ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
И это все о ней, о Южной столице…

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО АЛМАТЫ НА ПОРОГЕ 150-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ

Г
ород Алматы сегодня — это самый крупный город в Республике Казахстан. Город расположен в интересной и сложной природной зоне — северных предгорьях Заилийского Алатау. Его возникновению способствовали сложившаяся вдоль предгорий сеть поселений, которые возникли на пересечении караванных путей и рек, вода которых использовалась для хозяйственно-бытовых нужд и орошения земель. Густая сеть рек и богатая растительность природных ландшафтов оказывали и оказывают существенное влияние на микроклиматические условия предгорных прилавков. Плодородные земли и возможность их полива, комфортная природная среда активно способствовали возникновению предгорной цепи поселений различной величины и хозяйственной специализации.

ФОТО 1
 
Возникновению и росту различных поселений способствовали выгодные географические и геополитические положения: климат, микроэкономическая ситуация, внешняя торговля, на развитие которой существенное влияние оказала сложившаяся сеть трас караванных путей Великого Шелкового пути. Поэтому не случайно в 1854 г. на пересечении Талгарского, Кулжинского, Капальского, Ташкенского и Каргалинского трактов и реки Малая Алматинка возникло укрепление Верное, которое с 11 апреля 1867 года переименовано в город Верный — административный центр Верненского уезда Семиреченской области. Население города в этот период составило 10 000 жителей.

Самыми ранними, по времени возникновения являются поселки: Большая станица, Малая станица, Татарская слободка, Дальняя слободка, Новая слободка. До 1887 года город Верный застраивается по генеральному плану, выполненному Н. Криштановским в 1868 году. По плану Верный состоял из крепости, Большой и Малой станицы, Татарской слободы и Нового города. При застройке Верного была принята такая же прямоугольная система планировки, как и в Большой Алматинской станице. Планировка имела строгую прямоугольную сетку улиц. Направление улиц север-юг и запад-восток продиктовано было условиями рельефа. Такая разбивка кварталов, короткой стороной обращенная к горам, создавала условия для наилучшего проветривания города, способствовала организация поверхностного стока и полива усадебных участков.
ФОТО 1
 
Такой принцип планировки сохранился и в процессе развития города в юго-западном направлении вплоть до реки Б. Алматинка. В основе планировочной структуры Малой станицы и Татарской слободы, также лежит регулярная система планировки, однако очертания улиц плавно изгибаются по рельефу, длинные улицы тянутся с юго-запада на северо-восток. Такое направление улиц совпадало подходящими к этому району внешними дорогами (Капальский, Кулжинский и Талгарский тракты). Композиционным центром Большой и Малой Алматинских станиц были большие просторные площади с церквями, в Татарской слободе — мечетью, что было положено в основу организации центральной части города Верный.

Нельзя не отметить продуманность планировочного решения города при размещении центра и разбивки его главных улиц. Композиционный узел города — Гостинодворская площадь (ныне центр, рынок Береке) — находится вблизи Большой станицы, как наиболее зеленой в то время части города. Гостинодворская площадь по периметру была застроена одноэтажными кирпичными зданиями торгового назначения. Административный центр города размещался в районе парк им. Пушкина (ныне им. 28-ти гвардейцев-панфиловцев), где находились все крупные здания — мужская и женская гимназии, дом военного губернатора и др. Традиционная пространственная организация городской среды строилась на типовых опробованных временем исторических моделях. Основными структурными элементами которых были: жилые, культовые, административные, торговые здания и сооружения и др. места приложения труда.
ФОТО 3
 
Их функционально-пространственную организацию можно проследить на примере формирования исторических зон городской активности в районе Зеленого и Никольского рынков: зона культовых зданий и объектов, торговая (рынок, торговая улица), административно-деловая, жилая, рекреационная, производственная и другие зоны. В пределах каждой из зон в зависимости от святости, престижности и статуса места формировалась своеобразная материально-пространственная среда. Анализ этих факторов позволяет понять логику взаиморазмещения и характер взаимодействия важнейших функциональных и пространственных элементов городской среды, зон городской активности и рядовой застройки, урбанизированных и природных составляющих городской ландшафт. С возникновением новой части города расширение его территории шло в западном и южном направлениях. Собственно город имел значительную территорию, ограниченную с востока рекой М. Алматинка, с юга — ул. Лагерной (ныне ул. Шевченко), с запада — ул. Дунганская (ныне ул. Масанчи) и с севера — Ташкентской аллеей (ныне проспект Райымбка).

После землетрясения 28 мая 1887 года, Семиреченским областным управлением утверждены правила о возведении зданий наиболее устойчивых от разрушительных действий землетрясений, разработанные И. В. Мушкетовым. Каменное строительство было запрещено. Город застраивался одноэтажными деревянными и каркасно-камышитовыми зданиями. В 1879 году население г. Верного составило уже 18 423 человека. Границами основной части города в то время являлись: Ташкентская аллея — на севере, Головной арык — на юге, река Есентай (Весновка) — на западе и река М. Алматинка — на востоке.

В 1911 году произошло второе катастрофическое землетрясение. Наибольшие разрушения наблюдались в северо-восточной части города в районе бывшей крепости и станицы. В 1913 году население города составило 47,3 тыс. человек. Количество рабочих всех предприятий города насчитывало около 500 человек. До 1917 года продолжается развитие городских территорий в юго-западном направлении. На юге граница городской застройки доходит до ул. Арычной (ныне пр. Абая), на западе — до реки Весновки (ныне река Есентай). Население города составило 35 000 жителей. По мере роста города менялась и его планировочная структура: от компактной с регулярной квартальной застройкой к секторальной. После установления Советской власти и окончания Гражданской войны в 1921 году город Верный переименовывается в Алма-Ату (Алматы). Так было восстановлено название древнего городища.

В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которое было закончено в июле 1929 года. Железная дорога соединила Алма-Ату со Средней Азией, Сибирью, Уралом и центральной Россией и тем самым дала толчок к дальнейшему развитию города, расширению его промышленной базы. В мае 1929 года столица Казахской ССР переведена из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Придание городу статуса столицы Республики и постройка железной дороги способствовали развитию стройбазы, бурному росту строительства, и как следствие, вызвали значительные изменения внешнего облика Алматы. Начиная с 1929 года, резко растет численность населения столицы. Если в 1925 году население города составляло 45,9 тыс. чел., а в 1937 году — 197,4 тыс. чел., то в 1939 году — 230 тыс. человек. По мере роста города происходило развитие городских территорий, менялась и его планировочная структура от центрической, в основе которой лежала моноцентрическая система, к линейной и сетевой структуре, что было связано с равномерным территориальным ростом города.

Город, находившийся до 1930 г. на территории между реками Есентай (Весновкой) и Малой Алматинкой, в связи со своим территориальным ростом и развитием городских территорий стал осваивать земли, расположенные западнее от реки Есентай (Весновка). В 1930 открывается движение по Туркестано-Сибирской железной дороге, которая связывала Алматы с промышленными и культурными центрами страны. С этого момента начинается интенсивная застройка города. В течение 1930—35 гг. в Алматы строились крупные здания с применением сейсмостойких материалов (бутобетон и жженый кирпич), с антисейсмическими железобетонными поясами Особенно широкий размах приобрело строительство в предвоенные годы, на месте ветхих одноэтажных домов были построены капитальные здания, которые в корне преобразили архитектурный облик Алматы. В это время в основных чертах сформировалось ядро системы общегородского центра в районе улиц ныне Толе би, Богенбай батыра, Абылай хана, Фурманова и Казыбек би. Главнейшей особенностью этого периода является создание благоприятной для человека окружающей среды — удобного и красивого города, архитектурных ансамблей, промышленных и жилых комплексов, природного ландшафта, рациональной и достаточной сети дорог и коммуникаций.

Значительное развитие производственного комплекса города Алматы произошло в годы Великой Отечественной войны, это было связано с размещением в городе таких крупных промышленных предприятий, как АЗТМ, завод им. Кирова, станкостроительный завод им. XX-летия Октября и других предприятий, эвакуированных из европейской части СССР, а также развитием их производственной инфраструктуры. Это способствовало росту численности населения города и дальнейшее развитие территории города в западном направлении, усилило формирование зон интенсивного градостроительного развития, потребность в территориальных ресурсах под многоэтажную застройку. В послевоенные годы преимущественно строились жилые дома, проводились большие работы по дальнейшему благоустройству города. К 50-м гг. сложились основные магистрали города и важнейшие архитектурно-планировочные узлы. Была заново создана система общественного озеленения, проведена реконструкция старой уличной сети и осуществлены мероприятия по внешнему благоустройству Алматы.

1955 год относится к началу массового жилищного строительства в Алматы. Был создан ряд серий типовых проектов для условий строительства в районах с высокой сейсмической активностью, началось строительство Алматинского домостроительного комбината (АДК). В 1959 году мощность АДК составила 175,0 тыс. кв. м жилой площади в год. Началось строительство первых микрорайонов на территории западного территориального полигона. Жилищная обеспеченность в 1961 году составила 5,7 кв. м жилой площади на 1 жителя. Центр города сложился в районе ул. Гоголя, просп. Достык, ул. Кабанбай батыра и Наурызбай батыра. В соответствии с действующими в то время сейсмическими нормами массовое строительство осуществлялось в основном в 2—3 этажа. В эти годы завершилось строительство Дома правительства на Старой площади, главного корпуса Академии наук Республики Казахстан. Были построены главная спортивная арена Центрального стадиона, Центральный универсальный магазин (ныне «Зангар») и др.

С 1960 началось комплексное строительство индустриальными методами жилья и объектов культурно-бытового назначения по типовым проектам на свободных землях в западной части города. Это было крупное мероприятие в практике жилищно-гражданского строительства, направленное, прежде всего на решение жилищной проблемы в короткие сроки. Особенно бурно город растет с середины 60-х годов. В этот период получает дальнейшее развитие массовое жилищное строительство и начинается реконструкция северной части центрального района города. Здесь со сносом ветхих одноэтажных жилых домов и зданий барачного типа осуществлялась комплексная застройка 5-этажными крупнопанельными жилыми домами.

Своеобразно складывалась архитектурно-планировочная структура северной части города. Здесь можно выделить множество жилых массивов, у которых в основе лежит регулярная, прямоугольная сетка улиц, но каждая из них имеет свою присущую только ей планировочную структуру, в зависимости от специфических условий местности и времени освоения. Наличие рощи Баума, железной дороги, многочисленных оврагов, пойм малых рек оказали существенное влияние на планировочную структуру северной части города. Эта часть города характеризуется развитием мощных меридиональных связей и не развитостью широтных, в которых не было большой необходимости.

С начала комплексного строительства индустриальными методами жилья и объектов культурно-бытового назначения на свободных территориях в западной части города, кардинально меняется отношение к архитектурно-планировочным принципам застройки Алматы. Происходит отход от традиционно-регулярной застройки и переход к «свободной планировке». Освоение новых территорий вызвало необходимость развития улично-дорожной сети города. В результате чего получают дальнейшее развитие основные магистрали широтного направления: пр. Райымбека, ул. Толе би, пр. Абая, ул. Жандосова. В меридиональном направлении строятся новые магистрали: пр. Алтынсарина, ул. Утеген Батыра, ул. Саина и др. Вместо мелкой нарезки улиц появляются крупные межмагистральные территории — микрорайоны. Такая планировочная структура в дальнейшем получает свое развитие в западном и южном направлениях (микрорайоны: Аксай, Орбита, Коктем), на севере (микрорайоны Жулдыз-2, Алтай-1), на северо-западе (микрорайоны Айнабулак и Дорожник). В эти годы началось формирование важных архитектурных ансамблей Алматы, сложилось ядро центральной части города между ул. Желтоксан и Фурманова, где были расположены основные общественные здания: гостиница «Жетысу», «Детский мир» (1960), ресторан «Алматы» (1964), гостиница «Алматы», Театр драмы имени М. Ю. Лермонтова, 11-этажный Дом Советов (1968), Национальная библиотека (1970). Построен также ряд общественных зданий и в других частях города: кинотеатры «Алатау» (1960) и «Целинный» (1964), Дворец спорта (1966), автовокзал (1967), двухзальный кинотеатр «Арман» (1968) и др.

К этому времени вокруг Алматы, являющейся ядром системы расселения, сложилась Алматинская групповая система населенных мест (АГСНМ). Первый пояс АГСНМ сформировался на базе развивающихся городских и сельских поселений: Боралдай, Горный Гигант, Заря Востока, Карасу, Маяк, Дружба, Акбулак, Курылысшы и др.; сети инженерных, транспортных и прочих коммуникаций; всех видов системной жизнедеятельности: социальных, общественных, промышленных, сельскохозяйственных, научных, инженерных и т. п. К началу 70-х гг. на основании передового опыта сейсмостойкого строительства и в связи с развитием строительной базы в Алматы начинается массовое строительство домов в 5 этажей, а также строятся здания в 7—9 этажей и выше. Массовое строительство продолжает осуществляться в западном районе и в жилых районах «Коктем», «Орбита» и «Казахфильм».

В связи с интенсивным развитием города и городской инфраструктуры, быстрым ростом численности населения города и АГСНМ, с 1970 была начата работа над новым, 4-м генеральным планом Алматы. Этот проект был разработан институтом «Алмаатагипрогор» с привлечением 13 специализированных проектных и научно-исследовательских институтов. Были разработаны и утверждены также проекты детальной планировки центральной части города, крупных планировочных и жилых районов. В генеральном плане планировочная организация системы объектов общегородского центра, жилых производственных и рекреационных территорий строилась на принципах увязки центральной части, общественных центров и структурных планировочных образований города, сетью городских транспортных коммуникаций, в единую, функционально завершенную, городскую систему расселения. По планировочной структуре генерального плана центральная часть города взаимосвязана системой общественных центров с центрами планировочных районов и обеспечивается удобными транспортными и пешеходными связками с другими районами, производственными зонами и местами отдыха.
ФОТО 4
 
В процессе актуализации основных положений генерального плана с 1980 г. началось освоение ново-западного р-на («Аксай»). В настоящее время завершено строительство микрорайонов «Аксай» и «Жетысу», продолжается возведение домов в микрорайонах «Мамыр» и «Самал». В 80-е годы в городе проводятся большие работы по завершению сложившихся и формированию новых архитектурных ансамблей города. Сформировался интересный градостроительный узел в районе Окружного Дома офицеров и Мемориала Славы, расположенного в парке им. 28-ми гвардейцев-панфиловцев. На пересечении пр. Ленина и Абая два уникальных здания — Дворец им. Ленина (Дворец Республики) и высотная гостиница «Казахстан» — вместе с окружающей застройкой образуют один из красивейших ансамблей города. Важный по значимости градостроительный комплекс, представленный зданиями цирка, дворца бракосочетания, музея изобразительного искусства, театра драмы им. М. Ауэзова, складывается на пересечении пр. Абая с поймой реки Есентай (Весновка). За пр. Абая на юг размещается главный архитектурный ансамбль города — площадь Республики. Этот период развития города характеризуется продолжающим ростом объемов строительства крупных жилых массивов, объектов соцкультбыта, реконструкции существующих и появлению новых производственных предприятий.

В начале 1990 г. в пригороде были выделены земельные участки гражданам, для индивидуальной массовой застройки. Начался процесс освоения территории микрорайонов Шанырак-1, -2, -3, -4 и др. В результате в структуру города вошли: Горный Гигант, Заря Востока, Карасу, Маяк, Дружба, Акбулак, Курылысшы и др. В соответствии с Законом РК № 258-1 от 01.07.98 «Об особом статусе города Алматы», городу Алматы был придан статус города республиканского значения. В связи с этим встал вопрос о разработке новых и корректировке действующих целей и программ социально экономического и градостроительного развития территорий города.

Для определения социально-экономического и градостроительного развития города в новых социально-экономических условиях ТОО «Центр градостроительного проекта» был разработан новый Генеральный план развития города Алматы до 2020 года. В новом Генеральном плане определена политика социально-экономического и градостроительного развития города, разработана система градостроительных регламентов и проектные решения по развитию инфраструктуры города; определена прогнозная численность населения на 2020 год — 1500 тыс. чел., в т. ч. постоянное — 1300 тыс. чел и временное — 200 тыс. чел.

По генеральному плану, развитие города намечается в границах существующей городской черты. В связи с чем, проектом предусматривается совершенствование сложившейся планировочной структуры города с включением в ее структуру вновь осваиваемых свободных территорий, имеющихся в пределах городской черты. Как и в предыдущем генеральном плане, ведущим элементом этой системы, определяющим образ и архитектуру всего города, является общегородской центр. Развитие общегородского центра Алматы предусматривается в виде протяженной линейной панели, идущей от пр. Райымбека, в пределах улиц Фурманова и Желтоксан, на юг до реки Есентай и сочетающей в себе общественную застройку с обширными озелененными рекреационными пространствами и жилыми комплексами, объединенных пешеходной эспланады в единую систему общегородского центра. На перспективу центральная часть города сохраняет свою главенствующую роль и сосредотачивает основные административные, культурно-зрелищные, торговые, учебные, медицинские и другие учреждения.

Проектом предлагается выделить центральное ядро города, которое выполняет ведущую роль в развитии всего центрального пространства, благодаря насыщению различными уникальными функциями, разнообразию и целостности городской среды, наивысшей концентрации объектов обслуживания, большому выбору представленных услуг, разных уровней обслуживания, высокой плотности дневного населения. Центральное ядро формируется в границах исторического центра, территория которого ограничена на севере проспектом Райымбека, на востоке — рекой М. Алматинкой, на западе — рекой Есентай (Весновкой) и на юге — улицей Сатпаева.

Видное место в комплексе города отводится развитию внутригородской системы зеленых насаждений общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения. Долины горных рек (Аксай, Есентай, Каргалинка, Большая и Малая Алматинка), система аллей, бульваров, парков составляют природно-ландшафтный каркас города. Генеральный план предусматривает восстановление и развитие пространственной непрерывности природно-ландшафтного каркаса территории путем: воссоздания утраченных природных и озелененных ландшафтов долин малых рек; дальнейшего формирования пригородных зеленых массивов; создания новых озелененных территорий; интенсивного озеленения жилых, производственных и рекреационных территорий.

К территориям, на которых намечается создание наиболее крупных массивов зеленых насаждений, относятся: дендропарк «XXI век»; комплекс древней Алмату; эспланада в пределах улиц Маречека и Жубанова; лесопарковая зона в логу между микрорайонами Шанырак-1 и -2; лесопарковая зона восточнее пос. Коккайнар; национальный историко-этнографический парк «Сакские курганы», южнее пос. Боролдай; водо-охранные полосы малых рек и их притоков; полоса горных ландшафтов вдоль южной части городской черты; урочище «Прямая щель»; Первомайские пруды и др.

Генеральным планом предусматривается дальнейшее развитие сети многофункциональных транспортно-пересадочных комплексов, формируемых на пересечении основных магистральных улиц города. Такие комплексы предлагается формировать на пересечении пр. Сейфуллина и пр. Рыскулова, у городского ипподрома по ул. Жансугурова, на пересечение Северного полукольца с ул. Жансугурова, вокруг привокзальных площадей станций Алматы-1, -2, в районе вокзала Саяхат и по периметру площади у нового здания аэропорта.

В западной части города формирование многофункциональных транспортно-пересадочных комплексов намечено на пересечении пр. Абая, ул. Толе би, пр. Райымбека, ул. Жандосова с пр. Саина, ул. Розыбакиева с внутригородским средним транспортным полукольцом. В восточной части города многофункциональный комплекс намечено сформировать на пересечении Кулжинского и Талгарского трактов. В процессе дальнейшего развития сети магистральных улиц эти многофункциональные транспортно-пересадочные комплексы органично вольются в систему общегородского центра. Районы жилой застройки занимают в Алматы более половины всей территории, являясь самым представительным видом использования городских земель. В ходе роста и развития города, расселение складывалось вначале в южной части города в направлении запад-восток и частично юг, а затем в северной части в направлении север, северо-запад.

С момента возникновения города и до сегодняшнего дня западный сектор остается самым активным направлением прироста городской территории. Это связано с наиболее комфортными микроклиматическими, санитарно-гигиеническими и природными условиями западного сектора. Здесь на свободных территориях уже ведется строительство малоэтажной усадебной застройки. С учетом этого генеральным планом западному сектору отводится ведущая роль в территориальном развитии города на расчетный срок.

По генеральному плану западный сектор развивается между двумя автомобильными трассами: Алматы — Бишкек и Алматы — Узунагаш, включая села Калкаман, Дружба, Мамыр, Акбулак, Тулпар, и городской чертой, проходящей западнее реки Сапожниково. Основными планировочными осями западного сектора являются пробиваемые в западном направлении пр. Абая, ул. Толе би, пр. Рыскулова, а также существующие пр. Райымбека и ул. Жандосова, вдоль которых на примагистральных территориях проектом предусматривается новое многоэтажное строительство. На межмагистральных территориях предусматривается развитие малоэтажной усадебной застройки. Благодаря пробивке сформировавшихся и строительству новых магистралей сложившиеся поселки Калкаман, Дружба, Мамыр, Акбулак, Тулпар органично войдут в структуру города. Эти магистрали свяжут территорию западного сектора с центральной частью города и местами приложения труда.

Генеральным планом планируется дальнейшее развитие северо-западной части города, представленной разрозненными и слабо развитыми в градостроительном отношении территориями существующих поселков Карасу, Заря Востока, Ожет, Коккайнар и вновь застраиваемых микрорайонов Шанырак-1, -2, -3, -4, -5. Связь между ними из-за расчлененности рельефа и отсутствия дорог в настоящее время слаборазвита. Сложившуюся ситуацию намечено изменить в лучшую сторону за счет строительства внутригородского среднего транспортного полукольца, трассировка которого намечена северо-западнее рассматриваемой территории, а также пробивки ул. Саина на север, ул. Акын сара в микрорайонах Шанырак — на запад, строительства автодороги вдоль БАКа, и таким образом присоединение рассматриваемой территории к общей планировочной структуре города.

Следующая перспективная площадка под освоение жилищного строительства — северная. Северная площадка по сравнению с западной преимущественно свободная от застройки, относительно ровная. Развитие жилых территорий предусматривается на площадке ограниченной с запада — автодорогой Алматы — Капчагай, с востока — р. Малая Алматинка и с севера — городской чертой. По проекту здесь, ближе к существующему пятну города, предлагается размещение многоэтажного жилья вдоль основных транспортных коммуникаций, а остальная часть площадки предусматривается для развития малоэтажной усадебной застройки. На осваиваемых территориях формируются жилые массивы, которые новыми планировочными осями и существующими магистралями связаны с центральной частью города и основными местами приложения труда.

Развитие города в восточном направлении предусматривается на площадке восточнее Малой станицы между Кулжинским и Талгарским трактами до городской черты. На данной площадке в основном предусматривается развитие малоэтажной усадебной застройки. Вдоль основных планировочных осей Кулжинского и Талгарского трактов проектом предлагается высокоплотная застройка с объектами обслуживания. На развилке двух трактов получает развитие многофункциональный транспортно-пересадочный комплекс — подцентр общегородского центра. Эту площадку пересекают: с востока на запад — русло Большого Алматинского канала; с юга на север — русло реки Малая Алматинка, на пересечении которой с БАКом размещаются пруды РКП «КазПАС»; севернее вдоль р. Малой Алматинки размещается Алматинское озеро с лесопарковой зоной. Вдоль этих объектов в будущем намечено создать зоны отдыха общегородского значения. Связь жилых и общественных территорий восточного сектора с центральной частью города предполагается осуществлять по новым и подлежащим реконструкции, существующим магистралям.

Предусматривается дальнейшее совершенствование исторически сложившейся транспортной структуры города, путем создания в дополнение к существующим и новым меридиональным и широтным магистралям, объездных автомобильных дорог, сети объектов сервисного обслуживания транспортных средств, строительства транспортных развязок, путепроводов, эстакад и т. д.

Для разгрузки исторически сформировавшегося центра, срединных и внешних территорий города от транзитных по отношению к ним потоков планируется дальнейшее развитие существующих и формирование новых магистральных улиц широтного (ул. Рыскулова, Райымбека, Толе би, Абая, Жандосова, Тимирязева, Аль-Фараби) и меридионального (ул. Саина, Розыбакиева, Сейфуллина, Достык) направлений, а также формирование транспортных полуколец: внутригородских — малое, среднее, внешних — южное и северное (БАКАД). Все эти предложения позволят сократить потери времени населения на транспортные передвижения; обеспечить существенное улучшение транспортного обслуживания периферийных районов массовой жилой застройки, разгрузить центр города от транзитных транспортных потоков, снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду.

Кроме того, проектом предлагается расширение, реконструкция, развитие существующих магистралей. Как, например, пробивка пр. Сейфуллина до южного транспортного полукольца на юге, ул. Толе би — до обводных дорог на западе и востоке, дальнейшее развитие пр. Абая на запад, пр. Саина — на север до проектируемой обводной автодороги (БАКАД), выпрямление трассы пр. Райымбека до соединения её с Талгарским трактом, пр. Рыскулова — на запад до обводной автодороги (БАКАД) и т. п.

Все широтные и меридиональные магистрали классифицированы как магистрали непрерывного движения, а в центральном районе — регулируемого движения, поскольку в его границах сохраняется существующая организация движения транспорта с пересечением в одном уровне.

Проект генерального плана развития города Алматы на период до 2020 г. предусматривает взаимосвязанное развитие города Алматы и пригородной зоны, улучшение экологической ситуации, охрану историко-культурного и природного наследия, преемственное развитие архитектурно-пространственной структуры города, качественно новые направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры, комплексную реконструкцию жилых и производственных территорий, расширение общественных и возрождение природных зон города, градостроительное зонирование территории и программу первоочередных градостроительных мероприятий.

© БОЙКО Борис, архитектор
Опубликовано в журнале «Кумбез», №3-4, 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета