ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
И это все о ней, о Южной столице…

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Что снесут в Алматы

Д
еньги любят Алматы. Где бы казахстанцы ни зарабатывали на жизнь, тратиться они предпочитают в южной столице. А недавно принято решение правительства о преобразовании Алматы в региональный финансовый центр — серьезнейший, без сомнения, поворот в его судьбе. Но станет ли город центральноазиатским Нью-Йорком или хотя бы вторым Сингапуром? Вооружившись полусекретными стратегическими планами и программами властей, редакция «НП» попыталась заглянуть в будущее…

Разумеется, невозможно волевым решением превратить город, который в сравнении с мировыми финансовыми столицами выглядит все же глубоко провинциальным, в средоточие финансов Азии. Думать, что это произойдет только потому, что правительство так постановило, наивно и даже опасно. Для этого нужно решить целый комплекс проблем. И первая из них — внешний облик города.

ВХОД ВОСПРЕЩЕН?

Старожилам вход воспрещен?

Город-сад станет каменным цветком

В декабре 2002 года был принят генеральный план развития Алматы до 2020 года и стратегический план до 2030-го. Как говорит директор департамента архитектуры и градостроительства города Алматы Султан Баймагамбетов, все старые планы разрабатывались с учетом столичного статуса города и социалистического типа хозяйствования. В этом принципиальное отличие действующего генплана от предыдущих: он был разработан уже после того, как Алматы перестал быть столицей, и рассчитан на рыночную экономику, то есть на частного инвестора.

Два года назад мы только могли предполагать, каким Алматы станет через несколько лет, сегодня мы можем наблюдать за его преобразованиями. Трещит по швам поношенная ткань старого центра: то там, то здесь вырастают новые здания и жилые дома. Они, безусловно, хороши, однако на их фоне любимые алматинские дворики теряются и выглядят бедными родственниками. Радует, что по генплану предусматривается сохранение исторического центра города. «Есть в Алматы старые 2-, 3-этажные дома, к которым мы все привыкли с детства, — говорит Султан Кабеевич, — мы не будем их трогать. Они подлежат частичной реконструкции — возможно, будут переделаны чердачные покрытия, пристроены мансарды. Отреставрируем фасады… В общем, они будут гармонировать с новыми зданиями и оттенять их».

Долго шли дискуссии по поводу так называемых «косых» домов по проспекту Абылай хана, поскольку они напрямую связаны с историей города: когда-то здесь жила элита страны. Но сегодня судьба их уже решена. По словам Султана Баймагамбетова, когда идет реализация генплана, без сноса обойтись нельзя. Это не прихоть городских властей, а объективный процесс развития города. Так что «косые» дома пойдут под бульдозер. А память о людях, которые когда-то в них жили, можно увековечить другими способами.

Раньше предполагали, что Алматы будет расти на север и на запад, и ошибались. По генплану развиваться город будет только в нынешних своих границах. Существуют резервные территории, то есть свободные от застройки. Кроме того, город будущего поглотит ветхие, несейсмостойкие, 2-3-этажные каркасно-камышитовые дома. Такого жилья в южной столице, по данным департамента архитектуры и градостроительства, не менее 60 процентов.

Уже принято постановление акима о переселении жителей. В каждом из административных районов выделены земельные участки под строительство современных домов. По городу проведен мониторинг, установлена очередность переселения. Почти в каждом из районов есть дома, подлежащие сносу. Практически полностью будут снесены Рабочий поселок, Горный Гигант, поселок техникума связи — южнее улицы Сатпаева, восточнее КазНТУ (бывший Политех), одноэтажные дома по Аль-Фараби. Реконструкции подлежат проспекты Сейфуллина, Абая, Райымбека, часть Фурманова, будет завершена начатая еще в советские годы реконструкция проспекта Толе би. Через год-два завершится начатая несколько лет назад реконструкция проспекта Достык. Сейфуллина, являясь самой протяженной улицей города, несмотря на то, что проходит по центру города, все же выглядит провинциальной. Она будет полностью преобразована, вплоть до вокзала Алматы I. Правда, произойдет это не сегодня и даже, возможно, не завтра, ведь генплан рассчитан до 2020 года.

Предполагается реконструировать и район от аэропорта до центра города. Хотя уже сегодня проспект Суюнбая выглядит достаточно импозантно благодаря современным фасадам автосалонов, этого все же недостаточно. Одноэтажные частные дома будут снесены от Суюнбая до улиц Майлина и Хмельницкого. На их месте вырастут новые здания — жилые дома и офисы.

Требует внимания и проспект Райымбека. После завершения транспортной развязки на пересечении с улицей Саина градостроители возьмутся за сам проспект. Одноэтажные частные дома и каркасно-камышитовые двухэтажки уступят место современным высоткам. Кстати, уже есть инвестор, который возьмется за перестройку северной стороны проспекта. В районе пересечения Райымбека и Казакова раскинется новый район муниципальных домов на 60 тысяч жителей.

КАРТА-СХЕМА

Главной в Алматы станет центральная городская эспланада. Ее осевая линия идет от вокзала Алматы II по улице Байсеитовой. Напомним, что именно на этой оси расположены, если можно так выразиться, культовые сооружения южной столицы: Старая площадь и бывший Дом правительства, театр оперы и балета, площадь Республики, монумент Независимости, здание городского акимата. Выше улицы Сатпаева на по обеим сторонам центральной эспланады в будущем раскинется новый многофункциональный комплекс Нурлы Тау, первая очередь которого сдана этой осенью. По словам Султана Баймагамбетова, Нурлы Тау — первый шаг на пути преобразования Алматы в финансовый центр.

Дороги «развяжутся» и прибавят в длине

Вряд ли иностранных финансистов удовлетворит состояние транспортных артерий Алматы. Уже сегодня город задыхается от излишнего количества автомобилей: 80 процентов вредных выхлопов приходится на автотранспорт. Километровые пробки — примета всех мегаполисов, но городские власти пытаются решить эту проблему. Разгрузить южную столицу от транзитного транспорта позволит Большая алматинская кольцевая автодорога (БАКАД). Мы уже подробно писали о ней, поэтому повторяться нет смысла. С пробками во всем мире борются, строя эстакады, развязки и мосты, но градостроители не намерены перегружать город подобными сооружениями. Хотя по генплану предусмотрено строительство 17 транспортных развязок, большинство из них приходятся на БАКАД.

На территории Алматы уже действует развязка по дороге в аэропорт, еще одна — на пересечении улиц Райымбека и Саина — вступит в строй в ближайшее время. Также предполагается «развязать» следующие перекрестки: аль-Фараби и Фурманова, Саина и Джандосова, Саина и Абая, Звенигородская и Рыскулова, Рыскулова и Сейфуллина, Рыскулова и Бокейханова — сегодня это наиболее напряженные участки. В центре города будут использованы схемы одностороннего движения, примером могут служить улицы Желтоксан и Наурызбай батыра, где такая схема действует сегодня.

Полным ходом идет в Алматы программа продолжения улиц. Уже пробита Наурызбай батыра. Сейфуллина дойдет до предгорий, в 2005 году проспект соединится с улицей Тимирязева, а потом пойдет выше. Фурманова продолжится до бывшего дворца культуры села Горный Гигант.

Главной в Алматы станет центральная городская эспланада. Ее осевая линия идет от вокзала Алматы II по улице Байсеитовой. Напомним, что именно на этой оси расположены, если можно так выразиться, культовые сооружения южной столицы: Старая площадь и бывший Дом правительства, театр оперы и балета, площадь Республики, монумент Независимости, здание городского акимата. Выше улицы Сатпаева по обеим сторонам центральной эспланады в будущем раскинется новый многофункциональный комплекс Нурлы Тау, первая очередь которого сдана этой осенью. По словам Султана Баймагамбетова, Нурлы Тау — первый шаг на пути преобразования Алматы в финансовый центр.

Эспланада будет пробита до предгорий и завершится олимпийским комплексом — стадионом и олимпийской деревней. Возможно, когда-нибудь Алматы станет столицей Белой Олимпиады. Территории для строительства комплекса уже зарезервированы.

Внешность + внутреннее содержание

Итак, мы более или менее ясно можем представить себе образ будущей финансовой столицы региона. Образ, нужно отметить, достаточно привлекательный. Но этого мало. Даже если мы снесем все старые дома, а на их месте возведем небоскребы, Алматы все-таки не станет Нью-Йорком. Необходимо попутно решить еще кучу проблем. Постараемся обозначить здесь некоторые из них.

Городские службы, от которых зависит безопасность горожан, — полиция, пожарные, коммунальные службы — должны научиться работать в новых условиях. Смогут ли наши пожарники, например, тушить не горящие мусорки и частные домики, а бороться с огнем в высотных зданиях? Есть ли у них для этого навыки и специальное оборудование?

Перебои с подачей воды, отоплением и горы мусора во дворах не прибавят обаяния городу в глазах иностранцев при деньгах. Поэтому до того как начать возводить очередной элитный дом, хорошо бы решить коммунальные проблемы.

Работа полиции в западных странах на первый взгляд почти незаметна. Там не увидишь фланирующие по улицам патрули, но при любом нарушении порядка полицейские словно вырастают из-под земли. Нашей полиции нужно научиться таким же четким действиям.

Системной и продуманной должна стать работа дорожной полиции. Она заключается не в охоте на нарушителей ПДД, а в грамотном использовании всех ресурсов, чтобы предотвратить нарушения.

Сегодня отсутствие парковок мешает нормальному проезду транспорта. Если даже все служащие дорожной полиции выйдут регулировать движение на улицах, ситуацию это не спасет. Не помогут ни развязки, ни особые транспортные схемы. Потому что машину придется где-то оставлять. При проектировании новых супермаркетов, ресторанов, офисов и жилых домов нужно обязательно предусмотреть современные безопасные парковки.

Если уж мы без тени сожаления готовы снести все старые дома, нужно с таким же рвением избавляться от «перезрелых» автомобилей. Зачем нам столько дышащих на ладан «копеек»? Конечно, сейчас на них «таксуют» частники и зарабатывают таким образом на жизнь. С ростом города, его преобразованием в финансовый центр, очевидно, появится и больше рабочих мест, например, в сфере обслуживания, где люди смогут себя проявить. В качестве альтернативы необходимо увеличивать парк такси, где стоимость проезда будет, может быть, дороже, зато комфорт и безопасность несравнимо выше.

При движении к цели появятся, конечно, новые проблемы. Но, на наш взгляд, только решив перечисленные выше, мы можем быть уверены: проект преобразования Алматы в региональный финансовый центр не станет еще одним прожектом.

© Светлана ГРИБАНОВА
Опубликовано в газете «Новое поколение», 19 ноября 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета