйственных работ у Кульджинской дороги отрыл бронзовый жертвенный столик размером 11 см на 124 см и высотой 33 см, на четырёх крепких ножках, со скульптурными изображениями диких зверей по бортикам. Комиссия в составе востоковеда Николая Пантусова, рисовальщика Николая Хлудова и фотографа Ф. Ордэ пришла к выводу, что столик с космогоническими и зооморфными сюжетами относится к 5-8 векам до нашей эры. Счастливому «станичному археологу» была выписана крупная сумма в 400 рублей.

Семиреченский алтарь был научно описан работником Эрмитажа Александром Семёновичем Стрелковым в 1934 году (через четыре года искусствовед будет арестован и вскоре расстрелян). А наш земляк писатель Юрий Домбровский упомянул сей факт в романе «Хранитель древностей».

СЕМИРЕЧЕНСКИЙ АЛТАРЬ. ФОТОГРАФ - Ф.ОРДЭN

Семиреченский алтарь

Что ещё известно о биографии мастера, чьи работы хранятся в собраниях музеев Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских стран? Отметим, что светописец обозначал своё авторство по-разному: «Ордэт», «Хордет», «Ордер», но чаще «Ф. Ордэн» или же «Ф. ОрдэN» (с заглавной латинской буквой «N» в конце фамилии). В нерусскоязычных источниках его называют то F. Hordet (M. Hordet), то W. Orden.

Узоры фотосюжетов светописца, ныне забытых видов Семиречья, улиц Верного, городских сцен, съёмки лиц и групповых портретов, значимых событий и археологических предметов, тиражировались в России в виде почтовых открыток, но без типографского штампа. По крайней мере, с подробной аннотацией и с многозначной нумерацией автора, что говорит о трудоёмком фотоделе мастера. А обилие надписей на стеклянных негативах, написанных кириллицей, свободное владение русским языком, вплоть до мелочей сюжета, позволяют предположить, что светописец был россиянином. Например, им мог быть Николай Феликсович Орде, числившийся как в Могилёвской губернии, так и в городке Петроалександровск Туркестанского края (в советское время – Турткуль, бывший в 1925-1932 годах столицей Каракалпакской АССР).

МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ИЛИ. ФОТОГРАФ - Ф.ОРДЭN

Мост через реку Или. Пароход «Генерал Колпаковский»

Между прочим, на Амударье вместе с Ордэ работали известные фотографы Сергей Михайлович Прокудин-Горский и Станислав Фёдорович Николяи, художник и писатель Николай Николаевич Каразин, востоковед Самуил Мартынович Дудин, другие деятели истории и культуры Средней Азии и Казахстана.

Его работы, мастерские не только по профессионализму, но и по тематическому и географическому охвату в документах и на паспарту, отмечены в фотоколлекциях Кунсткамеры, или МАЭ (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН). Почтовые открытки с видами Верного, Кульджи, Кашгара, станиц и сёл Прииссыккулья и Туркестанского края, снятых, по всей видимости, после землетрясения 1887 года – всё это пронумеровано рукой автора.


КАЗАХ-ВИРТУОЗ ИГРЫ НА КОБЫЗЕ. ФОТОГРАФ - Ф.ОРДЭN

Семиречье. Казах-виртуоз игры на кобызе
 
Впечатляют, к примеру, фотографии свадебного праздника у казахов, на которых можно видеть богатый дастархан, людей, сидящих в юрте или верхом на лошади, невесту в саукеле, шамана с бубном на коленях, танцующую девушку, играющих детей.

Целая серии снимков относится к сопредельной с Россией территории Кашгара: китайский театр, китайская пагода, устройство китайского двора, китайское войско и портреты генералов.

Ну, и отдельный лист-композиция посвящён антропологическим типам края. На снимках в фас и профиль обнажённые до пояса мужчины и женщины – казахи, хивинцы, кокандские узбеки, бухарцы, сарты, таджики, туркмены-текинцы, евреи, персы, монголы, цыгане, ногайцы, семья дунган в традиционной одежде.

Увы, со временем имя Ордэ забылось, а многие фотографии мастера перешли в разряд анонимных…

Литература:
1. Проскурин В.Н. Жизнь и судьба генерала Колпаковского. – Алматы, 2018 (об Ордэ – с. 225-226, о Егорине – с. 154, с илл Алтаря – с. 157);
2. Самигулин И.М. Археология Семиречья. 1857-1912 гг. (Сб. док. и мат-лов) – Алматы, 2011, с. 78-79;
3. Прищепова В.А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX – начала XX века в собраниях Кунсткамеры – СПб., 2011. 452 с.

© Владимир ПРОСКУРИН
Для сайта «Очерки истории Алматы», 13 августа 2020 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета