ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

В БЕЖЕВОМ МРАМОРЕ

Премьер Казахстана Ахметов инспектирует непостроенные станции Алматинского метро

В
  метро премьер-министр получил фонарь. Но зато Даниал Ахметов лично удостоверился — на стройке века работа кипит.

Вчера и сегодня премьер-министр разъезжает по южной столице с рабочим визитом. Самой насыщенной оказалась пятница — с утра пораньше глава правительства спустился в метро (в смысле не в развлекательный комплекс, а в долгострой). Даниал Ахметов посетил станцию «Алмалы». В будущем вход в нее будет на Панфилова — Карасай батыра, но вчера Даниал Кенжетаевич зашел с «черного хода» — с Тулебаева — Богенбай батыра. Свежепрокрашенный, но совсем не помпезный лифт опустил его и других государственных мужей — акима Имангали Тасмагамбетова, министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова — на глубину 35 метров. Там, в тоннеле, в районе улиц Тулебаева — Фурманова — Богенбай батыра премьеру показали плакаты с графиками. На них были привлекательные картинки будущего — вот станция «Алмалы», ходят по ней поезда и люди… Внешне облицовка будущей станции похожа на подземный переход возле магазина «Столичный» — тот же сдержанный, но благородный бежевый цвет. Только все намного масштабнее. Плюс колонны.

Для особо жаждущих прокатиться под землей с ветерком сообщаем: от Райымбека до Богенбай батыра метро точно пробито. Если учитывать, что это плод 18-летнего труда, то становится как-то грустно, но дальше работа должна идти куда быстрее. Даниалу Ахметову и иже с ним показали в прошлом году закупленный (а ныне собираемый) тоннелепроходческий комплекс с немного неприличным названием «Herrenknecht». По словам начальника технического отдела АО «Алматыметрокурылыс» Нурлана Исабекова, этот немецкий гигант способен в месяц проходить 250-300 метров, тогда как его предшественники за этот период осваивали только 90. При этом 65-метровая махина (параметры даны в длину) измельчает камни. В мае «Herrenknecht» будет полностью собран, и пробивка метрополитена должна прибавить в скорости.

Слух о том, что метро заливают грунтовые воды, — неправда. Премьер-министр, который в метро спустился в светлой курточке, таким и вышел — чистым и сухим. Как говорят метростроевцы, в этом районе грунтовые воды намного ниже. А что касается возможного землетрясения, то метро строится с расчетом на 9 баллов. Мировая практика показывает: именно в тоннелях наиболее целесообразно спасаться от подземных толчков. Там они менее ощутимы и разрушений меньше.

Метростроевцы подарили главе Кабмина символичный подарок — фонарь. Так что с таким презентом премьеру теперь темнота не страшна.

Цена стройки

В этом году на строительство метро выделено 8 млрд. тенге, из них 6 — на строительно-монтажные работы, а 2 — на приобретение нового оборудования. Но «Алматыметрокурылыс» просит еще 10 млрд. тенге. Так что ожидаемые объемы финансирования долгостроя такие: в этом году — 18 млрд. тенге, в следующем — столько же и в 2008 (год предполагаемой сдачи первой линии) — 36 млрд. тенге. Общая стоимость первой линии станет известна в сентябре этого года — тогда завершится государственная экспертиза. Предыдущий подсчет, произведенный в 1995 году, показал, что стройка обойдется в 101 млрд. тенге.


Справка «КП»
Начало строительства метрополитена — 7 сентября 1988 года. Пока что пробивается первая линия метро — от Райымбека по Фурманова до Абая, поворот в западном направлении до улицы Гагарина. Протяженность — более 8 километров. Но на деле придется пройти 21 километр — помимо главного тоннеля, по которому будут ездить поезда, есть еще и перегонные тоннели, которые после строительства, скорее всего, закопают. Диаметр тоннеля — 5 метров, там, где будут станции, — 8 метров. Один вагон будет вмещать 173 человека (из расчета 5 человек на 1 квадратный метр). Скорость движения поездов — 40 км в час.

© Светлана РОМАШКИНА
Опубликовано в газете «Комcомольская правда Казахстан», 8 апреля 2006 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета