ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Стихийные явления

КАК РУШИЛСЯ ВЕРНЫЙ

Н
айдены снимки-свидетели самых страшных землетрясений в Алматы. Музейный раритет — альбом из личного архива верненского фотографа Абрама Лейбина, о котором не знали даже историки, 118 лет хранился среди семейных фотографий потомков мастера.

История этой коллекции, которую антиквары южной столицы уже сейчас оценивают в десятки тысяч долларов, похожа на лихо закрученный детектив. В начале прошлого века землетрясениями 1887 и 1911 годов, но еще больше — богатым собранием снимков, запечатлевших катастрофы, заинтересовались в российской столице. Лейбину предложили рассортировать уникальные кадры и презентовать их первым лицам российской империи. Губернские власти подсуетились, и в Санкт-Петербург отправились десять пухлых альбомов. Пред светлые очи государя императора и великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича предстали два из них, переплетенные в шагрень, с золотыми буквами на обложке.

Верный до безумия стихии и после нее, с подробнейшим описанием того, как происходило землетрясение, какой характер носили разрушения, как двигалась почва, — настоящий звездный час для неизвестного фотографа из глубинки.

ВЕРНЫЙ ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

— Альбомы произвели фурор, — рассказывает старший научный сотрудник музея истории Алматы Найля Чулакова. — Мало того, они вызвали большой общественный резонанс. Высочайшее постановление, последовавшее тотчас же за презентацией альбомов, запрещало возведение в Верном каменных зданий.

Обрушившийся на город гнев стихии разрушил его полностью, под руинами погибла большая часть верненцев, чудом выживших эвакуировали в окрестные госпитали. Раны земли залечили. На месте города — каменного цветка — выросли уродливые деревянные бараки. Погасла душа города — спокойного, сонного, основательного. Скептики качали головой: Верный на ладан дышит, доживает последние дни.

На место трагедии была выслана даже специальная экспедиция под руководством географического светила того времени Ивана Мушкетова. Она должна была исследовать обстановку и даже разработать план переноса города из неблагополучного предгорья на берега Или. Однако проект оказался слишком уж дорогостоящим, и местные власти благополучно его «заморозили».

Все изменилось с прибытием в городок Зенкова. Талантливый зодчий в масштабах уездного городка устроил настоящую революцию в архитектуре того времени — в небо над Верным потянулись деревянные башенки, здания украсились узорной отделкой. За эволюцией города зорко следил объектив Лейбина.

Эти снимки так же канули в Лету, как и наделавшие шуму фотоальбомы. Скорее всего, считают ученые, они «расползлись» по частным коллекциям. А сотни уникальнейших кадров, копий которых нет даже в Государственном музее, навсегда стерты со страниц истории. Но…

Сенсационная находка попала к нашим историкам случайно. Сотрудники музея истории Алматы вышли на правнуков верненского фотохудожника. И чудо — в семейной сокровищнице обнаружился третий, никому не известный альбом тех самых страшных снимков. Десятки черно-белых карточек, украшенных вензелями мастера, на страницах из пожелтевшего картона. На них руины городских зданий, раненые, убитые. Гнев стихии под прицелом объектива — Абрам Соломонович делал эти снимки для себя. Поэтому они откровеннее утерянных музейных экспонатов запечатлели страшную трагедию ушедших веков.

Хранится раритет в условиях обычной квартиры. Но, уверяют специалисты, старым фотографиям не страшен ход времени. Они не выцветают и не покрываются коричневыми «лисьими пятнами» — все дело в качестве материалов начала прошлого века. Похоже, что находка века (так альбом уже окрестили алматинские историки) все-таки не попадет под музейное стекло. Наследники фотоклада не хотят расставаться с памятью о знаменитом предке. Сейчас коллекция готовится к путешествию — Лейбины переезжают в Москву. А в городе, к которому крепко привязаны все эти фотографии, останутся лишь копии.

© Юлия СТАРИКОВА
Опубликовано в газете «Литер», 27 октября 2005 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета