ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
И это все о ней, о Южной столице…

БУЛАТ МАНСУРОВ: «ДАЖЕ ИВАН ГРОЗНЫЙ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ТАТАРИНОМ»

Н
а II Международном кинофестивале мусульманского кино «Золотой минбар» состоялась премьера нового фильма Булата Мансурова «Сага о Волжской Булгарии». Желающие познакомиться с исторической лентой заполнили зал кинокомплекса «Гранд синема» до отказа. Среди зрителей было немало известных в республике деятелей культуры, тем не менее успешной премьеру можно назвать с большой натяжкой. На общем фоне критических мнений, нескрываемого разочарования удивительным выглядит удовлетворение художественным результатом создателя картины — режиссера Булата Мансурова.

МАНСУРОВ

Наша справка. Булат Мансуров — режиссер, киносценарист. Председатель фонда С. Эйзенштейна. Фильмография: «Утоление жажды» (1966), «Рабыня» (1968), «Смерти нет, ребята» (1970), «Сюда не залетали чайки» (1977), «Тризна» (1982), «Блистающий мир» (1984), «Султан Бейбарс» (1989), «Теплые ветры» (1999)
 
— Булат Багаутдинович, как вы сами оцениваете «Сагу о Волжской Булгарии»?

— Художник не может сам оценивать свое произведение, так как остро ощущает, что предела совершенству нет. Ему трудно завершить начатое из-за желания что-то еще добавить и исправить. Так и я в последующие копии своего фильма намерен внести кое-какие изменения, которые сделают киноповествование ритмичнее, а композицию более совершенной.

Удивительным мне кажется другое — как вообще удалось осуществить задуманное! Ведь работа начиналась в обстановке абсолютного безденежья, когда на «Мосфильме» стояли пустые павильоны и не снималось ни одной картины.

— Это и есть главная причина, по которой работа длилась так долго, целых десять лет?

— Показанная на кинофестивале «Сага о Волжской Булгарии» представляет собой один из семи двухсерийных фильмов большой эпопеи об истории нашего народа, охватывающей период с III по XIII век — от Атиллы до Чингисхана. Причем «Сага» — не первый фильм эпопеи, она начинается кинолентой, рассказывающей о великом переселении народов, главными действующими лицами в ней являются Атилла и Кубрат.

Да, с момента решения снять фильм о татарской истории до выхода его на экран прошло 10 лет, однако сам процесс работы над кинополотном занял примерно три года. Причиной стало то, что в процессе производства случались перерывы в финансировании, которые могли длиться год, восемь месяцев… Можно сказать, фильму повезло, что съемки его начались в середине 1990-х, когда кинематографистов еще не испортили большие деньги. Скажем, бюджет односерийного казахстанского «Кочевника» составил 48 миллионов долларов, а мы с целой киноэпопеей уложились в полтора миллиона долларов. Масштабы несопоставимы. Правда, полностью готовы пока четыре фильма, остальные три можно назвать почти готовыми.

— Как вы думаете, вложенные деньги окупятся?

— Каждый, кто создает произведение искусства, вкладывает в него свою душу и потому надеется на то, что его творение получит отклик. Скажем, на фильмы Андрея Тарковского ходят уже 30 лет, и еще 50 будут ходить. Так на поверку оказывается, что интеллектуальное, высокохудожественное кино способно собрать намного больше денег, чем коммерческое. Шедевры не ржавеют. Я не хочу сравнивать себя с Тарковским, хочу лишь подчеркнуть, что я ставил своей задачей, размышляя о нашей истории, отойти от хрестоматийного пересказа. Список научных консультантов «Саги» впечатляет. Это Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев, Мурад Аджи, а также татарстанские ученые — Халиков, Халитов, Валеева-Сулейманова. Они раскрыли нам суть исторических событий, поведали массу ценных сведений.

— Все ли согласны с вашей трактовкой исторического прошлого татарского народа?

— Некоторые чиновники говорили мне: «Сними сагу о древних татарах». Но я не мог пойти против исторической правды. Полторы тысячи лет назад не было такого самоназвания — татары! Были булгары — причерноморские, крымские, волжские… Так их называли Петр I, Екатерина II. Только в двадцатых годах прошлого века, после образования национальных автономий, слово «татары» закрепилось. Но у меня сохранились метрики родителей, родившихся в Казани в 1899-м и 1900 году, в которых написано «булгар» и «булгар кызы». Поэтому, если хватит сил и возможностей, я буду снимать вторую эпопею, в которой подниму историю Золотой Орды. В ней придется коснуться того, как монголы называли татарами некоторые покоренные народы, а те с этим мирились. Даже сам Иван Грозный порой называл себя татарином.

— Вы уверены, что ваша киноэпопея сможет конкурировать с транснациональными блокбастерами, напичканными компьютерными эффектами?

— Я и не ставил своей целью конкурировать с фильмами подобного рода. Использование компьютерных эффектов мною было сознательно сведено к минимуму. При создании образа городов Булгара и Итиля и нескольких батальных сцен мы прибегли к компьютерной графике. А в остальном главным для меня была творческая индивидуальность актеров, их глаза, интонации, жесты. Талантливость татарских актеров — таких, как Шаукат Биктемиров, Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Алсу Гайнуллина и Фанис Зиганшин — позволяла сделать упор на испытанных кинематографических приемах.

— В прошлом году на первом фестивале «Золотой минбар» многими кинодеятелями и критиками ставилась под сомнение правомерность самого термина «мусульманское кино». Какое содержание вы вкладываете в это понятие?

— Поскольку есть огромное количество стран, в которых проживают мусульмане, постольку существует и необходимость проявить их голос в кинематографе. Скажем, большое внимание самовыражению мусульман уделяет Каирский международный кинофестиваль. На нем всегда в большом количестве показываются киноленты, созданные в Турции, Сирии… И такие каналы религиозного самовыражения в киноискусстве необходимы представителям всех конфессий. Все они заинтересованы в том, чтобы люди больше знали об истинном содержании того или иного вероучения. Например, о том, что ислам не сводится к автомату Калашникова и крику «Аллах акбар», основное в нем — это перлы коранической поэзии и нравственных заповедей.

Опубликовано в газете «Республика Татарстан», 14 сентября 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета