ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АЛМАТЫ

поиск

содержание

Творчество В.Н. Проскурина

Творчество других авторов

награда

БРОНЗОВЫЙ ПРИЗЕР AWARD-2004

статистика



Rambler's Top100Rambler's Top100




«Очерки истории Алматы»
Алматинское метро

50 МЕТРОВ ПОД ЗЕМЛЕЙ

А
лматинские метростроители 4 августа осуществили сбойку тоннелей на глубине 50 метров в районе управления «Казахстан Темир Жолы».

А метро, оказывается, строится. Как говорится, медленно, но верно. Возможно, горожане, озабоченные разнообразными событиями, которые происходили последние 16 лет здесь, над землей, уже и забыли об этом проекте. А зря. Ведь начиная с далекого 1988 года глубоко под землей ни на день не замирала жизнь, не прекращалась незаметная и кропотливая работа. И первый (и пока единственный в республике метрополитен), несмотря ни на что, продолжает строиться. В этом убедился и корреспондент «НП», спустившийся в шахту вместе с метростроителями.

…Щит, вгрызаясь в грунт, постепенно прокладывает себе путь. Это невероятно большая (чуть больше окончательного диаметра тоннеля) машина длиной до ста метров. Ей нельзя стоять без дела. Чтобы сохранять работоспособность, она должна хоть понемногу, но делать свою работу. Иначе ее заклинит в породе. Затем «умрут» механизмы.

Щит не только отрывает грунт и подает его назад. С помощью щита сам тоннель приобретает вид и форму идеальной железобетонной трубы, внутри которой будут ходить поезда. В таком виде тоннелю уже не страшны ни обвалы, ни землетрясения. Работать в наших условиях невероятно сложно. Грунт, сквозь который продираются щиты, состоит из песчаника, маловлажной галечниковой породы. Буквально каждый метр приходится крепить и лишь потом двигаться дальше. Сами условия не позволяют спешить. Пусть медленно, но наверняка.

Этот самый принцип работы щита оказался чем-то схожим с драматической коллизией, по которой раскручивалась история Алматинского метрополитена.

Алматинский метрополитен уже второй век на слуху не только у жителей южной столицы, но и у других казахстанцев. И в то же время оказалось, что даже алматинцам мало что известно о метрополитене. Да и сегодня немногие имеют представление, как пройдет линия, где будут расположены начальные и конечные станции. С годами интерес к метрополитену сменился если не полным забвением, то равнодушием точно.

Первые проектные работы, обосновавшие необходимость и возможность строительства метрополитена в Алма-Ате, начали около 28 лет назад. В конце 80-х годов минувшего века в Алма-Ату потянулись метростроевцы из Москвы, Ташкента, Новосибирска, приехали строители с БАМа. И закипела работа. В уходящем 1988 году успели пройти первые 40 метров тоннеля.

Тогда строительство вели на средства союзного бюджета. Косвенные затраты на подготовительные работы легли на местный республиканский бюджет. Огромное и специфическое хозяйство развивалось очень быстро. И спустя три года на предприятии было занято около 800 рабочих и инженерных кадров самых разных специальностей. За 1991 год было пройдено уже 1573 метра. За 1993 год метростроевцы прошли уже тот максимум, который на сегодня остается непревзойденным — 1894 метра!

Что случилось потом — многие хорошо помнят и сегодня. Советский Союз распался, а вместе с ним свернулись и многие работавшие тогда программы. Но не строительство метро! Спад был чудовищным: 300 метров в 1994 году, затем 176 метров за год, 152 метра… И, наконец, лишь 90 метров в 1997 году. Тогда и самих метростроевцев-то осталось около 180 человек: самые верные и отчаянные продолжали прокладывать тоннель, несмотря на многомесячные долги по зарплате. Такова специфика этого дела — бросишь, остановишься, и начнутся обвалы, разрушения.

Несколько лет вопрос, где взять деньги на первую очередь метро, оставался трудноразрешимой проблемой. В бюджете страны не хватало средств даже на самые острые социальные проблемы. Именно тогда стали раздаваться истерические выкрики о том, что, еще не родившись, детище метростроевцев впало в кому, что подземные сооружения уже рушатся. Главным козырем против завершения строительства звучали ужасающие предположения, что в случае землетрясения жилые дома станут проваливаться в полости, образованные подземными тоннелями.

В то же время метрополитен, даже недостроенный, нет-нет да выручает журналистов, становясь дежурной темой. Порой публике подбрасываются «подробности», которые могут возникнуть только в воспаленном и весьма изощренном сознании. Говорили, что в «заброшенных и неохраняемых» тоннелях метро поселились бродяжьи банды, что там же обитают гигантские крысы-мутанты, что под землей, подальше от глаз проходят дуэли между преступными сообществами, что там же проводят собачьи и гладиаторские бои!

Иные СМИ скрупулезно исследовали вопросы целесообразности строительства метро в Алматы. Перекрикивая друг друга, различные эксперты пытались убедить чиновников и простых горожан в том, что проект не имеет перспективы, говорилось о безнравственных по масштабам затратах. Находились, кто подсчитал, что метро окупится не ранее пятого тысячелетия…

А метро тем временем жило своей незаметной для глаз поверхностных обывателей жизнью, оно продолжало строиться. А с недавних пор метростроевцы приободрились. Больше года назад, попав в Государственную программу развития Алматы на 2003-2010 годы, метрополитен получил из государственного бюджета ощутимые средства на продолжение строительства. А значит, появилась возможность не только подлатать поизносившееся оборудование, но и приобрести новое, дополнительное. В прошлом году было пройдено 554 метра. На сегодняшний день, 6 августа 2004 года, отрыто еще 517 метров тоннеля.

В будущем году в строительство метро предполагается вложить 12 млрд тенге. Соответственно планируется пройти за год уже 2,2 километра. Но и число работающих нужно увеличить до 2 тысяч человек против сегодняшних 850. А специалистов еще предстоит поискать.

Конечно, первоначальные планы сделать три сообщающиеся линии Алматинского метрополитена сегодня сильно скорректированы. От былого проекта пока осталась одна линия: от пересечения пр. Райымбека и ул. Фурманова — до пр. Абая и далее до ул. Гагарина с пятью промежуточными станциями. Проходчики ведут навстречу друг другу по два параллельных тоннеля. И сегодня от ул. Райымбека под ул. Фурманова проложен прямой тоннель, который уже миновал бывшую улицу Кирова. Со стороны улицы Жарокова тоннели достигли пределов Центрального стадиона.

И если финансирование будет происходить так, как оно запланировано Программой окончания строительства первой линии Алматинского метрополитена, то в 2008 году проходчики свою работу закончат. Останется наладка оборудования и окончательная отделка пассажирских платформ, кассовых залов, вестибюлей, эскалаторных спусков. В проектах станции впечатляют своей красотой!

Станция «Райымбек» будет расположена у пересечения ул. Фурманова и проспекта Райымбека, входы расположатся на каждом углу перекрестка и будут выходить к вокзалам Алматы-2 и «Саяхат».

Станция «Жибек жолы» — в районе улиц Гоголя и Панфилова.

Станция «Алмалы» — на пересечении ул. Фурманова и ул. Виноградова недалеко от оперного театра, вход с ул. Панфилова.

Станция «Абая» намечена южнее пр. Абая по ул. Желтоксан с выходами к театру им. Лермонтова и Республиканской библиотеке.

Станция «Байконур» — у пересечения пр. Абая и ул. Байтурсынова, в районе Центрального стадиона и Дворца спорта.

У пересечения пр. Абая и ул. Джандосова предусмотрена станция «Тулпар».

И станция «Алатау» — конечная станция первой очереди линии метро. Она разместится в зоне жилых домов между пр. Гагарина и ул. Жарокова с южной стороны пр. Абая.

© Константин МАСКАЕВ
Опубликовано в газете «Новое поколение», 6 августа 2004 г.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ПРОСКУРИНА


© 1996-2016 Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета